Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Взаимодействие личности, семьи, образовательного учреждения и общества становится сегодня глобальной, общемировой проблемой. Снижение роли семьи, и в ряде случаев объективная невозможность выполнения ею своих функций - неоспоримый факт. На сегодняшний день семья не готова взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей. Среди основных трудностей семьи на первом месте стоит ее самоустранение от воспитания детей. Родителям становится все труднее справляться с воспитанием детей, и они все больше надеются на дидактическую, воспитательную и социокультурную роль образовательных учреждений. В данном контексте образовательное учреждение не может переложить всю ответственность за воспитание детей на семью, отказаться от работы с родителями. Воспитание детей является серьезной и важной обязанностью родителей, которые, как правило, к нему не готовы, поскольку их никто никогда этому не учил. Единственный выход из сложившейся ситуации - организация систематической социокультурной и психолого-педагогической помощи родителям в социализации детей. Необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи всегда представляло собой полиаспектную, многоуровневую проблему. И у педагогов, и у родителей в российском обществе в большинстве случаев были сформированы искаженные установки на сам процесс продуктивного интеракционирования. По сложившейся традиции считалось, что педагог обязан руководить, управлять семейным воспитанием, предъявлять требования своему воспитаннику и его родителям от имени общества. Сегодняшняя действительность ставит педагога перед необходимостью пересмотра данных позиций. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. Положительный результат зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей с ОВЗ и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы. На протяжении веков семья вносила решающий вклад в дело воспитания и социализации детей, в формировании у них таких интегральных качеств личности, как мировоззрение, ценностные ориентации и установки, а также в становление характера растущего человека, в развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности.
Глава 1. Понятие инклюзивного образования
1.1 О проблемах формирования и мониторинга личностных
и коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся
с легкой умственной отсталостью
В России с каждым годом возрастает число детей с особыми образовательными потребностями [2. с. 180]. В связи с этим возникает необходимость получения доступного и качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
По мнению многих специалистов, главным недостатком коррекционных школ была и остаётся изолированность детей от их «нормальных» сверстников [1. с. 160-161]. Тем не менее, при ключевом преимуществе - наличии штата специалистов, работающих с различными проблемами: дефектологов, тифлопедагогов, сурдопедагогов, логопедов - подобные учреждения конечно предоставляют достаточно качественное образование, но не могут всецело решить проблему доступности этого образования для детей. Коррекционных школ не так много, а семьи с особыми детьми могут жить достаточно далеко от них.
В 2012 году в России был подписан закон о ратификации Конвенции о правах инвалидов, принятой ООН в 2006 году, а затем был принят новый закон «Об образовании»[1. с. 163]. До этого модель инклюзивного образования внедрялась в отдельных школах и регионах в экспериментальном формате. Сейчас, согласно новым нормам законодательства любая школа должна быть готова принять ребёнка с особенностями и создать условия для обучения. Решение о том, в какую школу отдать ребёнка, принимается исключительно родителями. Коррекционные школы располагают ограниченным набором адаптированных программ, поэтому всех детей с особенностями туда принять не могут.
Например, коррекционная школа работает по адаптированной программе для детей с интеллектуальными нарушениями - учреждение такого рода не может принять ребенка, у которого, например, задержка психического развития, это две разные программы. В данном случае они могут совершенно спокойно отказать. Но обычная общеобразовательная школа, в которую семья обращается по адресу регистрации, должна принять ребёнка и создать соответствующие условия. Школа имеет право отказать только при отсутствии мест.
Условия, необходимые для обучения, определяются в заключении психолого-педагогической комиссией (ППК). Собственно, наличие такого заключения и означает получение ребенком статуса учащегося с ограниченными возможностями здоровья (в новой редакции закона "Об образовании" - особыми образовательными потребностями). В заключении ППК отмечается необходимость адаптированной программы и перечень специалистов, услуги которых требуются для интеграции ребёнка в процесс обучения.
При этом за родителем остается право предоставлять или не предоставлять заключение ППК в школу. Если они с ним не согласны, они могут его не предоставлять. В этом случае ребёнок будет учиться на общих основаниях. То есть к нему будут предъявляться абсолютно такие же требования, как и к обычным ученикам. Если родители это заключение принесли, администрация школы обязана согласно нему организовать соответствующие условия в школе.
Но не все дети с инвалидностью нуждаются в адаптированной программе. Заключение ППК определяет минимум условий, которые необходимо создать ребенку в школе. Организация предоставления этих условий (например, в какой форме будет осуществляться общее тьюторское сопровождение) остается за школой. В каждой школе, где учатся дети с особыми образовательными потребностями, создается психолого-педагогический консилиум (ППК). Создается он из специалистов, которые работают с детьми с особенностями, то есть психологов, дефектологов, логопедов - как и психолого-педагогическая комиссия. Он, во-первых, разрабатывает для конкретного ребенка или группы детей адаптированную образовательную программу, учитывая индивидуальные потребности и дефициты. Во-вторых, у школьной ППК (психолого-педагогической комиссии) есть довольно широкие полномочия по предоставлению ребенку дополнительных специальных условий. Например, если в заключении психолого-педагогической комиссии не указано, что ребенку нужен тьютор, а в школе считают, что без этого специалиста ему не справиться, ППК вправе рекомендовать предоставить ребенку тьютора. Опираясь на эту рекомендацию, директор может своим приказом ввести ставку тьютора в штатное расписание образовательной организации.
Однако и это становится вызовом для современной российской школы из-за недостатка финансирования. По этой причине школы могут неохотно идти на то, чтобы принять ребёнка и создать для него необходимые условия. Родителям администрация может предложить перейти на надомное обучение, почему? Потому что не может обеспечить полноценную инклюзию ребенка в школьный коллектив. По закону, перевести ребенка на надомное обучение школа может только при наличии медицинского заключения и согласия родителей. Однако и в данном случае решение родителей, которые "входят в положение" школы, может отразиться не самым лучшим образом на качестве образования.
В сентябре 2020 года вступили в силу поправки к закону “Об образовании” [2. с. 184], которые, по большому счёту, значительных изменений в существующее положение дел не внесли. Многие родители приветствуют изменение некоторых формулировок: например, “умственная отсталость” заменяется термином “интеллектуальные нарушения”. Разумеется, исключение стигматизирующих формулировок из слова закона имеет смысл. Хочется лишь добавить, что не менее важно в нормотворческой деятельности обратить внимание на тех, чьими силами осуществляется инклюзия.
Итак, какие выводы можно сделать:
- во-первых, признать факт существования у нас инклюзивного образования и не поддаваться на провокационные крики его противников.
- во-вторых, школы обязаны обеспечить все необходимые условия для инклюзии, т.е. организация учебного места, квалифицированные специалисты, качество образования.
- в-третьих, активнее общаться с родителями детей с особыми образовательными потребностями, потому что у учителя с ними одинаковые и цели, - достичь максимально возможных результатов в обучении особого ребенка, для которого школа - единственная возможность социализации и инклюзии.
1.2 Достижение личностных результатов образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
В научных публикациях, посвященных проблемам реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (далее -ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью), отмечается, что формулировки личностных результатов образования обучающихся с легкой умственной отсталостью в примерной адаптированной основной образовательной программе (далее - АООП) недостаточно точно соответствуют типологическим особенностям этой группы обучающихся [2]. Например, такие формулировки, как «воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств» или «принятие соответствующих возрасту ценностей
Фрагмент для ознакомления
3
1. Лифанова, Т. М. Дидактические игры на уроках естествознания: Методические рекомендации/ Т. М. Лифанова. - М.: Издательство ГНОМ иД, 2018. - 25 с.
2. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Академия, 2019. - 212 с.
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Вопросы психологии. - 1966г. -№6. -с.75.
2. Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой психического развития», Санкт- Петербург, «Речь», 2018.
3. «Коррекционная педагогика в начальном образовании» под ред. Кумариной, Москва, «Академия», 2019.
4. Кузнецов В.А. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / В.А.Кузнецов // Педагогическая информатика. - 2019. - №: 1. - C. 18-22.
5. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры. Избранные психологические сочинения в 2т.-М., 1983г. Т-1-с.306.
6. Степанова О.А., Вайнер М.Э. «Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2017.
7. Грузинова Т. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции / Т. Грузинова // Директор школы. Экспресс-опыт. - 2019. - № 4.
8. Ульенкова У.В. Интеграция детей с умеренными нарушениями развития в образовательную среду: проблемы и перспективы - 2018. - № 4.