Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Один из центральных проблем понимания древнего мира - осмысление многообразия уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и имеющих некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли формирование и характер современной цивилизации. Именно в роли, своими достижениями, базой до создания настоящего научно - технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа таких как йога, наставления в практике повседневной жизни.
Индия - одна из самых прекрасных стран мира. Пожалуй, никакая страна не может сравнится с ее богатейшей культурой, ее обычаями. Первыми жителями Древней Индии были дравиды. По прошествии веков дравидов сменили многочисленные племена, отличавшиеся друг от друга укладом жизни, языком, верованиями, культурой.
Необходимо отметить, что тема культурного наследия ранней Индии является актуальной, так как Индия - одна из древнейших стран мира, которая заложила основу глобальной цивилизации человечества. Достижения индийской культуры и науки оказали значительное влияние на арабские и иранские народы, а через них - на Европу.
Согласно истории, Индия всегда считалась хранилищем самых ранних культур. Культуры есть в каждой стране, но индийская культура считается самой древней с исторической точки зрения. Индийская культура или любая культура - так сказать, человеческая культура - это тема, связанная с расцветом, развитием, поступательным прогрессом, степенью, в которой совершенство было достигнуто группой людей или отдельным человеком. Культура связана с внутренней жизнью человека, и чем бы ни была внутренняя жизнь человека, это будет определять его внешнее поведение, потому что вы не можете вести себя внешне иначе, чем внутри. Таким образом, культура народа, культура нации, культура страны - это совокупный продукт, так сказать, культуры людей, составляющих эту конкретную нацию или страну в широком смысле.
Одна из важнейших задач понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизационное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование и характер современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно-технического мира, их культурное единство и обретает значимость. Трудно себе представить страну с более богатой мифологией, чем Индия, и вряд ли можно найти в иной мифологии сочетание глубоких философских абстракций и практических приложений мифа, таких, как йога, аскеза, наставления в практике повседневной жизни.
Объектом курсовой работы является ранняя Индия.
Предметом исследования является процесс становления культурного наследия ранней Индии.
Цель данной курсовой работы - рассмотреть культурное наследие древнеиндийского народа. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику ранней Индии;
-проанализировать особенности искусства Ранней Индии;
-раскрыть особенности религиозного мировоззрения Ранней Индии;
-определить особенности развития науки Ранней Индии;
-рассмотреть особенности литературного и философского наследия Ранней Индии.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Культурное наследие Ранней Индии в области искусства и религии
1.1 Общая характеристика периода Ранней Индии
Древнеиндийская культура была создана многими народами, населявшими Индию в III -I тыс. до н. е. Ее начало относится ко второй половине III тыс. до н. е.
В древности центрами цивилизаций, становились бассейны рек (Инд, Ганг и особенно притоки Инда - Пятилетие, или Пенджаб), где местные жители раньше начали заниматься земледелием. Именно в Индии впервые стали выращивать хлопок, рис, сахарный тростник, были приручены зебу (горбатый бык), слоны. Первые известные нам центры индийской культуры существовали уже в III тыс. к н. е. на берегах Инда.
До середины XIX сек. мир ничего не знал о древней цивилизации в долине Инда, считая, что культуру в Индию принесли арии. Однако, случайная находка английского генерала Каннингема в районе деревни Хараппа (штат Пенджаб), обнаружил интересные печати с абсолютно неизвестными надписями, заставила пересмотреть этот взгляд и начать с 20-х годов XX века планомерные раскопки. Это привело к ошеломляющим открытиям.
Ранняя индийская цивилизация, известная под названием Индская цивилизация была создана древним местным населением Северной Индии в III тыс. до н. е. Ее городские центры Хараппа и Мохенджо-Даро (теперь Пакистан) поддерживали связи с Месопотамией, странами Центральной и Средней Азии. Жители этих городов достигли высокого мастерства в различных ремеслах, особенно в изобразительном искусстве малых форм, достопримечательности которого (статуэтки, гравюры на печатях) очаровывают своей изысканностью и утонченностью.
Были найдены крупные городские поселения - Хараппа, Мохенджо-Даро, Калибанган. Они состояли из «цитадели» - «верхнего» города, расположенного на холме, и «нижнего города с жилыми сооружениями. Здания возводились из обожженной кирпича, связующим материалом был гипсовый раствор. Улицы пересекались строго перпендикулярно, на перекрестках углы зданий закруглялись, чтобы не препятствовать рушению, ширина улиц достигала не более 10 метров. Дома не имели украшений и окон, выходящих на улицу. Жители этих древних городов были очень консервативны. Расположения улиц не менялось веками, а новые дома строились на месте старых.
Впечатляющим достижением Хараппской культуры была совершенная система водопровода и канализации, которой не имела ни одна другая древняя. Она была во всех городах, причем осуществлялось как водоснабжение, так и отвод сточных вод. Ничего подобного в других государствах того времени еще не встречалось.
Существовали также общественные купальни, которые служили скорее всего для ритуального омовения. Ремесленники научились хорошо обрабатывать металлы - медь, олово, бронзу, золото, серебро, но при этом совершенно не знали железа. Обширными были торговые связи, о чем свидетельствуют находки гирь и измерительной линейки.
Археологические раскопки, что проводились в Мохенджо-Даро и Хараппи, дают возможность думать о существовании государственной власти, об имущественной дифференциации общества. Доныне не выяснено, какой была форма власти и государственный строй: по размерам она могла быть империей (более 1100 км с севера на юг и более 1600 км с запада на восток), но есть предположение, что главу государства мог тут выбирать народ.
Важным видом хозяйствования было земледелие; существовали разнообразные ремесленные производства, Индская (Хараппская) государство вело активную внутреннюю и внешнюю торговлю. В городах, укреплениях на повышении с подвластными окрестностями), с размещенными в шахматном порядке кирпичными домами и канализацией, правили цари(раджи) и великие цари (махараджи).
Около 1800 - 1700 гг. до н.э. Харраппское государство начинает приходить в упадок. Однако именно эта цивилизация считается колыбелью всей нынешней индийской культуры.
В середине II тысячелетия до н.э. в Северную Индию из Центральной Азии через бассейн Инда пришли кочевые племена ариев (одной из ветвей индоевропейцев), которые в VII-VI вв. до н.э. основали в долине Ганга свои государства. Они частично оттеснили местное население в горы, а частично уничтожили его. «Арий» на санскрите означает аристократ, благородный, в противоположность «анария» - низкий, которое применялось к коренному населению .
Арии, были знакомы с боевыми колесницами, запряженными лошадьми. Они преобладали коренных жителей (дравидов). Арии заимствовали у туземцев оседлый земледельческий быт: отдельные усадьбы, стада скота, незначительное выращивания зерновых.
Постепенно арии расселились до Ганга и проникли в местности современного Дели. В этот период возникали войны между арийскими племенами.
Для общественного строя Индии эпохи ариев характерным было существование семейной и сельской общины, в которой росла и укреплялась власть патриарха. Общины управлялись советами во главе со старостой. Развитие производительных сил вел к имущественной дифференциации, к появлению прослойки состоятельных людей. Из них выделяются люди, что руководили хозяйством общины и отправляли религиозные обряды - брахманы, а также военные вожди - кшатрии.
Эти группы составляли прослойку состоятельной общественной аристократии. Стремление этой аристократии укрепить свое привилегированное положение привело к появлению особой социальной системы, так называемой кастовой системы (слово «каста» является неточным переводом «варны» - санскритское наименование «состояния»), системы варн.
Формирование каст - это итог тысячелетней эволюции взаимодействия разных расовых и этнических общностей, слоев населения и профессиональных групп в единой системе культуры древнеиндийского общества, где образовалась очень сложная социальная структура. По индийской мифологии люди возникли из разных частей тела бога Брахмы. Из головы - жрецы-брахманы, из рук - воины-кшатрии, из тела - вайшии (ремесленники, земледельцы, купцы), а из пыльных ног - шудры, или слуги.
То есть, система варн разделяла все общество на 4 основные группы, своеобразные состояния :
-варна жерцов (брахманов);
-варна воинов (кшатриев);
-варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшиев);
-варна бедняков (шудр).
Заключение
Изучив тему «Культурное наследие ранней Индии», можно сделать следующие выводы.
1.Историю развития древнеиндийской культуры делят на два важных периода. Первый период принадлежит хараппской цивилизации, сформированной в долине реки Инд и достигшей высокого уровня развития. Крупные города того периода имели удобную планировку и водосточную систему. Здесь впервые в мире появилось ткацкое мастерство, ювелирное искусство, гончарное дело. Особую ценность представляет хараппская письменность, тайна которой до сих пор так и не разгадана. Второй период -арийский - связан с приходом и дальнейшим расселением арийских племен в долинах реки Ганг и Инд. Будучи кочевниками, арии смешались местными оседлым населением, привнеся в индийскую культуру новые веяния.
2. С самого начала своего становления древнеиндийская культура находилась в тесном контакте не только со многими странами Востока, но и с античным миром. Культура Древней Индии представляет собой причудливую смесь традиций, обычаев и жизненных устоев многих народов и племен, которые в разное время проживали на территории Индии.
3. Богатство и многообразие религиозно-философских учений. Древнюю Индию часто называли страной тысячи религий, поскольку именно здесь зародились многие религиозные и философские практики.
4.Обращенность к Вселенной, поиск тайны мироздания. Вся культура Древней Индии устремлена к слиянию с космосом, с высшим разумом.
5.Погружение в глубины человеческой души. Индусы отождествляли человеческую душу с бескрайними просторами Вселенной, в которых можно было отыскать истину. Наиболее ярким примером тому служит философия йоги.
6.Музыкальность и танцевальность – характерная черта культуры Древней Индии.
7.Достижения и изобретения Древней Индии имеют такое большое значение, что успешно используются и по сей день. Среди наук особое развитие получила математика. Индийскими учеными были изобретены десятичные системы исчисления, цифра ноль, правила извлечения квадратных и кубических корней, решения линейных, квадратных и неопределенных уравнений, рассчитано с большой точностью число «пи». Без телескопов и прочих приборов индийские астрономы могли определять фазы Луны, они определили, что Земля вращается вокруг своей оси. Сутки были поделены на часы.
8. В Индии зародилась письменность, однако многие древние языки так и не расшифрованы до сих пор. Самым популярным языком стал санскрит, на котором писали свои труды философы, жрецы и ученые.
Таким образом, в отличие от великих цивилизаций Ближнего Востока индийская продолжала существовать и развиваться после окончания периода древности. Она значительно повлияла на окружающие страны. Буддизм с его богатой литературой и философией распространились по всей Восточной и Юго - Восточной Азии. Влияние эпоса, басен и театра Индии прослеживается у многих народов средневекового Востока. Древнеиндийские математика и медицина славились во всем мире, а удивительные достижения в области лингвистики, логики, психологии лишь сейчас могут быть оценены должным образом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антонова К.А. и др. История Индии. - М.: «Мысль», 2019, 634 с.
2. Артур Л. Бешем. Чудо, которым была Индия.- М.: «Наука», 2017., 319с.
3. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности.- М.: «Наука», 2016., 637с.
4. Вайнберг Б.И., Ставиский Б.И. История и культура Средней Азии в 3. древности.- М.: «Наука». 2016. 365с.
5. Васильев Л.С.. История Востока.- М.: Высшая школа, том 1.- 2019., 495с.
6. Гаспаров, М.Л. История мировой культуры / М.Л. Гаспаров. - М.: АСТ, 2017. - 720 c.
7. Горелов, А.А. История мировой культуры: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Флинта, 2016. - 512 c.
8. Индия в древности. Сборник статей под редакцией Струве А.В, Бонгард-Левина.Г.М. - М.: «Наука», 1964., 637с.
9. История искусств: Учеб. пособие / Под ред. А. Воротникова. – Мн.: Современный литератор, 2019. – 608 с.
10. История мировой культуры. Культурные регионы: Учеб. пособие / под ред. Л. Т. Лев. – К.: Лыбидь, 2017. – 448 с.
11. Каган, М. С. Введение в историю мировой культуры. В 2 книгах. Книга 1 / М.С. Каган. - М.: Петрополис, 2018. - 368 c.
12. Капица, Ф.С. История мировой культуры / Ф.С. Капица. - М.: АСТ, 2016. - 287 c
13. Кравченко, А. И. Культурология / А.И. Кравченко. - М.: Академический проект, 2019. - 501 c.
14. Левяш, И.Я. Культурология / И.Я. Левяш. - Москва: Мир, 2017. - 501 c.
15. Липперт, Ю. История культуры. (Анализ развития материальной культуры человечества, истории его обществ и учреждений, развития языка, письменности, религии и мифологии). Пер. с нем. / Ю. Липперт. - М.: КД Либроком, 2019. - 262 c.
16. Малышева, Е.М. Культурология. История мировой культуры / Е.М. Малышева. - М.: КДУ, 2018. - 288 c.
17. Мирошниченко А.А.История и культура Древней Индии - М.: Изд-во МГУ, 2018 , 421с.
18. Никитич, Л. А. Культурология / Л.А. Никитич. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 569 c.
19. Садохин, А.П. История мировой культуры. Учебное пособие для студентов вузов / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. - М.: Юнити, 2017. - 320 c.
20. Эйслер, Р. Всеобщая история культуры. Пер. с нем. / Р. Эйслер. - М.: КД Либроком, 2018 - 222 c.