Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТА РЕПОРТАЖА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 5
1.1. Понятие и виды репортажей: общая характеристика 5
1.2. Текст репортажа: особенности и принципы подготовки 8
Выводы по первой главе 14
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ТЕКСТОВ РЕПОРТАЖЕЙ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ») 15
2.1. Газета «Аргументы и факты»: структурно-функциональные особенности 15
2.2. Репортажи газеты «Аргументы и факты»: тематика и стилистика текстов 18
Выводы по второй главе 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что сегодня существует огромное количество изданий общественно-политического характера, в которых наблюдается низкий уровень подготовки текстов, что связано с недостаточной квалификацией редакторов, отсутствием должных критериев подбора авторов статей, а также незнанием элементарных правил.
Репортаж как форма представления текста в СМИ – довольно сложный текст, требующий особенного подхода к подготовке, специфического стилистического оформления, особой тематики и содержания. Поэтому важно рассматривать основные правила подготовки репортажа для газет и журналов, чтобы не допускать грубых ошибок в подобной работе.
Степень изученности проблемы. Техники и технологии подготовки репортажей рассматриваются в ряде научно-практических работ, однако в трудах ученых отсутствует единое представление о том, как сделать тот или иной репортаж эффективным и привлекательным для любого сегмента целевой аудитории.
Цель исследования – изучить технологию подготовки текста репортажа.
Объект исследования – текст репортажа.
Предмет исследования – технология подготовки текста репортажа
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Дать общую характеристику понятия и видов репортажей.
2. Рассмотреть особенности и принципы подготовки текста репортажа.
3. Изучить структурно-функциональные особенности газеты «Аргументы и факты».
4. Проанализировать тематику и стилистику текстов репортажей газеты «Аргументы и факты».
Материал исследования: выпуски газеты «Аргументы и факты» за 2021 год.
Методы исследования: анализ научной литературы и публицистических текстов, контент-анализ, синтез, обобщение, классификация, исторический, сравнительный, хронологический, моделирование.
Теоретическая значимость исследования определяется сбором научной информации по проблеме подготовки текста репортажа, особенностях этого публицистического жанра и сложностях его использования в современных изданиях. Полученные данные могут пригодиться исследователям для проведения научной работы в данном направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена анализом репортажей газеты «Аргументы и факты», выявлением достоинств и недостатков стилистики и содержания данных репортажей. Сформированный алгоритм анализа может быть полезен для проведения оценки других изданий по данному критерию.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ТЕКСТА РЕПОРТАЖА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
1.1. Понятие и виды репортажей: общая характеристика
Репортаж – один из самых распространенных жанров в современных СМИ. Повышение интерактивности журналистских материалов позволяет максимально погрузить аудиторию в описываемое явление. Также этот жанр имеет большой потенциал трансформации в публицистическое (эссе) или даже литературное произведение (рассказ)1.
Репортаж – информационный жанр, включающий в себя описание события, в котором автор выступает в качестве наблюдателя или участника.
Репортаж как жанр – один из древнейших. Еще в Библии присутствуют элементы репортажа, причем это можно наблюдать как в Ветхом, так и в Новом Завете. Точкой отчета существования репортажа можно назвать «Историю» Геродота, т.к. ученый античности присутствовал на многих знаменательных событиях и описал их с точки зрения очевидца2.
Стоит различать предпрепортажный и репортажный жанры в современном понимании. Во времена Античности и Средневековья жанр репортажа в его современной концепции не получил развития. Только примерно в конце XVIII века можно отметить начало развития репортажного жанра в Англии.
Именно тогда корреспондентам газет стали разрешать посещать заседания парламента и публиковать заметки об этом в СМИ. Главный технический фактор в развитии репортажа – появление телеграфа, а главный социальный фактор – различные социальные катаклизмы (Французская революция, Война за независимость, Гражданская война в США)3.
В России репортаж начался гораздо медленнее, но в 1866 году было создано Русское телеграфное агентство, что дало толчок развитию жанра. И они процветали на рубеже XIX–XX веков, самые знаковые имена – Гиляровский, Кольцов, Рейснер, они стали авторами теории репортажа с ее особенностями и характеристиками. После революции в России появился фотоотчет, к 1930-м годам – радио, а к 1950-м – телеотчет4.
Некоторые исследователи делят репортажи на две группы5:
– событийные и тематические.
Событийные репортажи рассказывают о событиях и происшествиях. Внутри вида есть подвиды6:
– репортаж с необычной для наблюдения точкой «после события»;
– псевдособытие (например, с пресс-конференции властей);
– репортаж-новость;
– репортаж-комментарий.
Тематические репортажи направлены на описание определенного явления. Подвиды – тренд, ознакомление с темой, смена профессии, последствия трагедии, путешествия, эксперименты.
Другие ученые выделяют несколько типов репортажей, в том числе: событийные, аналитические, когнитивные и тематические.
Репортажи о событиях можно разделить на криминальные, производственные, военные, спортивные и светские.
Познавательно-тематический тип включает специальный репортаж, расследование, комментарий.
Основными особенностями репортажного жанра являются7:
– динамизм – репортаж длится во времени и пространстве, и всегда интересен публике;
– наглядность – детали, ситуации, реплики, яркие персонажи создают красноречивую образную картину;
– документальный – несмотря на большое влияние образной составляющей, художественная литература недопустима;
– образная аналитичность – через яркие образы исследуется явление, его причины и следствия;
– эмоциональность – передаются эмоции, настроение;
– активная роль автора – событие или явление показано через восприятие журналиста;
– прерывистое восприятие времени – связано с динамизмом: нужно показать самые интересные моменты явления.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Володарская, С.Ю., Николаенкова, А.А., Панкратов, О.Г. Изучение репортажа в современной журналистике: особенности художественного мира и стилистики / С.Ю. Володарская, А.А. Николаенкова, О.Г. Панкратов // Вестник Томского государственного университета. Вып. 1. Язык и коммуникация. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2018. – С. 92–103.
2. Карпова, Т.П., Гаврилов, Г.А., Петровская, А.М. Жанры журналистики: научный дискурс / Т.П. Карпова, Г.А. Гаврилов, А.М. Петровская // Сборник материалов межвузовской научной конференции «Практические основы изучения гуманитарной науки». – Самара: Самарский государственный университет, 2019. – С. 58–72.
3. Кудрявцева, А.В., Иматова, И.Т., Соколовский, С.С. Анализ языковой стилистики репортажей как культурного явления и его места в мировой журналистике / А.В. Кудрявцева, И.Т. Иматова, С.С. Соколовский // Вестник Нижегородского государственного университета. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2019. – С. 154–168.
4. Машинина, П.И. Исследование жанровых и языковых особенностей репортажа: социологический и культурологический анализ / П.И. Машинина // Материалы научно-практической конференции «Общество в XXI веке». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2019. – С. 124–135.
5. Панкова, Т.И., Берестенева, Л.Ю. Значение и содержание репортажа в контексте журналистики / Т.И. Панкова, Л.Ю. Берестенева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения проблем журналистики в контексте современных социально-экономических условий». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2021. – С. 164–179.
6. Радомская, Ю.Т., Плюшенков, С.В. Репортаж как жанр журналистского текста / Ю.Т. Радомская, С.В. Плюшенков // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 1. Социальные и гуманитарные науки. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2017. – С. 88–100.
7. Слепакова, И.М., Радминская, Е.А. Репортаж как культурное явление: историографический экскурс / И.М. Слепакова, Е.А. Радминская // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2019. – № 3. – С. 68–80.
8. Трезубцева, Ж.В., Конопляников, П.И., Сверчкова, И.Т. Принципы изучения репортажей: лексические и стилистические особенности / Ж.В. Трезубцева, П.И. Конопляников, И.Т. Сверчкова // Журналистика. Сборник. Вып. 4. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2017. – С. 171–184.
9. Хорошева, В.И., Соколовская, А.В. Принципы проведения анализа репортажей: основные параметры и критерии оценки / В.И. Хорошева, А.В. Соколовская // Материалы международной научной конференции «Журналистская деятельность в России и за рубежом в ракурсе социально-политических перемен». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. – С. 50–62.
10. Юрченко, М.М., Соболева, А.М., Велигодская, П.И. Трудности изучения концептуальных особенностей текстов репортажей в современных социально-культурных условиях развития общества / М.М. Юрченко, А.М. Соболева, П.И. Велигодская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования жанров и проблематики журналистики: российская и зарубежная практика». – Пермь: Пермский государственный институт, 2016. – С. 30–44.