Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодняшний день российская практика антимонопольного регулирования активно развивается и изменяется под влиянием многих экономических, политических и общественных требований.
На сегодняшний день антимонопольное регулирование в России представляет собой комплекс мер, направленных на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
В Российской Федерации функции антимонопольного регулирования выполняет Федеральная Антимонопольная Служба России (ФАС России).
Для обеспечения эффективной реализации указанных мер, антимонопольная деятельность в РФ осуществляется по следующим направлениям:
Недопущение действий, направленных на ограничение конкуренции, хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке либо на его сегменте. Предупреждение создания административных барьеров для входа на рынок. Препятствование получению хозяйствующим субъектом доминирующего положения на рынке.
Принятие мер по избеганию злоупотребления доминирующим положением на рынке хозяйствующим субъектом – субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Своевременное пресечение возникновения негласных соглашений или согласованных действий хозяйствующих субъектов, направленных на ограничение конкуренции на рынке. Осуществление контроля с целью поддержания конкурентной среды на рынке.
Объектом исследования являются конкуренция и монополия.
Предметом исследования являются особенности конкуренции и монополии в рыночной экономике России.
Цель исследования – рассмотреть конкуренцию и монополию в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать понятие рыночной среде и конкуренции;
охарактеризовать условия возникновения конкуренции, конкуренцию в экономике России;
выделить общие теоретические аспекты монополии: понятие, виды;
обозначить роль монополии и конкуренции в российской экономике;
рассмотреть антимонопольную политику в России;
проанализировать естественные монополии и их роль в экономике России;
рассмотреть субъекты естественных монополий: методика борьбы с возможными злоупотреблениями;
провести анализ практики регулирования деятельности естественных монополий.
В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:
теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;
систематизацию, обобщение.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Рынок, рыночная среда и конкуренция как основной фактор мотивации деятельности продавцов и покупателей
1.1. Рыночная среда – среда конкуренции
Среда коммерческих отношений – это среда конкуренции, где последняя является одним из основных факторов мотивации деятельности продавцов и покупателей. Регулирование ситуации, которая определяет состояние рыночной среды, осуществляется в процессе конкурентной борьбы при помощи экономических средств и в результате экономических закономерностей развития рынка. По мнению Людвига Эрхарда, рынок вообще не может существовать вне конкуренции, а конкуренция служит основным средством роста богатства нации. Роль государства в качестве гаранта общественного благосостояния он определял как необходимость поддержания механизма конкуренции.
Недопустимо вмешательство государства в процесс ценообразования на рынке, так как это практически сводит «на нет» конкуренцию, что, в конечном счете, уничтожает рынок как таковой. Исключение составляет чистая монополия, когда государство вынуждено осуществлять жесткий контроль над состоянием цен на отдельные товары. В таких обстоятельствах применяется административное вмешательство. Арбитраж, антимонопольные государственные структуры, органы государства по защите социально-экономических интересов данной страны используют различные законодательные акты и, таким образом, обеспечивают правовое регулирование рыночных отношений.
Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служит одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции, рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой конкуренции нет места.
Роль конкуренции на рынке состоит в том, что она рассеивает власть одного или нескольких ведущих производителей конкретного товара, ограничивает их влияние и прибыли, с тем, чтобы ни один покупатель или продавец не мог значительно воздействовать на стоимость благ. Для неё можно определить следующие функции:
назначение стоимости товара;
сведение конкретного труда к общественно необходимому;
выравнивание индивидуальных прибылей и стоимости сообразно эффективности управления производством и производительности труда;
регулировка номенклатуры товаров – ресурсы направляются на производство того товара, который пользуется спросом;
распределение доходов среди домохозяйств и предприятий, согласно их вкладу в экономическую деятельность.
Интенсивность конкуренции того или иного товара зависит от количества конкурентов и их стратегий; от уровня спроса и цены на конкретные товары; величины производственных затрат; эффективности применения рекламы; уровня прибыльности товара.
Позитивное влияние конкуренции на рыночную экономику:
1. Активизирует развитие научно-технического прогресса, поскольку постоянно заставляет производителей товаров внедрять инновационную продукцию, использовать более современные технологии и оптимально распоряжаться ресурсами. В конкурентной борьбе исчезают неэффективные экономически производства, устаревшая морально техника, некачественные или неактуальные товары.
2. Стимулирует товаропроизводителей чутко реагировать на изменения в спросе потребителей, что обеспечивает удешевление издержек производств, остановке роста цен, а в иных случаях – к их снижению.
3. Усредняет уровень заработной платы и норму прибыли на капитал во всех отраслях государственной экономики.
4. Полное удовлетворение потребительского спроса.
Негативное влияние конкуренции на рыночную экономику:
1. Создает ситуацию нестабильности бизнеса и условия для инфляции, безработицы и банкротства.
2. Компании, вовлеченные в конкурентную борьбу, далеко не всегда соблюдают законность в своих действиях(ложная реклама, фальсификация товаров и многое другое).
3. Промышленный шпионаж и борьба за высококвалифицированных специалистов.
4. Создает условия для неадекватного распределения доходов и их дифференциации.
5. Следствием конкуренции может быть недогрузка мощностей производств и перепроизводство товаров в периоды спадов.
Большинство отраслевых рынков не удовлетворяет условиям конкуренции как таковой, когда большое количество компаний занимается продажей тождественного товара, а на рынок так же легко попасть, как и покинуть его. Как правило, на современных рынках представлены не тождественные товары, а несколько видов товаров-заменителей.
На них попасть крайне сложно, поскольку нужны капитальные затраты и высокий потенциал конкурентоспособности с уже установившимися производителями, которые предлагают широко известные и хорошо разрекламированные марки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борисевич, М.М. Антимонопольное регулирование [Текст] / М.М. Борисевич // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики. – 2019. - № 5-6. – С. 78-81.
2. Владимирова, И.Г. Международный менеджмент [Текст] / И.Г. Владимирова. – М.: Аспект Пресс, 2018. – 296 с.
3. Идеология Института: определение естественной монополии. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –http://www.ipem.ru/about/ideology.html (дата обращения: 09.05.2021).
4. Комаров, А.В Антимонопольная политика РФ на современном этапе: проблемы и пути их разрешения [Текст] / А.В. Комаров // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. LX междунар. науч.-практ. конф. № 4(58). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 46-53.
5. Комаров, А.В. Антимонопольное регулирование на современном этапе: проблемы и перспективы [Текст] / А.В. Комаров, М.В. Лабусов // Научные записки молодых исследователей. – 2020. - № 6. – С. 17-21.
6. Косинов, В.А. Влияние кризиса на развитие конкуренции в Российской Федерации [Текст] / В.А. Косинов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – Т. 13. – С. 1266-1270.
7. Кутовой, Г.П. Государственное регулирование естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в Российской Федерации [Текст] / Г.п. Кутовой // Вести в электроэнергетике. – 2019. - № 7. – С. 4.
8. Любященко, С.Н. Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции в России: проблемы и перспективы [Текст] / С.Н. Любященко // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. - № 5-1. – С. 165-168.
9. Лященко, К.А. Монополии в российской экономике: структуры, отраслевая направленность, проблема эффективности / К.А. Лященко // Научное сообщество студентов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – https://sibac.info/archive/meghdis/8(11).pdf. (дата обращения: 07.05.2021).
10. Обернихина, В.Д. Государственное регулирование в сфере конкуренции, борьба с монополизмом в России [Текст] / В.Д. Обернихина // Научный альманах. – 2018. - № 9-1 (23). – С. 125-130.
11. Орехин, П. Поможет ли российской экономике разрушение монополий? / П. Орехин // Газета RU. 21.11.2016. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – https://www.gazeta.ru/business/2016/11/17/10341947/ (дата обращения: 09.05.2021).
12. Родионова, Д.Н. Антимонопольная политика современной России [Текст] / Д.Н. Родионова, А.Ц. Базаров // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. – 2019. - № 1. – С. 36-43.
13. Саакян, Ю.З. Государственное регулирование естественных монополий и его границы / Ю.З. Саакян. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - /http://www.ipem.ru/news/publications/398 (дата обращения: 06.05.2021).
14. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/naturMonopoly/ (дата обращения: 07.05.2021).
15. Тагирова, А.В. Государственное регулирование конкуренции в РФ [Текст] / А.В. Танирова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 12(44). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 74.
16. Трачук, А.В. Естественные монополии и конкуренция / А.В. Трачук // Энергетика и промышленность России. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. - http://www.eprussia.ru/epr/76/5235/ (дата обращения: 09.05.2021).
17. ФАС России и Ассоциация антимонопольных экспертов обсудили актуальные вопросы антимонопольного регулирования. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=468591 (дата обращения: 09.05.2021).
18. Шамина, С.М. О некоторых проблемах антимонопольного регулирования в Российской Федерации [Текст] / С.М. Шамина // В сборнике: Актуальные проблемы современного российского законодательства Российской Федерации, сборник статей. Московский городской педагогический университет. Саратов, 2019. – С. 141-147.
19. Шишкин, М.В. Антимонопольное регулирование [Текст] / М.В. Шишкин. – М.: Экономика, 2018. – 159 с.