Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Восхищаясь искусством канатоходцев и наездников, фигуристов, мы не верим, что умение сохранять определенную осанку при выполнении любого движения свойственно не только спортсменам и артистам цирка. В той или иной степени она есть у каждого практически здорового человека. Если функция органов, обеспечивающих равновесие человеческого тела, серьезно нарушена, человек не может ходить, его заставляют только лечь.
На наш организм влияют различные физические факторы. Самым важным из них является гравитация Земли. Поэтому овладение этой силой в основном подчинено овладению балансом и выполнению любого движения. Опорно-двигательная система человека насчитывает более 200 костей. С точки зрения механики, это система различных рычагов, равновесие которых, а значит, и равновесие человеческого тела, возможно, когда сумма моментов сил, действующих на него относительно оси вращения, равна нулю. В случае нарушения равенства моментов сил рычажная система начинает вращаться навстречу силе, момент которой больше, человек теряет равновесие.
Регулирование позы и движений в повседневной жизни происходит рефлекторно - автоматически. Как известно, все наши органы и ткани имеют нежные нервные окончания - рецепторы. Основными регуляторами баланса являются мышечные и вестибулярные рецепторы. Растяжение и сокращение мышечных волокон стимулируют мышечные рецепторы.
Равновесие человеческого тела - это динамический процесс: человеческое тело не может оставаться абсолютно неподвижным в любом положении. Кажется, что мы на мгновение теряем равновесие, а затем восстанавливаем его. Бег, ходьба и другие действия, даже когда вы стоите, требуют постоянных усилий для удержания тела в желаемом положении.
Для нас это привычный и незаметный процесс. Но как только мы спотыкаемся при ходьбе или беге, мы совершаем так называемые защитные движения: прыгаем, сопротивляясь силе инерции, наклоняем корпус, как бы смещая центр тяжести тела под точку опоры, падая вниз, заменяя нашу руку и т. д.
Кому не приходилось смотреть, как кто-то идет рядом с ним, скользит, неловко падает, даже не пытаясь сопротивляться. Но что будет делать спортсмен с достаточно развитым чувством равновесия? Он сразу определит направление и скорость наклона своего тела, чтобы мгновенно восстановить его, сделав несколько умелых, иногда даже красивых движений, избегая таким образом падения.
Чем выше уровень подготовки, тем легче человек адаптирует свои движения и положение тела к меняющимся условиям. Оптимальный уровень развития умения управлять балансом тела позволяет наиболее четко и экономично выполнять различные бытовые и производственные движения.
Проверено практикой - в любом случае вестибулярный аппарат поддается тренировке. Конечно, перед тем, как приступить к тренировкам, необходимо обязательно посоветоваться с врачом, узнать, есть ли противопоказания к тренировкам.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ РАВНОВЕСИЯ И ЕГО ИСТОЧНКИ
Равновесие - это способность тела сохранять устойчивое положение как в движении, так и в покое. Есть два типа равновесия - статическое и динамическое. Статическое равновесие определяет устойчивость неподвижного тела, например человека, который спокойно стоит на месте. Тело, которое движется с постоянной линейной или угловой скоростью, находится в динамическом равновесии. Поскольку все тела в природе подвержены влиянию силы тяжести, практически невозможно найти примеры динамического равновесия в повседневной жизни. Практическое проявление динамического равновесия - это равновесие в движении, например, при беге или прыжках.
Источники равновесия можно рассматривать с точки зрения двух различных научных областей: физиологии человека и биомеханики.
1. Физиологические источники.
Равновесие возникает, когда тело находится в устойчивом положении. Выровняв ноги, бедра, позвоночник и голову на одну линию, вы получите устойчивое вертикальное положение. Особые чувства отвечают за поддержание равновесия тела, помогая определить безопасное и устойчивое положение тела.
Важнейшим условием сохранения равновесия является наличие визуального сигнала. С помощью прицела можно мгновенно определить положение тела относительно земли. Чтобы проверить важность роли визуальной подсказки, вы можете закрыть глаза и встать на одну ногу. Вы почувствуете, что ваше тело начинает раскачиваться, а руки инстинктивно разводятся в стороны.
Тактильные подсказки также служат для поддержания баланса. В подушках для ног обнаружена большая сеть чувствительных датчиков. Реагируя на изменение давления земли под ними, они отправляют соответствующую информацию об этом в мозг, что позволяет быстро изменять положение тела для поддержания равновесия. Чтобы проверить эти датчики, вам нужно встать одной ногой на мягкую поверхность, например матрас или толстый спортивный коврик. Как только поверхность, на которой вы стоите, сгибается под вашим весом, ваше тело сразу же слегка меняет положение в ответ на подушки ваших ног.
Наконец, важным органом, контролирующим равновесие, является вестибулярный аппарат, расположенный во внутреннем ухе. Он состоит из рецепторов двух типов: полукружных каналов, отвечающих за угловые движения, и так называемых отолитов, регулирующих линейные движения. Вестибулярный аппарат контролирует положение головы в пространстве (вертикальное или перевернутое) и резкие изменения направления движения. Его основная функция - поддерживать баланс.
Благодаря высокой чувствительности вестибулярного аппарата центральная нервная система имеет способность корректировать положение тепла в пространстве, иногда даже до момента потери равновесия. Вестибулярный аппарат также контролирует «рефлекс восстановления», используемый при дезориентации, прежде всего, другие сенсорные и моторные системы.
Рефлекс восстановления отвечает за поддержание тела в вертикальном положении. Получая сигналы от зрительных и тактильных органов чувств, а также от вестибулярного аппарата, тело постоянно стремится сохранять устойчивое положение относительно действующей на него силы тяжести. Если вы теряете равновесие или теряете ориентацию в пространстве, немедленно берется восстановительный рефлекс, чтобы вернуть тело в вертикальное положение, сначала стабилизируя положение головы, затем шеи, затем верхней и, наконец, нижней части тела.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сохранение равновесия - одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой. Успех в профессиональной деятельности (например, строители, монтажники, моряки) и в некоторых видах спорта (фигурное катание, акробатика, катание на лыжах и лыжах и др.) В значительной степени определяется уровнем развития функции равновесия.
Низкий уровень статокинетической устойчивости сопровождается ухудшением общего самочувствия, головокружением, тошнотой, рвотой и даже обмороком, а при физических упражнениях препятствует развитию двигательной техники, снижает уровень проявления других физических возможностей.
Известно, что при сохранении той или иной позы человеческое тело не совсем неподвижно, оно все время парит. Человек как бы на мгновение теряет равновесие и снова восстанавливает его. Умение человека сохранять вертикальное положение в гравитационном поле Земли имеет большое значение. Даже относительно простые движения невозможно выполнять без достаточно высокого уровня развития органов равновесия.
Поддержание баланса в повседневной жизни происходит автоматически рефлекторно.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Блинов Н.Г., Игишева Л.Н., Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Физкультура и спорт, 2010 г. - 200с. 2
2. Вильчковский Э.С. Физическое воспитание школьников. - М.: Логос, 2002. − 425 с. 3
3. Волков Л.В. Физические способности детей и подростков.- Киев: Здоровье, 2001. − 177 с. 4
4. Зациорский В. М. Физические качества спортсменов (Основы теории и методики воспитания). – Физкультура и спорт. – М.: Педагогика, 1966.
5. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2001. - 264 с. 5
6. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. / Методика обучения основным видам движений на уроках физическойкультуры, Гуманитарный издательский центр, Москва 2002г.
7. Ломейко В.Ф. / Развитие двигательных качеств на уроках физической культурф, Минск " Народная Асвета" 1980г.
8. Ломейко В. Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в 1–10-х классах. – М.: Народная Асвета, 1980
9. Капланский В. Е. Развитие координационных способностей при освоении программы лыжной подготовки // Физическая культура в школе. – М.: Педагогика, 1990. – № 10. – С. 13–20.
10. Кабанов Ю.М. Методика развития равновесия у детей школьного возраста. - Минск, 2002г.
11. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей школьного возраста. - М.: Академия 2014. − 271 с. 6
12. Кожухова Н.Н. Руководителю по физической культуре в школьных учреждениях: - М.: Издательский центр "Академия", 2002. − 320 с. 7
13. Лях В. И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. – М.: Терра-Спорт, 2000.
14. Педагогика физической культуры: учеб. пособ./ под. ред. Б. А. Ашмарина, Л. К. Завьялова. – СПб., 1999.
15. Трофимов О. Н. Развитие координационных способностей и равновесия у детей младшего школьного возраста Ярославский педагогический вестник – 2011 – № 3 – Том II (Психолого-педагогические науки).
16. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Минск: Полымя, 2001.
17. Лайзане С.Я. Физическое воспитание школьников. - М.: Просвещение, 2004. - 268 с. 8 Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Собр. Пед. соч., т. 4, "Физкультура и спорт", 2003 − 270 с. 9
18. Лупандина Н.А. Физическая подготовка школьников. - СПб.: Нева, 2003. - 326 с. 10
19. Максименко A.M., Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2009 г. - 165с. 11
20. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у школьников.-СПб,2003.-365с. 12 Раевский Р.Т. Физическая подготовка школьников. - М.: Высшая школа, 2002. - 317 с. 13
21. Ращупкин Г.В. Физическая культура школьников. - СПб.: Нева, 2004. - 327 с. Сальникова Г.П. Физическое развитие школьников. - М: Дело, 2012 - 320 с. 15
22. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка:. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 368 с. 16
23. Тарасова Т.А. Контроль физ. состояния детей школьного возраста: мет.-е рекоменд. для руководителей и педагогов ДОУ - М. ТЦСфера, 2005. − 85 с.
24. Художественная гимнастика. // Спорт в школе. - 2006. - №27.
25. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С., Теория и методика физического воспитания и спорта / Москва 2004г.
26. http://www.fizkulturavshkole.ru/ravnovesie.html
27. http://www.adrenalin-park.ru/gimnast/uprazhnenija_v_ravnovesii.html
28. http://zdorovyj-obraz-zhizni.ru/razvitie-lovkosti-koordinacii-dvizhenij-i-chuvstva-ravnovesiya/
29. http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1287673.html
30. http://kladraz.ru
31. http://www.fizkulturavshkole.ru/ravnovesie.html