Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольный возраст представляет собой период активного физико-психического и индивидуального развития, формирования мышления, становления эмоционально-мотивационной сферы ребенка. Согласно утверждениям российских ученых, дошкольный возраст выполняет большую роль во всестороннем развитии индивида, является таким периодом формирования личности, необходимым для его развития. Цель дошкольного воспитания и образования — предоставить каждому ребёнку базовое образование, основы базовой культуры.
Развитие личности ребенка дошкольного возраста, его социализация происходит в процессе общения с окружающими людьми, совместного труда или игры. Разновидностью игры является театрализованная деятельность, включающая литературный текст и звучащее слово, пластику и действия ребенка, костюм и изобразительное пространство площадки-сцены. Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств и оказывает непосредственное эмоциональное воздействие.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы организации театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Понятие и содержание театрализованной деятельности
Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе нет обобщенного определение понятия «театрализованная игра». Л. С. Выготский детское театральное творчество рассматривает как игру-драматизацию.
По мнению Е. Л. Трусовой, понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация» могут рассматриваться как синонимы. С точки зрения В.Н. Всеволодовского-Гернгросса, игры, характеризующиеся наличием художественных образов и драматическим действием, являются драматическими играми. Большинство отечественных исследователей считают, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и называют их «творческими» (М. А. Васильева, Д.Б. Эльконин, С.А. Козлова) и др. Как пишет О.А. Кабанова, игрыдраматизации являются свободным воспроизведением некоего сюжета в соответствии с замыслом или сценарием игры.
Под театрализованной игрой понимаются действия в заданном сюжете или в художественном произведении. Особенностью театрализованных игр является внешнее подражание, не требующее присутствия зрителей или других участников, т.е. она может носить репродуктивный характер. Театрализованная игра близка и к сюжетной игре, и к игре с правилами, как указывают Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин. Причем, как указывает И.Г. Вечканова, выполнение роли требует большего, чем в сюжетно-ролевых играх, подчинения правилам, но не исключает и творческих находок [5, 32 c.].
Под театрализованными играми понимают также «игры в театр», сюжетами которых служат знакомые сказки или театральные представления, но в них нет отношений состязания, если они не заложены в сценарии, в отличие от игры с правилами. Однако театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д.Б. Элькониным [19]: роль (определяющий компонент), игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения. В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, т.к. облегчают принятие роли и выполнение игровых действий.
Игровое действие может быть различным: ребенок может быть «режиссером» и «актером», исполняющим роли разных персонажей или животных.
Характерными особенностями театрализованной игры являются следующие: наличие литературной основы и присутствие зрителей. Театрализованные игры объединяют литературное и художественное творчество детей, процессы восприятия и исполнения художественной деятельности (Н.А. Ветлугина). Образы героев, их действия и эмоциональные переживания определяет содержание произведения. Творчество ребенка проявляется в выразительности исполнения: какой это персонаж, в чем причины его поступков, какие чувства он испытывает и т.д. Ответ на самые разнообразные вопросы зависит от опыта ребенка, от развития воображения и фантазии, эмоциональной сферы. Готовность ребенка к театрализованной игре можно определить, как уровень общекультурного развития, облегчающего понимание художественного произведения и овладение выразительными средствами создания художественного образа, указывают С.А. Козлова, Т.А. Куликова [11]. Театрализованная игра (т.е. игра спектакля) взаимосвязана с сюжетно-ролевой игрой (т.е. игрой в театр), а это создает возможность объединения детей общей идеей, переживаниями, совместной деятельностью, в которой каждый может проявить свою индивидуальность, творческое начало. Театрализованные игры дошкольников не являются искусством, но приближаются к нему. При разыгрывании спектакля в деятельности детей и актеров есть сходство: эмоциональные впечатления, присутствие и реакция зрителей, насколько выразительными получились художественные образы и др.
1.2. Потенциал театрализованной деятельности
Важно строить всю педагогическую работу по художественно-эстетическому воспитанию исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Поэтому на первый план выдвигается художественно-эстетическая деятельность, обладающая наибольшими развивающими возможностями, наиболее соответствующая природе детства, в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании.
Для дошкольника это прежде всего театрализованная деятельность, поскольку:
- основывается на театральном искусстве, являющемся синтетическим (объединяющем все виды искусства: художественное слово, музыку, пластику, декорационно-художественное оформление и т.п.), как и художественно-творческая деятельность детей младшего возраста, для которых так же естественно чередовать речь, пение и движение, как и просто играть. Кроме того, ребенок воспринимает окружающий мир синкретически;
- наиболее близка игре – ведущей и доступной деятельности ребенка в дошкольном детстве (т.к. искусство произошло от игры, от подражания) и имеет общую основу с сюжетно-ролевыми играми, являясь одним из видов творческих игр. Игра для ребенка – способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, подлинная социальная практика, его реальная жизнь в обществе сверстников. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. В игре, следуя требованиям роли, ребенок приобретает способность и себя представлять на месте другого в воображаемой ситуации, и согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Именно поэтому театральное искусство близко и понятно детям, и столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования театрализованной игры в целях художественно-эстетического развития личности дошкольника как важной составляющей всестороннего развития. Этим и объясняются ее огромные воспитательные и развивающие возможности.
Рассмотрим основные понятия. Приведём различные определения понятия «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогической литературе.
Так, Щукина Г.И. определяет деятельность как «специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования».
Горностаева З.Я. в свою очередь, под деятельностью понимает «динамическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности».
Театрализованная деятельность – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и т. д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.
Потенциал — совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-либо области, сфере, в широком смысле.
Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (добро, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к окружающему миру.
Театрализованная деятельность обладает огромным потенциалом для художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Театрализованная деятельность заключает в себе широкие воспитательные возможности. Дети, участвуя в ней, знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В театрализованной деятельности происходит приобщение ребенка к духовным ценностям, она выступает источником глубоких переживаний, развивает чувства. Это — конкретный, зримый результат. Театрализованные занятия способствуют развитию эмоциональной сферы детей, побуждают их сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Глава 2. Методика и содержание работы по организации театрализованной деятельности детей младшего дошкольного возраста
2.1. Содержание, принципы и направления работы по организации театрализованной деятельности в младшей группе
Базовым принципом занятий театрализованной деятельностью является развивающее обучение, опирающееся на закономерности общего развития ребенка.
Мобильности (материалы для музыкальных занятий могут быть иллюстрирующими и для театрализации).
Сменяемости (содержание уголка должно меняться в зависимости от целей учебно-воспитательной работы в тот или иной месяц, направления специализации группы, времени года, интересов детей, степени изношенности материалов).
Доступности (все дети имеют одинаковые права и обязанности, связанные с использованием атрибутов театрального уголка).
Эстетичности (сам центр и все его составляющие должны красиво выглядеть, быть чистыми и опрятными).
Для этого важно создавать условия психологического комфорта, которые включают:
• разнообразие тематики;
• регулярное включение элементов театрализации в другие виды учебно-воспитательной деятельности;
• снятие факторов стресса (с помощью мотивационных приемов, настраивающих детей на занятие творчеством);
• раскрепощение (для этого одним из практически беспроигрышных вариантов является, например, участие детей в постановках совместно с родителями и членами педагогического коллектива);
• создание реальных мотивирующих условий (нельзя заставлять детей играть, личностные мотивы для участия в театральной деятельности должны быть сильнее авторитета взрослого, а также ребенок должен находиться в ситуации успеха – «У меня все получится!»).
Направления работы по театрализации с детьми 2-3 лет:
1.Театрально-игровая деятельность: содержит игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; инсценировки стихов, сказок.
2.Музыкально-творческая деятельность: комплексные музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
3.Художественно-речевая деятельность: игры и упражнения, направленные на формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности речи.
2.2. Анализ опыта работы с младшими дошкольниками
Театрализованная деятельность в детском саду открывает широкие возможности для развития детей. Благодаря этому виду деятельности развиваются такие важные особенности, как внимание, образное и пространственное мышление. Кроме того, это помогает в преодолении застенчивости и неуверенности в себе, развивает речь, память.
Во многих группах для детей младшего дошкольного возраста может быть организован театральный уголок, в котором собраны разные виды театров: настольный, пальчиковый, театр на руке, театр картинок на фланелеграфе, наборы кукол би-ба-бо, костюмы, маски, оборудование для кукольного спектакля (ширма, магнитофон), книжный уголок с подборкой любимых сказок.
Рассмотри каждый из видов подробнее.
С помощью настольного театра дети учатся выражать свои чувства, эмоции. Дети сами управляют игрушками, перевоплощаются в персонажей сказок. С помощью настольного театра знакомим детей с литературой.
Театр на руке понятен для детей, с помощью куклы, одетой на руку, ребенок рассказывает сказку. При этом развиваются речь, память.
Театр картинок на фланелеграфе помогает детям не только слушать сказку, но и видеть ее.
Пальчиковый театр. Этот вид театра детям нравится за то, что маленькие персонажи, герои сказок одеваются на пальчики.
Куклы би-ба-бо используются в сюрпризных моментах, в разучивании потешек.
Заключение
Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи, музыке. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М.: Просвещение, 1991. 127 с.
3. Бабаева, Т.И. Мониторинг в детском саду. Как работать по программе «Детство» [Текст]: научно-методическое пособие. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др. – М.: Детство-пресс, 2011. − 592 с.
4. Буц, А.Г. Влияние театрализованной деятельности на адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада [Текст] / А.Г. Буц, В.В. Кугаевская, Н.А Седова // Сборник: Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен. 2016. – С. 330-334.
5. Вечканова И.Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: КАРО,2006.123 с.
6. Заболотная, Э. Сказки-подсказки: методический игровой материал [Текст] / Э. Заболотная. – Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 128 с.
7. Зотова, И.В. Роль и значение организации театральной деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ [Текст] / И.В. Зотова, А.Е. Крайчак // Проблемы современной науки и образования. – 2017. – №16(98). – С. 99-102.
8. Иванова Г.П. Театр настроений: коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у дошкольников. – М.: Скрипторий 2003, 2006. – 88 с.
9. Иванцова, Л., Коржова, О. Мир кукольного театра [Текст] / Л. Иванцова, О. Коржакова. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. – 126 с.
10. Капшук, О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя [Текст] / О.Н.Капшук. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 312 с.
11. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов ВУЗ. М.: Академия, 2002. 416 с.
12. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду: разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова. – М.: Школьная пресса, 2000. – 128 с.
13. Раугул, Е.Р., Козырева, М.Л. Театр в чемодане [Текст] / Е.Р. Раугул, М.Л. Козырева. – СПб.: Литера, 1998. – 198 с.
14. Рыбакова, Е.В., Фролова, А.М. Театральные сезоны в школе [Текст] /Е.В. Рыбакова, А.М. Фролова. – М.: Школьная пресса, 2003. – 112 с.
15. Тумайкина Ю.И. Роль театрализованной деятельности в педагогическом процессе воспитателя первой и второй младших групп детского сада // Образование и воспитание. – 2019. – № 2 (22). – С. 19–21.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 32 с.
17. Фурмина Л. С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх.\Сборник под ред. Ветлугиной Н. А.\ М.: Просвещение, 1972. 72 с.
18. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду: Для занятий с детьми 4-5 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 128 с.
19. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. 186 с.
20. Эльконин, Д.Б. Основные вопросы теории детской игры. – В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1966. – С.11-37