Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современные региональные СМИ зачастую предлагают своей целевой аудитории очень ограниченную и некачественную информацию, которая не удовлетворяет ее потребности, а потому некоторые СМИ постепенно теряют популярность и вынуждены прибегать к крайним мерам для того, чтобы вернуть себе прежнюю востребованность.
Это связано с тем, что многие регионы выделяют на деятельность СМИ недостаточное количество средств, много информации скрыто от журналистов, что приводит к обеднению прессы и информационному голоду жителей отдельных регионов.
Степень изученности проблемы. Вопросами специфики региональных СМИ, их тематической наполненности и стилистики занимались многие исследователи. Однако нет ни одной научной работы, которая была бы посвящена изучению реальных предпочтений целевой аудитории региональных СМИ, что еще раз подтверждает актуальность и практическую значимость данного исследования.
Цель исследования – проанализировать предпочтения аудитории региональных СМИ на примере города Ростов-на-Дону.
Объект исследования – региональные СМИ Ростова-на-Дону.
Предмет исследования – целевая аудитория региональных СМИ Ростова-на-Дону.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Определить особенности региональных СМИ.
2. Охарактеризовать целевую аудиторию региональных СМИ.
3. Привести общую характеристику ростовских СМИ.
4. Провести опрос для выявления предпочтений целевой аудитории ростовских СМИ.
База исследования: социальная сеть «Вконтакте».
Гипотеза исследования: целевая аудитория ростовских СМИ предпочитает видеть в периодической печати темы, касаемые происшествий и спорта.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, биографический, сравнительный, историографический, хронологический, классификация, синтез, моделирование, опрос, контент-анализ, статистический
Теоретическая значимость исследования связана со сбором информации, касающейся особенностей региональных СМИ, а также характеристик целевой аудитории региональных СМИ в отличие от федеральных.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой специального опросника для выявления предпочтений аудитории региональных СМИ, который можно применить для выявления информационных потребностей жителей любого региона.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИНЦИПОВ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПОЧТЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ
1.1. Особенности региональных СМИ
С распадом СССР единое информационное пространство страны было разрушено. Часть информационных потоков была локализована в бывших советских республиках. В связи с этим уменьшилось количество бывших центральных изданий, усилились центробежные тенденции в общественно-политическом развитии самой России.
Попытки суверенизовать отдельные области, автономные республики, края, области нашли отражение в самом процессе функционирования СМИ. Во-первых, упал тираж общероссийской периодики. При этом, однако, количество подписчиков на местные издания, наоборот, увеличилось, так как явно произошел сдвиг интересов аудитории с федерального уровня на региональный, ведь именно там освещаются реальные жизненные проблемы жителей регионов [15].
Этот факт подтверждается и подписным каталогом Роспечати, в котором во второй половине 2010 года было зарегистрировано 143 региональных газеты. Кроме того, переход от вертикального к горизонтальному типу медиаотношений внутри региона способствовал укреплению региональной прессы.
Это был приход системы периодических изданий в регионы, их взаимодействие между собой, предполагающее равноправие сторон, и, как следствие, замена отношений подчинения на отношения координации, региональный интерес как интегрирующая черта этой системы, плюрализм точек зрения, борьба за читателя – все это внесло большое оживление в региональную медийную сферу, реально повысив интерес к ней местной аудитории [6].
Также следует отметить значительное расширение типологий публикаций: это политические, информационно-рекламные, коммерческие, отраслевые, профсоюзные, религиозные, спортивные, детские, молодежные и многие другие СМИ. Изменился и характер публикаций.
Таким образом, известные экономические трудности вынудили региональную прессу отдать под рекламу значительную часть площади печатных и электронных изданий. Скрытая и открытая борьба публикаций за читателя, основанная на стремлении к экономическому выживанию, часто приводит к дешевой популярности, удовлетворению лишь базовых запросов потребителя информации [13].
Именно на этой волне формируются сенсационные новости, раздуваются слухи и так далее. Все это, в конечном итоге, перерастает в проблему достоверности информации в СМИ и доверия аудитории. Многие редакторы знают о том, что на рынке отдельная публикация обречена на провал.
Однако был найден достаточно эффективный способ улучшения организационной структуры, обеспечивающий выпуск средств массовой информации – создание мощных информационных и издательских объединений, таких как концерны или холдинги (обычно называемые корпорациями, финансовыми и издательскими группами, издательствами).
Такая мера обеспечила значительную экономическую выгоду, определенную независимость от местных властей и солидных изданий. Тем не менее, прекращение субсидирования региональных (городских) газет из федерального бюджета нанесло существенный ущерб возможности их самостоятельного развития [19].
Это необоснованное с точки зрения интересов общества и государства решение о передаче финансирования местных СМИ в региональные и муниципальные бюджеты, как следствие, привело к резкому усилению зависимости этих изданий от территориальных властей, замыкая круг проблем, которые они решают исключительно в границах той или иной административной единицы.
Сегодня большинство общественно-политических региональных газет существует полностью за счет бюджета субъектов Российской Федерации. На эти цели региональные власти выделяют значительные средства.
Механизм подчинения региональных СМИ властным структурам за счет возможности финансирования «необходимых» публикаций хорошо описан научной литературе, раскрывающей механизм функционирования регионального медиапространства [3, с. 62].
Важной проблемой, требующей решения с участием государства, является реформа региональной прессы. Эта проблема была и остается особенно актуальной, поскольку более 60% населения проживает в населенных пунктах с населением до 250 тысяч человек в Российской Федерации.
Необходимость использования потенциала «малой» прессы очевидна, поскольку даже элементарный учет размера аудитории региональных газет наглядно показывает, что количество читателей центральных сетевых изданий значительно превышает их [10].
Осознавая важность и проблемность процессов, происходящих с региональными СМИ, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям при поддержке Союза СМИ 19–20 мая 2006 года в Вологде организовало Всероссийское совещание. редакторов региональных и городских газет «Роль муниципальных печатных СМИ в реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации »и приоритетных национальных проектов» [18].
В принятой по итогам встречи резолюции указано, что региональные газеты являются основой информационного пространства России и гарантией его целостности. Чрезвычайно важно, чтобы региональная пресса не только сохранилась на нынешнем уровне, но и поступательно развивалась в будущем.
На встрече была поднята важная проблема эффективности использования государственных средств, выделяемых на поддержку СМИ. Желание регионов оказать такую поддержку СМИ было положительно оценено учредителями собрания, что, естественно, способствовало их развитию. Однако механизм финансовой помощи в этом случае должен быть предельно прозрачным.
Проще говоря, все средства должны распределяться исключительно по конкурсным процедурам, как, кстати, требует действующее законодательство. Во многих субъектах Российской Федерации это происходит именно так. Так, поддержка СМИ в виде целевых грантов, выделяемых на конкурсной основе, осуществляется в Алтайском крае, а в Саратовской области субсидии газетам распределяются на конкурсной основе в рамках местной целевой программы «Развитие информационного партнерства между органами государственной власти Саратовской области и СМИ» [8].
Благодаря региональным грантам, выданным СМИ Псковской области в 2006 году, были реализованы проекты по освещению деятельности областного Собрания депутатов, администрации области, а также мероприятий республиканского и регионального значения. В рамках реализации госзаказа оказана поддержка СМИ Калужской области и ряда других регионов. Но практика выделения средств региональными бюджетами на конкурсной основе и в виде конкретных госзаказов является, скорее исключением.
На современном этапе проблема избирательной финансовой поддержки СМИ по принципу «друг или враг» из региональных бюджетов остается актуальной. Однако следует отметить, что по мере увеличения числа региональных периодических изданий наблюдается тенденция к их объединению в ассоциации под эгидой местных властей [16].
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Аудитория и типологический вектор региональных и местных СМИ // Киберпедия. Информационный ресурс. – [Электронный ресурс] https://cyberpedia.su/12xf938.html (Дата обращения: 21.04.2021)
2. Аудитория СМИ: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских СМИ // Живой журнал. Социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://www.liveinternet.ru/users/vpe4atlennye_is_kfu/post210394426 (Дата обращения: 21.04.2021)
3. Бадмаева, Л.В. Региональные СМИ и аудитория: особенности функционирования в период трансформации российского общества: на материалах Республики Бурятия / Л.В. Бадмаева. Автореф. Дисс. на соиск. уч. ст. к. соц. н. – Улан-Удэ, 2004. – 158 с.
4. Балабанова, Ю.Р. Особенности аудитории региональных информационных агентств в сети Интернет (на примере средств массовой информации Центрального федерального округа) / Ю.Р. Балабанова // Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/zhurnalistika_v_sovremennom_mediaprostranstve_globalizacziya,_konvergencziya,_multimedijnost/sekcziya-2-funkczionirovanie-massovyix-kommunikaczij-v-sovremennom-socziokulturnom,-politicheskom-i-yazyikovom-prostranstve/osobennosti_auditorii_regionalnyix_in (Дата обращения: 20.04.2021)
5. Баринов, Д.Н. Отношение региональной аудитории к новостям СМИ / Д.Н. Баринов // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-regionalnoy-auditorii-k-novostyam-smi (Дата обращения: 23.04.2021)
6. Денисова, И. 6 проблем региональных СМИ / И. Денисова // Журналист. Интернет-журнал. – [Электронный ресурс] https://jrnlst.ru/6-problems (Дата обращения: 25.04.2021)
7. Иванов, В.К. Особенности региональной прессы современной России / В.К. Иванов // Молодой ученый. – 2012. – № 10 (45). – С. 228–230.
8. Козлов, В. Региональные СМИ глазами лидеров общественного мнения / В. Козлов // Эксперт. Интернет-журнал. – [Электронный ресурс] https://expert.ru/south/2019/07/regionalnyie-smi-glazami--liderov-obschestvennogo-mneniya/ (Дата обращения: 24.04.2021)
9. Маркина, Ю.В. Медиапространство Ростовской области / Ю.В. Маркина // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/mediaprostranstvo-rostovskoy-oblasti (Дата обращения: 21.04.2021)
10. Особенности развития региональных рынков печатных СМИ // Adindex. – [Электронный ресурс] https://adindex-ru.turbopages.org/adindex.ru/s/publication/analitics/channels/2016/07/26/135336.phtml (Дата обращения: 24.04.2021)
11. Региональные и муниципальные СМИ Ростовской области // Правительство Ростовской области. Официальный портал. – [Электронный ресурс] https://www.donland.ru/activity/110/ (Дата обращения: 25.04.2021)
12. Ростов Главный – новости Ростова-на-Дону. Городская группа // Вконтакте. Социальная сеть. – [Электронный ресурс] https://vk.com/rostovnadonu (Дата обращения: 24.04.2021)
13. Солдатова, Ж.Г. Особенности развития региональных СМИ России / Ж.Г. Солдатова // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-regionalnyh-smi-rossii (Дата обращения: 25.04.2021)
14. Терехин, А.А., Сапунов, Д.К., Мардасов, А.С. Целевая аудитория современных СМИ как объект научно-практического исследования в социологии массовых коммуникаций / А.А. Терехин, Д.К. Сапунов, А.С. Мардасов // Материалы научно-практической конференции «Современные массовые коммуникации: проблемы и перспективы исследования». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2020. – С. 50–60.
15. Чередниченко, Л.В. Функциональные особенности современных районных газет / Л.В. Чередниченко // Открытое знание. Научно-издательский центр. – [Электронный ресурс] https://scipress.ru/philology/articles/funktsionalnye-osobennosti-sovremennykh-rajonnykh-gazet.html (Дата обращения: 21.04.2021)
16. Ходаева, Я.В. Роль региональных СМИ в пропагандистском информационном процессе / Я.В. Ходаева // Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/regionalnaya_zhurnalistika_4/regionalnaya_zhurnalistika_v_formirovanii_kulturyi_obshhestva/rol_regionalnyix_smi_v_propagandistskom_informaczionnom_proczesse (Дата обращения: 25.04.2021)
17. Чемидова, Л.С. Предпочтения аудитории местных электронных СМИ / Л.С. Чемидова // Киберленинка. Научный портал. – [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/predpochteniya-auditorii-mestnyh-elektronnyh-smi (Дата обращения: 21.04.2021)
18. Шандрыголова, Е.С. Современная отечественная региональная пресса как объект научной рефлексии / Е.С. Шандрыголова // Современные проблемы науки и образования. Интернет-журнал. – 2015. – № 2. – [Электронный ресурс] https://science-education.ru/ru/article/view?id=20737 (Дата обращения: 24.04.2021)
19. Шумихин, И.А., Прянишникова, Е.Н. Региональные особенности информационно-аналитической прессы на современном этапе / И.А. Шумихин, Е.Н. Прянишникова // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 4. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2019. – С. 103–115.
20. Яковлева, А.С., Митина, И.Т., Лисовская, Е.Н. Принципы дифференциации целевой аудитории региональных СМИ по социально-демографическим характеристикам / А.С. Яковлева, И.Т. Митина, Е.Н. Лисовская // Социология массовых коммуникаций. Сборник статей. Вып. 4. – Калининград: Издательство Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2021. – С. 65–78.