Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что возникновение театра начинается с античных времен, с мифических времен гомеровской Греции. В то время народные обрядовые выступления в честь бога Диониса стали предшественниками первичных форм театра. В V веке до нашей эпохи в демократических Афинах, считавшихся больше активным государством рабовладельческого мира, наступил подъем древнегреческого театра.
История античного театра включает почти целое тысячелетие (VI в. до н. э. – IV-V вв. н. э.). В представленную пору появилось европейское театральное искусство в том его качестве, в каком оно живёт в данный момент. Другими словами, возникла драматургия, сформировались главные правила актёрского искусства. В данный этап сценическая техника и почва оформления театра и спектакля, возникают на ровне с стационарными театральными строениями.
1. Истоки античного театра
1.1. Театральные представления как один из способов почитания богов
Театр был, великим даром из всех, что Древняя Греция оставила новой Европе. С самого рождения это специальное творение греческого таланта, которое являлось не развлечением, а священнодействием. Театральное представление являлось одним из методик почитания бога Диониса в Афинах, то есть на родине драматического искусства.
Слово «драма» указывает, прежде всего, на ее религиозное образование. На магических торжествах жрецы давали верующим различные легенды, касавшиеся чествовавшегося божества. Это мистическое действо носило название dromena. Самый хороший момент праздника в честь Диониса был дифирамбы, то есть религиозные хоры. В них победитель получал в награду козла (по-гречески tragos). После этого состязания стали называть «песнь козла».
Театр относится в состав достижений древних греков. Они одни из первых создавали литературный жанр драмы и строили здания для драматических представлений. Важно отметить, что зарождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре, Дионису. Например, в городе Элевсине во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишь посвященные) устраивались игры, во время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры в поисках дочери и возвращение Коры на землю.
V в. до н. э. начинали строительства стационарных театров. Первоначально театр предназначался для музыкальных и драматических агонах на дионисийских праздниках. В последствие его применяли для проведения празднеств, а также для заседаний народного собрания и даже для гладиаторских боев.
В театре должен был стоять алтарь Диониса, а на время еще туда приносили статую бога. С течением некоторого времени тематика празднеств в театре все меньше непосредственно касалась культа Диониса. Если в VI-V вв. до н. э. катастрофы и комедии разыгрывались лишь только на Дионисиях и Ленеях, то с приходом эллинистического времени представления устраивались намного чаще. Артисты старались считать себя служителями бога, а жрецу Диониса отводилось самое почтенное место и в римский этап.
1.2. Зарождение драматической литературы
Начало драмы зародились в первобытной поэзии, в которой собрались основные элементы лирики, эпоса и драма в связи с музыкой и мимическими движениями. Драма как особый вид поэзии раньше, чем у остальных народов, сформировалась у индусов и греков. Творцом греческой литературы и искусства был народ, который в историческую эпоху называл себя «эллинами», а у нас обычно называется «греками» - именем, взятым нами у римлян.
Всякий литературный язык это сценический язык. К разговорной классической речи можно отнести язык комедии. Он содержал много искусственно придуманных слов и выражений или пародий на речь других жанров, таких как эпоса, лирики и трагедии. Источником древнегреческой литературы выступало устное народное творчество и прежде всего мифы, в которых содержались целые сокровища сюжетов и образов. В.Г.Белинский, указывал еще на жизненное значение мифологических образов. Мифологические черты, сложились еще в эпоху доклассового общества и продолжали держаться в памяти людей в виде пережитков и в позднейшие эпохи. Так, видение о первобытном людоедстве сохранились в мифе о людоеде циклопе Попифеме, о человеческих жертвоприношениях - в рассказе о жертвоприношении Ифигении.
В историческую эпоху Греции сказки рассказывались преимущественно в гинекее, то есть в женской половине дома. Они содержали фантастические рассказы о прекрасном царевиче, о страшных чудовищах, о необыкновенных чудовищах. Говоря о басне, она также была причислена к древнейшим созданиям устного народного творчества. В ней сохраняются черты животного эпоса, возникновение которого связывается с жизнью первобытных охотников и скотоводов.
Важно отметить, что первым драматическим поэтом греки считали Феспида. Его историческая ценность заключалось в том, что из состава хора он выделил одно действующее лицо в качестве актера, который должен был исполнять несколько ролей, меняя костюмы и маски. Произведения Феспида, к сожалению, не сохранились, но известны только четыре отрывка, в числе которых один из трагедии «Пенфей».
В мифах, сказках, пословицах, устных рассказах и песнях выделяли выражения на взгляды народа и на окружающий мир. Но крепко удерживалась в памяти только такая речь, которая была обличена в ритмическую форму и имела вид песни. Поэтому история драматической литературы должна начинаться с изучения народной песни. Из обрядовых песен у греков получили особенно большое развитие, песни свадебные и похоронные. Первые упоминания об этих песнях мы находим в поэмах Гомера. Свадебная песня называется «Гименей», а песни погребального обряда назывались «френами». У первобытных народов они имели религиозное значение.
Греческая лирическая поэзия уходит своими корнями в устное народное творчество. Она была связана с любовными, свадебными и застольными песнями, с обрядовыми прославлениями и гимнами, а также погребальными заплачками. На первое место в лирических жанрах ставили элегию и ямб. Они оба восходили к фольклорному песенному творчеству. Истоком элегии были причитания, но в литературном виде этот элегический жанр не обязательно носил грустный характер. Элегии исполнялись на пирах, народных сходках иногда содержали призыв.
В 17 веке происходит зарождение русской литературной драматургии. И это время относится к школьным-церковным театрам, которые возникают на Руси под влиянием школьных спектаклей на Украине в Киево-Могилянской академии. Сражаясь с католическими тенденциями, идущими из Польши, православный храм на Украине начинает пользоваться фольклорным театром. Авторы пьес заимствовали основные сюжеты церковных обрядов. Начинали расписывать их на диалоги и перемежая комедийными интермедиями, музыкальными и танцевальными номерами.
1.3. Появление театральных сооружений
Возникновение театральных зданий в древней Греции тесно связано с культом бога виноделия — Диониса. Еще в эпоху архаики в честь его совершались сельские празднества, сопровождавшиеся хороводами, песнопениями и игрищами, посвященными мифу о страстях этого бога, умирающего и вновь воскресающего.
Театральное здание это, прежде всего сооружение, которое предназначено для репетиций и показа театральных представлений. Чаще всего театральное здание состоит из:
1. Публичных помещений. К нему относится смотровой зал, фойе, вестибюль; - из блока сцены: сцена, склады декораций и реквизитов;
2. Засценных помещений. К ним относятся гардеробы, пробные залы, мастерские.
В Древней Греции театр представляется как открытое строение с возвышением в центре, то есть сценой и рядами мест для зрителей, которые располагались секторами. Поэтому каждый следующий ряд находился немного выше предыдущего. Такая особенность расположения зрительских мест необходима для того чтобы каждый зритель имел возможность видеть все происходящее на сцене. Важно отметить, что такое расположение сохранилось в большинстве современных театров.
Театральные здания классической Греции являлись устойчивым типом театрального помещения. В Афинах в VI веке до н. э он в первые появился. И стал получать свое распространение в городах античного мира только лишь в V-IV веках до н. э. Также представлял круглую арену (орхестру), к которой примыкали расположенные полукругом зрительские места.
Первая орхестра («место для плясок») появилась в VI веке до н. э. в Афинах. И она стала предназначаться для представления дифирамбов, то есть сценических гимнов в честь бога Диониса. Важно отметить, такая обстановка при склоне Акрополя над храмом Диониса, то есть там, где вскоре будет построен Театр Диониса и несла собой круглую площадку. Зрители располагались прямо на склонах холма.
Театрон, то есть места для зрителей. Располагались на данном склоне холма полукругом места для зрителей. Сначала только для архонтов, различных чиновников и жрецов, потом и для всех остальных. В V веке в Афинах и других городах начинают строить деревянные сиденья для зрителей. Позже сиденья становятся каменными. Они разрезались лучевыми проходами, делящими зрительный зал на секции-клинья. Обычно в театроне первые почётные места были со спинками и балдахином, и предназначались только лишь для знати, жрецов, послов других государств и отличившихся своими заслугами перед родным городом. Остальные были без спинок и на открытом солнце и предназначались для остальных зрителей. Число мест в 14 тысяч стало узаконенным, в театре помещались все жители города.
2. Организация, содержание и значение театральных представлений в Древней Греции
2.1. Древнегреческий театр как государственное учреждение
Древнегреческий театр был государственным учреждением. Он рассчитан на всю общественность. В нем было некоторое количество десятков тысяч пространств. Он был расположен на территории Акрополя. Эта крепость находилась в верхней укрепленной части города. До нас дошли древнейшие памятники античного театра в Афинах, в Помпеях, в Аммане (Иордания). Самый крупный театр 350-330 вв. до н.э. сохранился в Эпидавре на Пелопонессе. Театр Диониса, например, в Афинах имел 17 тысяч мест, знаменитый театр в Эпидавре, который хорошо сохранился и сегодня является, действующим театром имеет, 20 тысяч мест. Грандиозными были театры в Мегалополе на 40 тысяч мест, в Эфесе на 60 тысяч мест.
В V в до н. э. в Греции сложился постоянный тип театрального сооружения, который характерен для всей эпохи античности. Театр имел две главные части:
1) орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай - «смотрю»);
2) скену (скенэ - «палатка», позже деревянное пли каменное строение).
Театральные представления являлись органической частью повседневной жизни греков. Например, в Афинах был учрежден отдельный государственный фонд, который предназначался для раздачи бедным гражданам, чтобы они могли выкупить театральные билеты. Этот фонд не трогали при самых больших финансовых затруднениях государства, даже в случае военных действий.
Правительство брало на себя сквозь назначенных лиц организацию театральных представлений. Драмы ставились на трех определенных праздниках в честь Диониса.
Театральные представления управлялись самыми высокими должностными лицами. Архонт выбирался только из состоятельных граждан хорега, который на свои собственные средства организовывал состязания авторов.
2.2. Особенности организации театральных представлений
Театральные представления всегда играли важную роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Когда они проходились, были нерабочие дни. И население просто обязано было прийти на данный праздник.
В эпоху власти Перикла в Афинах нищим гражданам выделялись деньги на посещение театра.
С появлением актера в театре появилось и место, где он мог сменить одежду и маску. «Гримерной» служила деревянная палатка, установленная рядом с «орхестрой», то есть площадка перед алтарем, по которой двигался хор. Палатку назвали «скеной» (по-гречески - skene).
Таким образом, стало, то, что в афинском театре актеры играли не на «сцене», а «перед сценой».
В театре были названы только те места, в которых можно было смотреть на представление. При строительстве театра греки выбирали ту местность, которая была наименьше затруднена для установки зрительных мест. Вследствие чего, ряд сидений поднимали полукруглыми дугами над дугой орхестры и располагали на склоне горы. Важно отметить если выбранное место представляло собой скалу, то места для сидения вырубались прямо в ней. Для почетных лиц предназначались особые кресла со спинками, обычно в первых рядах. На первых рядах имели право сидеть только люди, удостоенные проэдрии.
Например, победители Олимпийских игр или люди, имевшие постоянную проэдрию. К ним относились магистраты, жрецы и жрицы. Остальная публика располагалась не «согласно купленным билетам», а по имущественным классам.
В Афинах была установлена единая плата за вход 2 обола в день. Государство выплачивало зрителям их дневной заработок, лишь бы они могли спокойно провести время в театре. Купив билет в кассе, зрители получали жетончик, где было вырезано название филы, и устраивались в том клине сидений, который предназначался для их филы.
С раннего утра были все представления и продолжались до вечера. Поэтому зрители время от времени подкреплялись вином и запасами, взятыми из дому или купленными здесь же у разносчиков.
Чтобы удобнее было сидеть, приносили с собой подушечки, от солнца защищали шляпы, от дождя закрывали ближайшие портики и храмы. Положительный отзыв актерам выражался в виде рукоплескания и криков, неудовлетворение игрой исполнителя греки высказывали громким свистом и стучанием ногами о скамьи. Для поддержания порядка и тишины в театре также присутствовали особые служители, которые подчинялись архонту, он и руководил представлением.
Театральные представления давались лишь два раза в год и на Больших и Малых Дионисиях. Шли они четыре дня подряд с утра до вечера. За это время публике предлагалось посмотреть 15 пьес, причем все зрители не знали заранее даже их названий. Все пьесы игрались впервые и больше уже никогда не повторялись.
На каждом празднике ставились пьесы нескольких авторов, и после просмотра специально избранные судьи присуждали им награды. Награды предназначались лучшему автору, лучшему хору и лучшему исполнителю.
Поэт, который думал представить на сцене написанные им произведения, предварительно обращался к архонту, заведовавшему праздником, с просьбой предоставить ему хор. Получив хор и руководителя хора, он начинал разучивание пьесы с актерами и хором. Он сам выбирал костюмы, маски и декорации.
Значительную часть расходов по подготовке пьесы брали на себя хореги. Остальные траты приходились на долю театральных откупщиков и государственной казны. Хорег мог содержать участников хора во время разучивания пьесы и выплачивал им жалование. К тому же, он должен был найти помещение для репетиций. Репетиции проходили в своем доме или в специально нанятой квартире. Костюм и маски для участников хора также приобретал хорег, и сам он должен был явиться на представление в роскошном платье и с венком на голове.
2.3. Содержательная составляющая театральных представлений
Изначальный греческий театр - круглая площадка, где пылал жертвенный огонь в честь Диониса, исполнялись пляски, хоры распевали дифирамб. Постепенно толпа, некогда составлявшая единый хор, стала толпой зрителей. Она становилась вокруг хоровода и наблюдала за совершающимся действием и за певцами - исполнителями. Празднества с жертвенным костром и хороводами проводились на возвышенной местности. С одной стороны круглой площадки была установлена временная деревянная постройка для переодевания: отсюда произошла будущая сцена. По обеим сторонам от сцены были образованы проходы для входа и выхода хора. Так были заложены составные части архитектурного сооружения для театральных представлений.
Театральные представления проходили как состязание драматургов. В них участвовали три трагических и комических поэта. Каждый из трагиков должен представить по четыре пьесы: три трагедии и одну сатирическую драму (это веселая пьеса на мифологический сюжет с хором, состоящим из сатиров).
2.4. Значение театра у древних греков
Древнегреческий театр считается одним из самых ярчайших проявлений древней культуры, которая сыграла основополагающую роль в развитии европейской культурно-исторической традиции. Театр как зеркало, в котором отражаются действия и человек. Вследствие этого, он всякий раз оказывался проницательным к общественно-историческим изменениям. Он добился собственного подъема в V веке до нашей эры, именно в эти дни в нём проявилась безграничная возвышенность и гармоничность. Театр поднимал актуальные трудности политической, экономической, социальной и нравственной жизни страны, поэтому занимал важную сторону в жизни древних греков, являясь, по существу, публичным институтом.
Основными функциями древнегреческого театра были:
1) развлекательная,
2) эстетическая,
3) общественно-политическая,
4) воспитательная;
5) культуротворческая.
Развлекательная функция – это те театральные представления, которые происходили в дни общенародных праздников в честь Диониса. Все дела на это время остановились, суды закрылись, должники стали освобождаться от необходимости уплачивать налоги в течение всего праздника, даже заключенные выпускались из тюрем, чтобы они могли принять участие в общем торжестве. Государство довольно отчетливо понимало, что народу необходим не только «хлеб», но и «зрелища».
В эстетической функции все создавалось свободными людьми, которые были одаренны поэтически-мифологическим восприятием мира. Гармоничность, художественная безупречность, одухотворённость, глубокая эстетика - вот собственно, что определяло органичность и единство древнегреческого искусства, и театра в первую очередь. Проблема эстетического воспитания, наряду с другими проблемами, решалась в театре. Одной из оснований непреходящей эстетической значения драматургии Античной Греции была соревновательность, то есть конкуренция драматургов между собой.
Заключение
Подводя результат данной курсовой работы, могу заявить, что автор разглядел все темы, обозначенные в плане. Узнал довольно большое количество нового и еще больше стал восхищаться древнегреческими мастерами, которые создавали такие огромные театры, без использования машин научно технического прогресса, которых у них и не могло быть.
Зарождение первого театра произошло в Древней Греции, а впоследствии в Римской Империи. Подъем греческого театра принято считать в 5 веке до нашей эры, а римского 3-2 в. до нашей эры.
Театр в Древней Греции «вырос» из празднований, посвященных богу Дионису. Изначально он отвечал за плодородие, природу, которая отдает человеку свои дары. Впоследствии, он стал олицетворять вино, виноделие, а за ним и поэзию, драматургию, театр. Происходили такие праздники несколько раз в год и условно делились на две части. Торжественная из них стала называться трагедией, что дословно переводится, как «песнь козлам» – имеются ввиду сатиры, окружавшие почитаемого Диониса. Шутливая и веселая – комедией, что расшифровывается как «комос» - пьяная толпа с ряжеными, которая шествует по улицам города и «одэ» - песнь.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Андросов Античные и библейские сюжеты в камне и бронзе. Петербургское городское убранство / Андросов и др. - М.: СПб: ЛИК, 2006. - 352 c.
2. Античная культура. Литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник. - М.: Лабиринт, 2002. - 352 c.
3. Березкин, В.И. Искусство сценографии мирового театра: Т.2: Вторая половина ХХ века. В зеркале Пражских Квадриеннале 1967-1999 годов / В.И. Березкин. - М.: УРСС, 2015. - 808 c.
4. Березкин, В.И. Искусство сценографии мирового театра: Мастера XVI-XX вв. / В.И. Березкин. - М.: Едиториал УРСС, 2019. - 296 c.
5. Василевская Н.Ю., Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая Художественная культура. Учебное пособие для учащихся старших классов школ, гимназий, лицеев, а также для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр АЗ, 1997, с.50-54
6. Гаспаров М.Л Занимательная Греция, аванта +, Москва, 2017. 125 с.
7. Голосовкер Я.Э. Поэты-лирики Древней Эллады и Рима. М., 1995
8. Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа ХГХ-ХХ веков. Очерки. Под ред. М.Ю.Давыдовой. М., 2011. 452 с.
9. Искушение театром // XX мгновений античности. Международный фестиваль античного искусства «Боспорские агоны» / рук. проекта, учредитель, организатор Т. В. Умрихина ; авт. текста Г. С. Михайленко. - Керчь : [б. и.], 2018. – С. 6-7.
10. История зарубежного театра. Театр Западной Европы. Учебник для культ. – просвет. и театр. учебн. заведений, ч.1. Под общ. ред. проф. Г.Н. Боледжиева. М., «Просвещение», 1971. 360с.
11. Каллистов, Д. П. Античный театр / Д.П. Каллистов. - Москва: Огни, 2001. - 176 c.
12. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов. под ред. проф. Марковой А.Н. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2006, с.108-111
13. Кутергин В.Ф. Античная Беотия: основные вопросы истории – Саранск, 1981
14. Пол Картледж « История Древней Греции» Изд.:Полигон. 2012г. 250 с.
15. Пушкин, В. Искусство театра. L'art du theatre / В. Пушкин. - СПб.: Планета Музыки, 2013. - 144 c.
16. Театральная энциклопедия в 5 т. под ред. Марков П.А. - М. : Сов. энцикл., 1961-1967. - 5 т. с.1316-1323
17. Тронский И. М История античной литературы, Высшая школа, Москва, 1988.
18. Хрестоматия по истории древней Греции. М., 1964, разд. 1