Фрагмент для ознакомления
2
Календарные праздники - Масленица, весенняя встреча, Рождество, - в которых участвует молодежь, помогают в игровой форме приобщиться к традициям своего народа, изучать и любить фольклор.
Невозможно не любить землю, на которой живешь - главная идея русских композиторов, воспевающих красоту родной природы.
На уроках музыки дети бережно прикасаются к сокровищам духовной музыки, знакомятся с русскими святыми - Сергием Радонежским, князем Владимиром и княгиней Ольгой, Александром Невским, Ильей Муром и сопровождающей их музыкой. Все это позволяет молодому поколению приобщиться к духовной истории русского народа. На примерах святых Русской Церкви дети узнают о подвигах этих людей во имя своей Родины и своего народа .
Образ защитников Отечества, красота подвига во имя Родины – это это высшее проявление силы и благородства человеческого духа.
Героизм людей в годы Великой Отечественной войны - это яркая страница истории, которую нельзя забывать. С большим удовольствием дети выступают, слушают музыку того времени и учатся вспоминать историческое прошлое.
На примерах музыки Бетховена («5 симфония», увертюра «Эгмонт»), А. Бородин («Героическая симфония»), Д. Шостакович («7 симфония»), студенты говорят о героизме, героизме, бесстрашии человеческого духа.
На уроках музыки необходимо знакомить учащихся с музыкальной культурой народов разных национальностей. Это учит их относиться к музыке и фольклору других стран с уважением, заботой и терпимостью. Ребята приходят к мысли, что музыка объединяет всех людей, что в музыке нет вражды, которой не может быть места в жизни.
Огромная роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения в школе на уроках музыки отводится вокальному жанру. А. Яровская сказала, что при соединении слов с музыкой одно дополняет другое .
Сочетание поэзии с музыкой может увеличить силу впечатления того и другого, довести его до высшего предела, и в этом задача искусства. Эти слова определяют главную цель музыки - достичь души человека. Именно исполняя песни, дети узнают о мире через свое отношение к нему. Поэтому учитель должен выбрать репертуар патриотической музыки таким образом, чтобы учащиеся с удовольствием исполняли эти песни.
В репертуаре должны быть песни о природе, родном городе и регионе. Быть достойным защитником своей Родины - главная идея песен об армии и службе в ней. Как продолжение этой темы - песни о Великой Отечественной войне, войне в Афганистане и Чечне.
Это песни, которые должны объединить всех с мыслью о величии нашей Родины.
И если каждый урок хотя бы немного будет посвящен этой теме, то, на наш взгляд, мы будем воспитывать достойных людей нашего государства.
2.3 Праздничная культура в духовно-нравственном воспитании молодежи
Праздники всегда вызывают наибольший интерес у молодого поколения, являются не только средством развлечения, но и обогащают его мир впечатлениями и представлениями, активизируют процесс восприятия, что создает благоприятную почву для нравственного и духовного воздействия на ребенка.
Л.Б. Шнейдер трактует это понятие следующим образом: «Праздник - это значимый социальный акт, который является более важной первичной формой человеческой культуры.
С языческих времен праздники сохранились и по сей день, иногда входя в современные религиозные системы. Например, празднование Рождества русским народом слилось с языческими колядками, образовав вместе с ними единую традицию. Современная жизнь дополняет этот праздник новыми элементами .
Есть также небольшие праздники, которые связаны с началом различных видов крестьянских работ: первый день посева зерна, заготовка капусты на зиму, уборка урожая, в Музее народной культуры для подрастающего поколения проводятся такие праздники, как «Осень», «Яблочный спаситель», «Покров», «Троица», «Святки», «Масленица», «Сороки», «Рождество Христово».
Праздник «Осенины» посвящен урожаю, плодородию и семейному благополучию, направлен на воспитание уважительного отношения к крестьянскому труду, к хлебу, формирование представлений о традициях и обрядах осеннего праздника.
Праздник Масленицы пробуждает эмоциональное отношение к жизни и природе, знакомит с традициями провожания зимы и встречи весны, способствует воспитанию щедрости, доброжелательности, а также уважения к образу жизни, быту и обычаям наших предков.
Встреча праздников часто сопровождалась призывами, зазывалами. Прозвища имеют певческую, ритмическую форму, через них люди выражали уважение, восхищение природой, обращались к силам природы с просьбой о тепле, плодородии, мире и благополучии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азбука духовно-нравственного воспитания / Под ред. И.А Каирова, О.С. Богданова. – М.: Просвещение, 2009. – 251 с.
2. Архангельський Н.В. Духовно-нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. – М.: 2013. – 382 с.
3. Бабаева Ю.Д. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войскунский, О.В. Смыслова. – М.: Можайск-Терра, 2009. – 431 с.
4. Бех И.Д. Воспитание личности: восхождение к духовности / И.Д. Бех. – К.: Лыбидь, 2009. – 272 с.
5. Библер В.С. Нравственность. Культура. Современность. (Философские раздумья о жизненных проблемах) / В.С. Библер // Этическая мысль. – М.: Высь, 2012. – 257 с.
6. Богданова И.М. Социальная педагогика: Учеб. пособ. / И.М. Богданова. – К.: Знания, 2008. – 343 с.
7. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е. Войскунский // Психологический журнал. –2014. - № 1. – С. 90-100.
8. Гордейчук А.Е. Беседы с родителями / А.Е. Гордейчук. – К.: Школьный мир, 2010. – 112 с.
9. Докторович Н.А. Социально-педагогическая работа с детьми из неполных семей: учеб.-метод. пособ. / Н.А. Докторович. – К.: Ленвит, 2010. – 152 с.
10. Дробницкий О.Г. Понятие морали: Историко-критический очерк / О.Г. Дробницкий. – М.: Высшая школа, 2014. – 228 с.
11. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. – М.: Высь, 2013. – 428 с.
12. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
13. Духовно-нравственное воспитание / Под ред. И.Ф. Свадковский. – М.: Педагогика, 2009. – 186 с.
14. Каирова И.А. Духовно-нравственное развитие детей в процессе воспитания / И.А. Каирова. – М.: Мысль, 2013. – 290 с.
15. Кисляков П.А. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 10. – С. 163-169.
16. Марьенко И.С. Духовно-нравственное становление личности / И.С. Марьенко. – М.: Академия, 2015. – 368 с.
17. Матвеева Л.И. Развитие ребенка как субъекта учебной деятельности и духовно-нравственного поведения / Л.И. Матвеева. – М.: «Гном и Д», 2013. – 185 с.
18. Потаповская О. Духовно-духовно-нравственное воспитание детей и родителей / О. Потаповская // Дошкольное воспитание. – 2006. - №1. – С. 14-16.
19. Православие – путь к духовной безопасности русского Человека и русского народа / П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева, Л.Д. Мальцева, Т.Д. Джишкариани. - Шуя: Изд-во Шуйского фил. ИвГУ, 2015.- 43с.
20. Соколова Е. Развитие психологической культуры как средство социализации учащихся / Е. Соколова // Социальный педагог. – 2008. - №1 (13). – С. 44-47.
21. Социально-образовательное проектирование в духовно-нравственном становлении будущего педагога. Методическое пособие / Под ред. П.А. Кислякова, Е.А. Шмелевой. - Шуя: Изд-во Шуйского фил. ИвГУ, 2016. – 83 с.
22. Уледов А.К. Духовно-нравственное воспитание / А.К. Уледов. – М.: Академия, 2011. – 273 с.
23. Чумакова Н.Ю. Музейные народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников / Н.Ю. Чумакова. // Актуальные вопросы современной педагогики. – Уфа: Лето, 2013. – С. 133-135
24. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л.Б. Шнейдер. – 2-е изд. – М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2007. – 336 с.
25. Яровская А. Как воспитать высоконравственную личность / А. Яровская // Семья и школа. – 2014. - № 8. – С. 29-32.