Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы работы обусловлена тем, что использование трудовых ресурсов относится к важнейшим задачам современной формы управления предприятием и предопределяется практическими задачами в условиях становления рыночной экономики. Процесс изучения численности, состава и формирования трудовых ресурсов закономерно связан с разработкой методологии исследования, основанной на методах статистического анализа эффективности использования трудовых ресурсов.
Целью работы является изучение статистических показателей, характеризующих трудовые ресурсы.
Постановка данной цели определила необходимость решения следующих задач: рассмотреть понятие и состав трудовых ресурсов; раскрыть основные показатели, характеризующие численность и движение трудовых ресурсов; проанализировать показатели динамики трудовых ресурсов и содержание, и значение баланса трудовых ресурсов.
Объектом исследования в работе является население занятое экономической деятельностью или не работающее по каким-либо причинам, но способное трудится. Единицей наблюдения является человек.
Предметом исследования является абсолютные и относительные статистические показатели, характеризующие численность, состав трудовых ресурсов и методы их расчёта.
В ходе исследования использовались такие общенаучные методы, как ... метод анализа вариационных рядов; аналитические группировки; графический метод; корреляционно–регрессионный метод анализа, а также следующие статистические методы: демографически и экономический методы расчёта численности трудовых ресурсов, сбор и получение информации о размере и структуре рабочей силы страны и региона, расчёт экономически активного населения и безработных, оценки характеристик экономически активного населения и трудовых ресурсов основанные на методах теории вероятностей и математической статистики, прогнозирование на основе применения методов корреляционно-регрессионного анализа и современных компьютерных средств.
Практическая значимость работы состоит в приобретении знаний, умений и навыков, необходимых для решения профессиональных задач.
Информационную базу исследования составили учебная и научная литература, а также интернет-источники.
Работа состоит из введения, двух разделов, первый из которых посвящен раскрытию теоретического вопроса, а второй — решению практических задач, заключения и списка литературы.
1. Статистика трудовых ресурсов
1.1 Понятие и состав трудовых ресурсов
Под трудовыми ресурсами понимают население, которое занято экономической деятельностью или не работающее по каким-либо причинам, но способное трудится. Другими словами, в российской статистической практике экономическая категория «трудовые ресурсы», до момента перехода к рыночным отношениям, применялась для того, чтобы охарактеризовать численность населения способного к труду.
Другими словами, основу трудовых ресурсов составляет трудоспособное население, находящееся в рабочем возрасте. Так как международная организация труда (МОТ) не определяет границы трудовой деятельности, то возраст с момента которого человек считается трудоспособным определяется законодательством, учитывающим конкретные условия каждой страны.
В состав трудовых ресурсов входит:
- население находящееся в трудоспособном возрасте, которое состоит из мужчин, в возрасте 16 - 59 лет и женщин 16 - 54 лет, исключая инвалидов I и II групп являющихся неработающими, а также неработающих лиц, которые получают пенсию на льготных условиях;
- работающие подростки;
- работающие лица пенсионного возраста.
Части населения находящиеся в состояния экономически активного населения и экономически не активного населения, постоянно переходят одна в другую.
Трудовые ресурсы, а также связанные с ними категории представлены на рис. 1.
Рис. 1 – Состав трудовых ресурсов.
Рассмотрим краткие характеристики некоторых категорий трудовых ресурсов указанные на рис. 1.
Часть населения, которая для производства товаров и услуг обеспечивает предложение рабочей силы, составляет экономически активное население. Экономически активное население делится на безработных и занятое население.
В международной практике характеризуя экономически активное население принято различать:
- обычно активное население;
- население, активное в данный момент.
Все лица старше определенного возраста (в российской статистике – от 16 лет), которые в течении продолжительного периода (например год) являлись занятыми или безработными составляют обычно активное население.
Лица, которые в течении краткосрочного периода (например неделя или день) являлись занятыми или безработными составляют население, активное в данный момент.
Трудоспособные лица, которые находятся в трудоспособном возрасте, но не имеющие работу или занятия приносящего доход, находящиеся в активном поиске работы и готовые в любой момент приступить к ней называются безработными.
Безработными считаются и все лица, достигшие 16 лет обучающиеся с отрывом от производства (учащиеся, студенты), пенсионеры и инвалиды, при условии, что они обращались в службы занятости и к работодателям и готовы были приступить к работе.
Лица обоего пола, которые находясь в возрасте 16 лет, младше или старше этого возраста выполняли работу приносящую доход по найму, а также самостоятельно с одним или несколькими партнерами как с привлечением, так и без привлечения наемных работников в экономике относятся к занятым.
Занятыми лицами, считаются и лица выполняющие работу без оплаты на семейном предприятии, или временно отсутствующие на работе из-за ежегодного отпуска или выходных дней, по болезни или ухода за больными, учебного отпуска или обучения, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации, забастовки или других подобных причин.
Статистика изучает занятость и по секторам, и по отраслям экономики.
Население, не входящее в состав активного, включая лиц, которые моложе того возраста, которое установлено для исчисления экономически активного населения (в России – моложе 16 лет) относится к экономически неактивному населению.
К экономически неактивному населению относятся следующие категории:
Фрагмент для ознакомления
3
1 Теория статистики: учеб. для экон. спец. вузов / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, М.А. Садовникова [и др.]; под ред. Р.А. Шмойловой. – 5-е изд. – 2. Т.В. Чернова, Экономическая статистика, Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.
Москва: Финансы и статистика, 2009. – 655 с.
3. Социально-экономическая статистика: учебник для академического бакалавриата / под ред. М. Р. Ефимовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016.– 591 с.
4. Статистика: учеб. / И. И. Елисеева [и др.]; под ред. И. И. Елисеевой. – М.: Проспект, 2015. – 448 с.
5. Экономическая статистика. 2-е изд., доп.: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова – М.: ИНФРА – М, 2004.
6. А.С. Булатов. Экономика: учебник. Система национальных счетов и ее показатели. – М., 1997.
7. Шмойлова, Р.А. Практикум по теории статистики: учеб. пособие для вузов / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минашкин, М.А. Садовникова/ под ред. Шмойловой Р.А. – 2-е изд., пеpеpаб. и доп. – Москва: Финансы и статистика, 2006. – 415 с.
8. Российский статистический ежегодник 2009, М., 2009.