Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Из века в век женщины неизменно воодушевляли поэтов, музыкантов, художников на создание величайших произведений искусства. Прелестные вдохновительницы различны и по возрасту, и по характеру, но есть нечто, объединяющее их, – в каждой из этих женщин живет загадка. Загадка их красоты, женственности, обаяния.
Мировую литературу и искусство без образа женщины представить невозможно. Даже не будучи главным героем картины или произведения, она привносит особый характер в повествование, в работу автора. Уже в древнегреческих мифах нам встречаются такие героини, как Афродита, Афина, Гера.
Глава 1. Образ женщины в творчестве поэта Н.А. Некрасова
1.1. Образ матери в творчестве поэта
Николай Алексеевич Некрасов один из самых выдающихся русских классиков XIX столетия. Поэт, прозаик, публицист, руководитель журнала «Современник», признанный классик мировой литературы. Лирика поэта многотемна, самобытна, но основной темой его творчества несомненно является тема народа. Многие называли его «Крестьянским поэтом», «Народным поэтом», так как он один из немногих, кто впервые заговорил о крепостничестве как о тяжёлом крестьянском бремени. В его произведениях живо рисуются все тяготы крестьянской жизни, искусно изображается пореформенная жизнь всех слоёв населения, а также лишения и страдания угнетённого народа, заключающиеся в подневольном труде крестьян.
Его творчество - следующий, после Пушкина и Лермонтова, этап в ее истории. Опираясь на их замечательные открытия, Некрасов внес много принципиально нового, своего, открывающего новые пути. Широко раскрытыми глазами посмотрел он на окружавшую действительность и увидел, и сказал то, что до него сказано не было. Дальнейшее расширение границ поэзии, еще более тесное сближение с жизнью во всем ее разнообразии, демократизация тем, мотивов и самого языка, художественно-выразительных средств являются неотъемлемыми качествами творчества Некрасова.
Обновлялся не только жанр произведений, но и сам образ поэта: тип романтического поэт, уже не мог быть воспринят читателями 1840-х гг, переживавших революции в Европе и широко обсуждавших необходимость претворения в жизнь либеральных реформ в России. Некрасов понимает, что поэт перестал быть просто певцом изящного слога, он должен быть своеобразным описателем действительности, «журналистом», по меткому замечанию Эйхенбаума.
Образ матери является центральным в поэтическом мире Некрасова и возвышается от частного – посвящений собственной матери – до всеобщего и высшего в русской поэзии аспекта материнства – образа родины.
Нигде на пространстве всего русского XIX века названный мотив «матери и сына» не встречается чаще и, главное, масштабнее, нежели в поэзии Н. А. Некрасова.
Несомненно, данный мотив относится к числу наиболее архаических по своей природе образов-архетипов, то есть первообразов мировой художественной культуры. Примечательно, что все тексты начального периода развития русской литературы с характерными мотивами матери и сына включают их в систему острых сюжетных коллизий, весьма драматичных или даже трагических по своему пафосу. Как правило, матери в сюжетах древнерусских произведений оказываются не просто свидетелями необычной, неординарной, драматичной судьбы сына, но соучастниками этой судьбы, связанными с сыновьями самыми тесными узами.
А поскольку речь идёт о произведениях литературы средневеково-христианской эпохи, подобного рода архетипические мотивы матери и сына подчас оказываются соотносительными с архетипическими образами Богородицы и Христа. Открытой страданию оказывается судьба сына Агари Измаила по библейскому архетипу в сюжете «Слова о Законе и Благодати», как и судьба сына Сарры Исаака, род которых ведёт непосредственно к Богородице и Христу. По мнению матери, страдает её сын Феодосий. Но самому же будущему игумену Печерскому в «Житии» его судьба предстаёт как предназначение свыше. Княгине Ольге в сказании «Повести временных лет» крещение и христианское будущее сына Святослава видится как несомненное Благо в контрасте с его актуальным настоящим, преданным кровавым битвам и военным амбициям.
В повести о Васильке Ростиславиче княгиня Всеволожая приглашена вместе с митрополитом киевлянами не только для замирения кровавой распри, возникшей после злодейского ослепления старшими князьями – крестопреступниками своего меньшого брата князя Василька, но и для разрешения драматической коллизии, связанной с преступно и безвинно оклеветанным её сыном князем Владимиром Мономахом. Не случайно в большинстве ситуаций, где в XI–XII вв. в произведения литературы Руси введён мотив матери и сына, актуальным их контекстом является не просто контекст христианской культуры, но именно аспект её утверждения через противостояние дохристианским родовым, языческим традициям – агрессивным, стойким, исполненным крови и смерти.
1.2. Женские образы в лирике Н.А. Некрасова
Женская тема в произведениях Н.А. Некрасова одна из важнейших.
Так, стихотворение «Я не люблю иронии твоей», написанное предположительно в 1850 году, посвящено Авдотье Панаевой, жене друга Некрасова Ивана Панаева. Отношения поэта и Авдотьи Панаевой длились почти двадцать лет, хотя так и не приобрели официального статуса. Связь между влюблёнными включала в себя как периоды безоблачного счастья, так и моменты бурного выяснения отношений и даже временного охлаждения. Одно можно сказать несомненно: Авдотья Панаева на долгие годы стала музой Некрасова. Только так называемый «Панаевский цикл» содержит одиннадцать произведений, но также существуют и неизданные стихотворения. Почти не сохранилось исторических данных об отношениях Некрасова и Панаевой, поэтому данный цикл представляет собой интерес как реальная история отношений двух людей, он отражение пережитого и выстраданного.
Стихотворение «Я не люблю иронии твоей» можно назвать пророческим: отношения лирических героев – это проекция отношений самого Некрасова с Авдотьей Панаевой. Лирический герой, будучи влюблённым, уже предчувствует неизбежную разлуку с героиней:
Кипим сильней, последней жаждой полный,
Но в сердце тайный холод и тоска…
Стихотворение наполнено трагизмом, хотя, как пишет автор, и героиня, и герой ещё полны любви. Она пока стремится продлить свиданье, а в нём кипят ревность и мечты, но за всем этим уже стоит призрак неминуемой «развязки». Несмотря на то, что перед нами признание героя, его чувства, мы вполне можем представить себе героиню. Первая строка стихотворения «Я не люблю иронии твоей» даёт нам повод думать, что героиня – женщина, знающая себе цену, которая позволяет в своём общении с мужчинами насмешку, игру. В стихотворении намечается образ загадочной женщины, любящей героя и одновременно терзающей его.
Мотив разлуки главный и стихотворении «Прощание», где герой признаётся, что его разрыв с героиней была преждевременным. И хотя казалось, что не будет муки в «последнем роковом «прости»», это расставание оказалось смертельным для сердца героя:
Пиши – прошу я одного…
Мне эти письма будут милы
И святы, как цветы с могилы, -
С могилы сердца моего!
Образ женщины, терзающей героя, получает развитие и в других произведениях «Панаевского цикла». Например, «Так это шутка? Милая моя…», где герой плачет над «рассчитанно-суровым», коротким и жестоким письмом героини.
Но одновременно в стихах, посвящённых А. Панаевой, мы видим: их героиня и глубоко несчастная женщина. Так, в произведении «Тяжёлый крест достался ей на долю» мы слышим признание героя о том, что его возлюбленной досталась непростая судьба: страдать, притворяться, молчать и не плакать. Тот, кому она отдала весь жар своих чувств, стал не только радостью, но и бесконечной болью, стал её палачом:
Кому и страсть, и молодость, и волю –
Все отдала – тот стал ее палач!
Глава 2. Русская женщина в произведениях А.Г. Венецианова
2.1. Женские образы в картине «На пашне. Весна»
Картина «На пашне. Весна» Венецианова Алексея Гавриловича была выполнена в первой половине 1820-х годов в технике живописи маслом на холсте. Работа имеет горизонтальный формат, габариты которого составляют 51,2 x 65,5 сантиметров. Как видно, картина довольно небольшая, ее невозможно назвать монументальной. Однако, она все-таки больше остальных произведений художника.
В настоящее время картина хранится в Москве, в Государственной Третьяковской галерее, наряду со многими другими произведениями художника. Данное произведение было создано в период расцвета бытового жанра в творчестве художника и было одним из первых в этом жанре. Во время написания картины Венецианов А. Г вышел в отставку и уехал жить за город, где основал свою художественную школу. В этот период он позиционировал себя как свободный художник.
Название картины менялось со временем: сначала «Женщина, боронящая поле», затем – «Крестьянка в поле, ведущая лошадей», после того – «Деревенская женщина с лошадьми». Нынешнее название за картиной закрепилось после создания нескольких последующих картин серии «Времена года», в которую было включено и полотно «На пашне. Весна».
Таким образом, важно отметить, что картина находится в относительной взаимосвязи с другой картиной из данного цикла – «На жатве. Лето».
Плоскость холста имеет вытянутую по горизонтали прямоугольную форму. Подсчет коэффициента соотношения длин сторон холста дает 1,27, то есть, фактически, холст представляет собой слегка вытянутый горизонтально прямоугольник. Данная форма несет в себе как качество устойчивости, так и подвижности – динамики. Формат холста визуально удлиняется за счет четкой линии горизонта, которая явно или же пунктиром прочерчивает весь холст.
На данный момент картина «На пашне. Весна» А. Г. Венецианова находится в плохом состоянии – вся верхняя ее часть покрыта слоем кракелюр, нижняя – в меньшей степени. Кракелюры появляются из-за несоблюдения технологии, в данном случае, вероятнее всего, из-за смешения масла с пастелью – материалом, которым часто работал художник в ранний период творчества. Важно, однако, что наиболее поврежденные места в верхней части картины, то есть, возможно, именно бело-голубая краскоформа была получена неверным технологическим путем и, возможно, намерено.
Говоря о технике, в которой исполнена данная картина, важно отметить творческий метод художника вообще. А. Г. Венецианов никогда не делал подготовительных рисунков и эскизов, а писал прямо «в холст». Он предпочитал писать долго, вдумчиво компонуя фигуры, переставляя предметы и людей в реальной действительности, в поисках равновесия масс и цветового единства. Это позволяет выделить визуальное понятие формирования, зарождения прямо на холсте, долгого поиска идеального расположения. Художник особенно относился к цвету, говорил, что «колорит – не цветность». Он пользовался несколькими красками и их смесями, умея из скудной палитры все светотеневое богатство реального мира. Эта информация позволяет выделить такую особенность художника (которая проявлена и в картине «На пашне. Весна») как умение выделить богатство из бедности, множество нюансов из одного цвета или тона, многое из единого. Он придавал большое значение перспективе, что следствием имеет безошибочное расположение форм и фигур в пространстве картины. Это позволяет выявить такое визуальное понятие как простроенность, расположение предметов на своих местах.
2.2. «На жатве. Лето»
Картина "На жатве. Лето" принадлежит к тем шедеврам, которые имеют непреходящую ценность и по сей день доставляют зрителям подлинное эстетическое наслаждение. Это истинно русский пейзаж, именно в этой картине природа представляется художнику, по выражению поэта, как "приют спокойствия, трудов и вдохновенья".
Сюжет картины "На жатве" почерпнут из повседневной народной жизни. Однако А.Г. Венецианов менее всего задавался Целью изобразить эту жизнь в ее бытовом аспекте, и подтверждает этот вывод полное отсутствие на полотне аксессуаров бытового характера. Картина имеет подзаголовок "Лето", который прекрасно выражает общее настроение всего произведения.
Жаркий июльский полдень. Природа как бы замерла в своем торжественном покое: недвижим горячий воздух, не шелохнется густая темно-золотая рожь. Зритель словно слышит эту звенящую тишину, царящую над полями. Высоко поднялось небо над распластанной землей, и на ней происходит "какая-то тихая игра облаков".
При первом взгляде на картину мы видим только фигуру крестьянки и лишь потом замечаем на дальнем плане фигурки других жниц. Окутанные маревом жаркого воздуха, они как бы растворяются в бескрайнем пространстве. Впечатление от воздушной необъятности, от протяженности полей создается благодаря чередованию планов, которые восходят к холмистым линиям горизонта, поднимаясь один за другим. Недаром многие искусствоведы отмечают, что картины А.Г. Венецианова пронизаны единым ритмом наподобие музыкальных произведений. В полотне "На жатве. Лето" (как и в картине "На пашне. Весна") основной мотив развертывается на первом плане, а затем ритмично повторяется несколько раз, подобно рефрену в песне.
Заключение
Разные женщины, разные судьбы, разные образы представлены на страницах художественной литературы, публицистики, в живописи, скульптуре, на киноэкране. Образ женщины реальной и созданной воображением творца можно обнаружить во всех жанрах и видах художественного творчества: от фольклора до самых современных проявлений культурной мысли.
В своем творчестве Н.А. Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом — кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав. Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка — при внешнем благополучии — страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеева Т. В. Художники школы Венецианова / Т. В. Алексеев. М.: Искусство, 1958. 322 с.
2. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства. Т. 2. М. : Искусство, 1967. 328 с.
3. Арсеньев В. А. Вологодская губерния. Очерк кустарных промыслов по изделиям, собранным Вологодским губернским земством. Вологда : Типография Вологодского Губернского Правления, 1882. 60 с.
4. Арциховский A. B. Древнерусские миниатюры как исторический источник. М. : Изд-во МГУ, 1944. 102 с.
5. Богданов В. П. Памятники искусства и историческая наука // Художественное образование и наука. 2015. № 4 (5). С. 85–89.
6. Воробьев В. М., Победаш И. Н., Клюева Е. А., Борисов А. В. История Тверского края : учебное пособие / под общ. ред. В. М. Воробьева. Тверь : Созвездие, 1996. 208 с.
7. Евгеньев-Максимов В. Е. Жизнь и деятельность Н. А. Некрасова. М. ; Л.: ГИХЛ, 1947. 416 с.
8. Кандинский В. О Духовном в искусстве. М., 2016. 160 с.
9. Кожевникова, Т. А.Г. Венецианов. – М.: Белый город, 2001.
10. Кувата, И. А.Г. Венецианов и П.А. Федотов в русской художественной традиции: Автореф. дис. ... канд. искусствоведения / МГУ. - М., 2005. - 26 с.
11. Леонтьева, Г. К. А.Г. Венецианов. – СПб.: Аврора, 2001.
12. Леонтьева, Г.К. Алексей Гаврилович Венецианов. – Л., 1988; Врангель Н.Н. А.Г. Венецианов в частных собраниях. – СПб., 1911.
13. Лихачёв, Д. С. Своеобразие исторического пути [Текст] / Д. С. Лихачёв // Д. С. Лихачёв о филологии. - М., 1989
14. Лихачев, Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. - М., 2004. - 513 с.
15. Мелентьев Ю.С. Краски времени: Очерки о художниках. - М.: Фонд им. И.Д. Сытина Зарницы, 2002. - 292 с.
16. Мирча, Э. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторения [Текст] / Э. Мирча. - М., 2000.
17. Проскурина Ю. М. Своеобразие русского реализма середины XIX века // Вестник Удмуртского университета. 2013. Вып. 4. С. 17–24
18. Русская женщина: история и современность. Два века изучения «женской темы» в русской и зарубежной науке [Текст] / Н. Л. Пушкарёва. - М., 2002.
19. Топоров, В. Н. Об историзме Ахматовой [Текст] / В. Н. Топоров // Russian literature XXVIII–III.1 October 1990.
20. Турбин, В. Н. Поэтика романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» [Текст] / В. Н. Турбин. - М., 1996.
21. Филипповский, Г. Ю. Динамическая поэтика русской литературы [Текст] / Г. Ю. Филипповский. - СПб., 2008.