Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Такое явление как теневая экономика существует практически в любой национальной экономической системе. Различие составляют масштабы распространения, предпосылки формирования, а также те меры, которые предпринимает конкретное государство для борьбы с этим социально-экономическим феноменом.
По различным оценкам, на сегодняшний день, доля теневого сектора в экономике Российской Федерации составляет порядка 20-25% ВВП. Данные об объеме теневой (а также «неучтенной», «неофициальной», «нелегальной», «скрытой») достаточно сильно рознятся в зависимости от источника исследования и методологии [8].
Так, следует сказать, что Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг) в 2019 году оценивала объем теневого сектора российской экономики в 20,5% ВВП. При этом, Росфинмониторинг отмечает тенденцию к снижению объемов теневого сектора (порядка 30% - в 2016 г., и 20,5% в 2017 г.).
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕНЕВЫХ ПРОЦЕССОВ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Сущность и особенности теневой экономики
Теневая экономика на современном этапе – предмет многочисленных исследований и экспертных оценок. Вместе с тем, следует сказать о том, что единообразных подход к определению понятия «теневая экономика» на сегодняшний день так и не был выработан.
Теневой сектор экономики – это неформальная часть хозяйственной деятельности, скрываемая субъектами от официальных органов власти.
Эта часть реального сектора неподотчетна органам налогово-бюджетной системы, однако, в нее не входят общинная и домашняя экономики, которые функционируют для обеспечения личных нужд граждан. Нелегальная экономика включает криминальные элементы хозяйствования, но не ограничивается только ими.
Модель теневой экономики характеризует отношения между экономическими агентами, которые развиваются хаотично. Они не подчиняются существующим нормам и законам, действующим общественным правилам. Доходы, как правило, скрываются от государственной фискальной системы. То есть, основная цель существования теневой экономики – это уклонение от уплаты обязательных взносов и сборов. Любая коммерческая деятельность, направленная на извлечение прибыли, но скрывающая свои доходы от власти, считается теневой.
Плюрализм мнений относительно того, что следует понимать под «теневой экономикой» обусловлен в первую очередь теми характеристиками, чертами и различиями, которые выделяют в правовой природе данного экономического явления те или иные авторы, а также разнообразием тех задач, которые они стараются решить в ходе проводимых теоретических или прикладных задач. Кроме того, необходимо отметить, что отличается и методология исследований указанного понятия [9, с. 101].
Вместе с тем, нельзя говорить и о том, что определение, сделанное отдельным ученым, с точки зрения целей и задач его исследования, а также его субъективного понимания правовой природы такого экономического явления как теневая экономика будет абсолютно верным и повсеместно применимым.
Понятие правовой (юридической) природы на сегодня – не взирая на тот факт, что оно является крайне широко применяемым – не имеет детального и однозначного определения в рамках науки общей теории права. Также отсутствует определенное единое мнения по поводу тождественности терминов «правовой» и «юридический» в обозначенном случае их применения [13, с. 13].
В большинстве случаев, для формулировки определения этого понятия, исследователи совместно рассматривают причины появления (исторические предпосылки) определенного явления – как в настоящем случае – нормы или правового института, а также места и значения их в современной теоретической правовой науке и повседневной юридической практике.
1.2. Структура и причины теневых процессов
Основной мотив теневой деятельности — получение экономической выгоды, в том числе с нарушением норм законодательства и деловой этики. В этой связи следует различать две группы субъектов теневой экономики. Одна из них движима патологической жаждой к беспредельному личному обогащению, другая вынуждена уходить «в тень» с целью выжить в условиях непродуманной налоговой политики, административного беспредела и т.п.
В результате мы получаем следующую структуру экономики с точки зрения ее теневой составляющей (рис. 1.1).
Предложенную типологию не следует абсолютизировать.
Структурно теневая экономика делится на:
- Беловоротничковую. Она является частью официальной экономики. Ее субъекты обычно трудоустроены легально, но используют свое служебное положение для получения теневого дохода.
- Неформальную. Она оторвана от официальной экономики, существует параллельно ей.
- Черную (подпольную). Она опирается на криминальные принципы и философию.
Основными причинами появления теневой экономики считаются жесткая экономическая и налогово-бюджетная политика государства, неэффективная законодательная и судебная система, высокие административные барьеры входа на определенные сегменты рынка. Жесткие меры наказания за ведение теневого бизнеса обычно не дают положительного результата для национального хозяйства, поэтому государства прибегают к мерам облегчения положения бизнеса, повышения финансовой и экономической грамотности предпринимателей. Неотвратимость возможного наказания действует лучше, чем его строгость.
Критериями отнесения экономических явлений к теневой сфере являются следующие:
1) получение экономической выгоды в форме присвоения экономических благ, прав на экономические блага, увеличения экономических возможностей, снижения издержек и уровня риска;
2) осуществление экономической деятельности вне официального контроля, регламентации, с сокрытием, маскировкой ее значимых параметров от правоохранительных и контролирующих органов.
В структуре теневой экономики с известной степенью условности могут быть выделены следующие основные сферы или блоки.
Производительный сектор (нелегальная экономика), обеспечивающий реальный вклад в производство валового внутреннего продукта.
Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической направленности.
Существуют два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете.
Это сектор домашней и сектор общинной экономики.
2. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ТЕНЕВЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ
2.1. Основные причины развития теневой экономики
В первую очередь, именно распад СССР и последовавшая за этим достаточно длительная финансовая нестабильность являются первопричинами существующего положения вещей в России [7, с. 108].
Экономическая деятельность как таковая – и теневая, в данном случае, не исключение – существуют за счет ряда стимулов, первостепенным из которых является получение максимальной прибыли. Так, по мнению отдельных ученых, при имеющейся возможности больше зарабатывать, население заинтересовано больше трудиться. В случае же экономической нестабильности в государстве и падении уровня жизни населения, первостепенным становится обеспечение первичных потребностей – продуктов питания и тому подобного. В этих случаях, население вынуждено искать источники дополнительного, далеко не всегда легального дохода.
Отечественная экономическая и правовая наука указывают на то, что первостепенными причинами формирования и развития теневой экономики являются следующие факторы: высокие уровень налоговой нагрузки, чрезмерное административное регулирование и надзор за экономической деятельностью субъектов предпринимательства, значительное участие государственного сектора в экономике. Помимо этих факторов, присутствует и ряд причин, которые стоит учитывать, как российские особенности формирования непосредственно самой экономической системы, которые стали способствовать появлению теневой экономики в государстве [16, с. 36].
Несовершенство российской налоговой политики проявляется в совокупности дефектов, отдельные из которых становились предметом рассмотрения в ходе судопроизводства Конституционного Суда Российского Федерации (далее – КС РФ). Так, имеют место высокие (и повышающиеся) ставки НДС, непрозрачность для лиц, начинающих предпринимательскую деятельность такой сферы, как отчисления в фонды социального страхования, которые зачастую заставляют субъектов экономической деятельности занижать официальную заработную плату, тем самым уклоняясь от установленных законодательством налогов и сборов [17, с. 75].
В существующем виде, налоговая система, по мнению ряда ученых, тормозит экономический рост, но зато способствует переводу значительной части экономики в теневой сектор. Распространено также мнение о том, что рост фактических налоговых ставок является признаком слабости государственных институтов, которые призваны обеспечивать сбор налогов, то есть по сути их неспособность реально осуществить сбор установленных налогов и сборов в назначенном объеме. Дефекты государственной налоговой политики заметны в части предоставления налоговых льгот за счет средств бюджета, которые государство неспособно разумно ограничить, в силу чего они зачастую превышали дефицит государственного бюджета.
Излишнее административное регулирование и надзор за экономической деятельностью также крайне негативно отражаются на функционировании свободного экономического рынка, что вновь способствует росту теневой экономики. Подобный «избыток регулирования» проявляется в следующих особенностях политики государства: вмешательство в ценообразование тех видов экономической деятельности, которые не являются монопольными; высокая роль бюрократических процедур, лицензирования, а также необходимость совершения различных иных действий для занятия бизнесом [22, с. 50].
Результатом излишнего контроля на официальном рынке является формирование теневого рынка товаров и услуг (финансовых, трудовых, производственных и так далее). На этих рынках не работает государственное трудовое законодательство, то есть все, что касается нормальных ограничений по сверхурочной работе, продолжительности рабочего дня, адекватных условиях труда, особенно для женщин, подростков и пенсионеров, а также принятия на работу неквалифицированных или низкоквалифицированных работников с самой низкой оплатой их труда [23, с. 125]. Кроме того, как уже отмечалось выше, официальный рынок наполняется легальными товарами, которые были незаконно произведены: с нарушением требований к условиям труда, установленным стандартам качества и иными злоупотреблениями.
2.2. Угрозы для экономической безопасности РФ, исходящие от теневых процессов
Первоначально стоит определиться с тем, что мы подразумеваем под «экономической безопасностью».
Согласно Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, понятие «экономическая безопасность» определено как «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации» [16, с. 36].
Работа по улучшению и модернизации законодательной базы в области обеспечения экономической безопасности, с нашей точки зрения, должна следовать принципу упреждения, то есть предусматривать принятие мер по недопущению негативных последствий наступающего кризиса.
Итак, по мнению различных ученых, на сегодняшний день, доля теневого сектора экономики в России составляет около 25% ВВП. Данный показатель можно считать критическим и требующим скорейшего принятия мер реагирования по внесению изменений в экономику-правовую и налоговую политику государства.
Помимо прочего, Российская Федерация в последнее десятилетие приобрела ряд новых проблем, связанных с обеспечением экономической безопасности.
Так, например, целые сегменты официальной экономики на современном этапе принимают участие, совместно с легальной деятельностью, также и в «отмывании» (легализации) денежных средств.
Данная проблема не единственная. Для понимания проблемы, связанной с офшорной деятельностью российских компаний, необходимо вновь обратиться к ситуации, существовавшей в СССР: тогда вся внешнеэкономическая деятельность была фактически монополизирована государством и такой проблемы, как офшорный бизнес не могли возникнуть в принципе.
На современном этапе, то есть в период последних пяти лет практика использования офшорных компаний отечественными предпринимателями получила крайне широкое распространение. Так, только по официальной информации Центрального Банка России и Счетной палаты России, российским бизнесом в иностранных офшорных юрисдикциях зарегистрировано порядка 60 тысяч компаний. По экспертным оценкам, такая ситуация создает достаточно высокую угрозу для экономической безопасности России.
Также, согласно информации центрального банка в период с 2012 по 2014 год вывод капитала из Российской Федерации составил порядка 150 млрд долларов США, еще примерно 57,1 млрд долларов США было выведено из Российской Федерации в 2015 году, что объясняется введением в отношении России мер ограничительного воздействия (или, как принято говорить и, что на наш взгляд, не вполне правильно с международно-правовой точки зрения – санкций) [21, с. 147].
2.3. Проблемы и направления преодоления теневых процессов
Национальная экономическая система любого государства представляют собой сложную и динамичную систему, которая включает в себя как частные и корпоративные элементы, так и государственные. Потенциал и финансовое обеспечение, поддержка, цели и задачи, интересы и потребности, а также характер ответственности всех трех обозначенных видов субъектов экономической деятельности могут различаться, либо и вовсе иметь противоположный характер.
Несмотря на тенденцию к упрощению налоговых процедур, на современном этапе рано говорить об успехе налоговой политики Российской Федерации. В ней по-прежнему не обеспечиваются условия для функционального и качественного развития бизнеса высоких технологий и наращивания отечественного производства, не связанного с добывающей промышленностью. Установленная же налоговая нагрузка при равных налоговых ставках остается совершенно неравномерной для различных сфер экономической деятельности, что имеет мгновенное воздействие на показатели развития малого и среднего бизнеса. Так, с точки зрения многих авторов, складывающаяся ситуация вполне объективно вынуждает бизнес делать выбор: теневая деятельность, либо остановка деятельности как таковой [17, с. 73].
Наконец, следует более тщательно исследовать два достаточно дискуссионных вопроса современной российской экономической действительности.
Во-первых, уже обозначенное выше отсутствие регулирования криптовалют. На первоначальном этапе следовало бы озаботиться самым минимальным: выработать однозначное формальное определение данным объектам цифровой собственности, которое бы отражало их сущность, а также административный порядок эмиссии и обращения.
Далее необходимо установить для организаций, которые проводят операции с такими объектами, обязательства по проверке (сверке) доходов и расходов, а также определить те суммы, при которых операция будет подлежать обязательной проверке банковскими организациями.
Во-вторых, определенную дискуссию вызывает применения нового контрольно-кассового оборудования, а именно онлайн-касс. Поводом для их введения стало принятие Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты РФ». Теперь абсолютное большинство субъектов предпринимательства должны, в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», должны применять онлайн-кассы [10, с. 2].
Конечно, справедливо будет отметить, что возможность контролировать количество продаж в режиме реального времени позволяет Федеральной налоговой службе более эффективно выявлять факты теневых операций и, соответственно, недополучение бюджетом налогов. Такой механизм является современным и действенным, однако не учитывает расходов на приобретение и содержание самого по себе оборудования, а также того факта, что отдельные предприниматели, уклоняясь от уплаты налогов, имели такой объем прибыли, при котором их бизнес едва считался рентабельным. В связи с этим, нужно отметить следующее: нельзя оправдывать никакое нарушение закона, насколько бы малозначительным он не было, но насколько такая мера является «поддержкой для малого бизнеса» – тоже весьма спорный вопрос.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теневая экономика (теневой сектор экономики) является достаточно распространенным явлением, и история его формирования в целом представляет собой совокупность социальных, экономических и юридических факторов. На протяжении мировой истории, ей уделялось все более пристальное внимание, так как данная проблема имеет отрицательные последствия как сама по себе (влечет деградацию официальной экономики, а также снижению доходов государственного бюджета и уровня благосостояния населения), так и является катализатором коррупционных и криминогенных деформаций в обществе.
Принимая во внимание опыт развитых государств, можно говорить о том, что эволюция рыночных отношений связана с существенным изменением морали и нравственности общества. Товарно-денежные отношения имеют потенциал для формирования у населения множества положительных моральных качеств, например, инициативности, трудолюбия, смелости. Кроме того, развитые экономические отношения в обществе формируют гражданскую ответственность населения и другие позитивные аспекты гражданского общества.