Фрагмент для ознакомления
2
В России понятие «экономическая безопасность» впервые появилось в 1994 году в журнале «Вопросы экономики» и в основном применялось в лексиконе органов государственного управления и научных кругах.
М.Я. Корнилов пишет что «Существует два концептуальных подхода в понимании что такое экономическая безопасность и как ее изучать. Сущность первого подхода заключается в том, что экономическая безопасность является характеристикой экономики, постоянной составляющей. Искусственность такого подхода очевидна. Кроме того, он противоречит основным законам общественного развития. Ведь, если понимать безопасность как защищенность, то получается, что развитие экономики конечно. Иначе говоря, при таком подходе функционирование любой хозяйственной системы неизбежно должно принять ущербный, затухающий характер» [20, с. 37].
Второй подход определяет экономическую безопасность как условие устойчивого прогрессивного развития экономической системы, наряду, например, с ее обеспеченностью кадрами или наличием капиталовложений.
В настоящее время изучения вопросов экономической безопасности и научных подходов к ее определению возникла с момента перехода России к рыночной экономики и в последнее время имеет значение в продолжающемся глобальном системном кризисе. Как показывает глобальная практика, проблемы экономической безопасности используются в контексте решения проблем сохранения и укрепления национальной безопасности в целом. Экономическая безопасность наряду с защитой государства, социальной защитой его граждан является структурной составляющей системы национальной безопасности.
Для четкого понимания таких категорий как «национальная безопасность» и «экономическая безопасность» необходимо дать характеристику термину «безопасность». Потребность в безопасности является основой существования человека как личности, различных объединений людей как общества и государства в целом. В своем Словаре русского языка С.И. Ожегова дает определение «безопасность» как «положение, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо» [15, с. 58].
В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года от 13 мая 2017 года, понятие экономическая безопасность определяется как как состояния защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [2].
Таким образом, «экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию».
1.2 Угрозы экономической безопасности России
Обратимся к анализу экономической ситуации в Российской Федерации. Доктор экономических наук В.И. Павлов дает обзор главных угроз и вызовов экономической безопасности России и их классификацию, рассматривает особые виды угроз - таких, как отсутствие новой модели экономики, обеспечивающей прекращение циклического спада и перехода к устойчивому росту. Согласимся с автором в том, что в реальном секторе российской экономики наблюдается хронический кредитный голод, который может быть ликвидирован за счет сокращения золотовалютных запасов.
Большинство известных российских ученых-экономистов полагают, что однозначная оценка экономической ситуации в России вряд ли возможна. В пользу такого утверждения говорит и тот факт, что, несмотря на предпринимаемые в постсоветский период меры, благосостояние среднестатистического гражданина в РФ растет недостаточно высокими темпами и по основным показателям не сопоставимо с некоторыми странами Запада и даже определенными азиатскими странами.
Обращая внимание российской общественности на эту ситуацию, в сентябре 2017 года Президент России В.В. Путин поручил соответствующим российским ведомствам принять меры к тому, чтобы к 1 мая 2018 года уравнять МРОТ и прожиточный минимум. Имеется в виду, что минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории страны и не может быть ниже показателя прожиточного минимума трудоспособного населения. В соответствии с принятыми ранее официальными документами, это необходимо было сделать еще с 1 февраля 2002 года.
С критикой таких размеров МРОТ выступают различные эксперты и политики, предлагая меры по повышению МРОТ до 20- 25 т. руб. К примеру, коммунисты и либерал-демократы уже внесли в парламент законопроекты по пересмотру структуры потребительской корзины, повышению МРОТ и прожиточного минимума, введению прогрессивной шкалы подоходного налога и одновременного освобождения от его уплаты тех, кто получает до 20-25 тысяч рублей в месяц. Пока что документы лежат на рассмотрении в Госдуме.
Немаловажной угрозой экономической безопасности России является проблема «утечки мозгов». Ректор МГУ академик РАН В.А. Садовничий считает, что на обучение одного специалиста мирового класса МГУ тратит до 400 тысяч долларов. Только выпускники МГУ ежегодно таким образом «увозят» за границу 120 млн долларов. По оценкам различных экспертов, суммарный ущерб от такой «утечки мозгов» весьма значителен. Это острейшая проблема для научной среды, и ее тоже необходимо решать [7].
Распространено мнение, что положительным примером в этом плане может быть практика решения данного вопроса в США, и, в частности, тот факт, что большая часть исследовательских работ в Силиконовой долине осуществляется предприятиями при поддержке государственных грантов. Пока что, видимо, все-таки трудно сказать, насколько успешно американский опыт может быть адаптирован к нашим условиям.
Эти и другие обстоятельства позволяют утверждать, что для реализации мер, направленных на обеспечение экономической безопасности РФ, необходимо предпринять ряд конкретных действий, направленных на поступательное развитие экономики страны, а именно, повышение доходов населения, создание новых рабочих мест и эффективную интеграцию страны в мировое хозяйство.
Говоря о проблеме экономической безопасности РФ, нельзя не учитывать, что в течение последних десятилетий появились примеры того, что на постсоветском пространстве некоторые действия РФ воспринимаются негативно. Прежде всего, это грузино-южноосетинский конфликт августа 2008 года, события вокруг Крыма и г. Севастополя в марте 2014 года. Не вдаваясь в подробности этих событий, отметим, что их восприятие в определенных международных политических кругах не соответствует российским оценкам.
В последние годы произошли существенные изменения во внешнеэкономических связях России, обусловленные введением против нее политических и экономических санкций США и Евросоюза. В результате не получили должного развития имеющиеся у России возможности экономического сотрудничества с другими государствами. По данным Минфина РФ, ущерб от санкций составляет $40 млрд. в год и порядка $90–100 млрд. в год, исходя из снижения цен на нефть на 30%.
Естественно, что РФ не может не реагировать на внешнеполитическую, экономическую и военную активность США и их союзников. Поскольку в России с целью развития политических и внешнеэкономических связей приходится учитывать совокупность этих и целого ряда других факторов, необходимо определить возможность действий РФ на мировой арене с учетом реализации ее интересов (краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных, соответственно).
1.3 Силы и средства обеспечения экономической безопасности России
Первые положения, в которых рассматривалась многокомпонентность понятия «безопасность», представлены в Федеральном законе «О безопасности» [1]. В нем раскрываются вопросы по обеспечению безопасности и рассматриваются проблемы государственной, общественной, экономической, оборонной, информационной, экологической и других видов безопасности. В законе отсутствует исчерпывающий список типов безопасности, а также закрыт реестр уровней, таких как уровень человека, общества и государства [12, с. 30].
Получается, что Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 N 390-ФЗ устанавливает уровни и виды безопасности отдельными самостоятельными категориями [1].
При этом государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации представляли, как конкретизацию отдельных положений национальной безопасности России в целом, направленную на выполнение проводимых в стране экономических преобразований в период с 1996 по 2001 гг. Отметим также, что этот документ официально не является действующим, однако фактически его отмена не была декларирована. В нем прямо не квалифицируется экономическая безопасность с точки зрения структуры национальной безопасности, однако проанализировав содержание текста можно определить ее видовую принадлежность, что прямо вытекает из рассматриваемых объектов экономической безопасности, а также из взаимосвязи и иерархии целей и задач экономической и национальной безопасности.
Государственная стратегия экономической безопасности содержит такие положения:
- объектами экономической безопасности Российской Федерации выступают человек, общество, государство и основные компоненты экономической системы, в том числе система соответствующих институциональных отношений в условиях государственного регулирования экономической деятельности;
- при осуществлении Государственной стратегии необходимо создать соответствующие условия для достижения целей национальной безопасности. Например, обеспечить защиту гражданских прав человека, улучшить уровень и качество жизни населения для достижения социального мира в стране и общественного спокойствия; обеспечить эффективное решение внутренних политических, социальных и экономических задач, с учетом национальных интересов; активное воздействие на происходящие в мире процессы, касающиеся национальных интересов России.
Данная Стратегия характеризуется видовой структурой национальной безопасности.
Концепцию национальной безопасности Российской Федерации приняли 29.12.1997 года. Утвердили документ, основные положения которого раскрывались в стратегии экономической безопасности, через год после принятия последней. В ней особо рассматриваются угрозы, которые могут негативно повлиять на уровень социально-экономического обеспечения населения, а также причинить ущерб национальным интересам России. Однако, особой ценности с точки зрения разработки теоретических и методологических основ национальной безопасности, она не представляла [6, с. 99].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 N 390-ФЗ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546.
2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629.
3. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (одобрен на заседании Правительства РФ 23 сентября 2020 г. (протокол N 36, раздел VII) N П13-60855 от 2 октября 2020 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74678576.
4. Алиев И.М. Экономика труда. – Люберцы: Издательство «Юрайт», 2019. – 478 c.
5. Аникин А.В. История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта. - М.: Олимп-Бизнес, 2019. – 448 с.
6. Дудин М. Н., Лясников Н. В., Сидоренко В. Н. Экономическая безопасность России: угрозы национальным интересам и их отражение // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2020. – №4 (20). – С. 98-106.
7. Из доклада ректора МГУ академика В.А. Садовничего о деятельности МГУ в 2004/2005 учебном году на заседании Совета Ученых советов МГУ» // Московский государственный университет им. Н.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.msu.ru/news/iz_doklada_rektora_mgu_akademika_v_a_sadovnichego_o_deya telnosti_mgu_v_2004_2005_uchebnom_godu_na_za.h tml?sphrase_id=1930435.
8. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2019-2022 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru.
9. Кочергина С.Г. Региональный рынок труда: занятость и безработица // Вестник Российского университета кооперации. – 2019. – №1. – С.63-65.
10. Лобанов М.О., Поротников П.А. Безработица как угроза экономической безопасности // Современные научные исследования и разработки, 2018. - Т. 2. - № 5 (22). - С. 356-358.
11. Минимальный и максимальный размеры пособия по безработице (подготовлено экспертами компании «Гарант»). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/115814/#friends.
12. Мировой финансовый кризис и экономическая безопасность России. Анализ, проблемы и перспективы. / А.О. Новиков - М.: Экономика, 2019. - 208 c.
13. МРОТ в России с 2000 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://malina-group.com/mrot-v-rossii.
14. Об основных итогах экономического развития Российской Федерации в 2019 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kaztrade.ru.
15. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык», 2020. – 1024 с.
16. Уровень безработицы в России 2019 по годам статистика. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infotables.ru/statistika/79-ekonomicheskaya-statistika-rossii/1021-uroven-bezrabotitsy-v-rossii#hcq=rpDE9Zr.
17. Фалинский И.Ю. Организационно-экономические основы противодействия теневой экономике органами внутренних дел Российской Федерации: дис. … д. экон. наук: 08.00.05. – Санкт-Петербург, 2017. – 245 с.
18. Федеральная служба государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/43140.
19. Храновский И.В. Правовое регулирование отношений в сфере занятости в промышленно развитых странах. – Москва: Издательство «ИНФРА-М», 2019. – 115 с.
20. Экономическая безопасность Российской Федерации: учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. / М.Я. Корнилов. – Брянск: Изд-во БФ РАНХиГС, 2020. – 268 с.