Фрагмент для ознакомления
2
В настоящий момент сразу четыре кластера Барселоны отмечены золотыми лейблами Cluster Management Excellence. Cluster Management Excellence – проект, запущенный в 2009 г. Европейской комиссией в рамках
Программы развития инноваций и повышения конкурентоспособности ЕС. Его основной задачей стало внедрение особой системы сертификации качества управления кластерами. Систему оценки, включающую 31 индикатор, совместно сформировали 13 организаций – партнеров проекта из девяти стран, имеющих большой опыт кластерного развития. Сертификаты имеют три уровня – бронзовый, серебряный и золотой (Cluster Management Excellence) .
Такой награды может быть удостоен кластер, имеющий высококлассную управленческую структуру, стратегию развития, устойчивую финансовую модель и оказывающий качественные услуги своим участникам.
Активное использование инструментов кластерной политики сделало столицу Каталонии международным центром обмена опытом и экспертизы по вопросам развития кластеров. В Барселоне находятся штаб-квартиры международных ассоциаций кластеров TCI Network и European Foundation for Cluster Excellence.
Здесь работают ведущие международные бизнес-школы, осуществляющие образовательные программы подготовки специалистов по кластерному менеджменту: IESE Business School и ESADE Business School.
Лидерство Барселоны по числу кластеров – результат долгосрочной целенаправленной государственной политики по повышению конкурентоспособности экономики города на международной арене.
3.2 Развитие морских кластеров в различных странах
Очевидно, что морские кластеры в каждой стране имеют свою специфику развития и свои приоритеты. Вместе с тем имеются и общие тенденции, определяемые международными нормами, трендами кластерного развития и прочим.
Германия
В морском кластере Германии участвуют Гамбург/Нижняя Саксония и Шлезвиг-Голштиния. 107 членов образуют кластер. Лидирующими секторами его являются:
1) Офшорная энергетика
2) Офшорные нефте- и газодобыча
3) Безопасность
4) Туристические лодки
5) Глубоководные технологии
6) Судостроение. Следует отметить, что в Германии ряд предприятий морского сектора являются членами датских кластеров и наоборот.
Дания
Развитие морских кластеров в Дании осуществляется в рамках проекта «Голубая Дания». Усилия направлены на:
1) развитие проектов между членами и иностранными участниками;
2) поиск инноваций среди исследовательских центров;
3) усилия по взаимодействию по тройной спирали. Всего морской кластер Дании объединяет 140 членов.
Лидирующими секторами в Дании являются:
1) Законодательство
2) Судовладение
3) Офшорная энергетика
4) Морские услуги
5) Морское оборудование и судостроение
6) Финансы
7) Проекты.
Велико число различных сетей в соответствии с потребностями членов кластера. Участие в проектах преимущественно «зеленых» компаний: BSR InnoShip, Martech, LNg, SoCool, Green Ship of the Future и других; проект развития членов и финансовых возможностей; конференции; сотрудничество с другими организациями (проектами), на-пример с Транспортной инновационной сетью (TINV).
Италия
Восемнадцать ассоциаций входят в Итальянские морские кластеры. Лидирующими секторами являются:
1) Судостроение
2) Логистика и услуги
3) Яхты
4) Круизный и подводный туризм
5) Рыболовство
6) Институты: ВМФ и Береговой охраны
Норвегия
Спецификой Норвегии является ориентация всех компаний и организаций на морскую индустрию. Крупнейшими организациями Норвегии, которые определяют политику, являются Норвежская ассоциация судовладельцев, Федерация инженеров Норвегии, Ассоциация металлургов, Ассоциация норвежских морских офицеров.
Всего в морские кластеры входят 700 членов.
Лидирующими секторами морской экономики в Норвегии являются:
1) Образование
2) Строительство
3) Оборудование
4) Оффшорная нефтяная промышленность
5) Союз моряков
6) Порты
7) Исследовательские институты.
Франция
В морской кластер Франции входят лишь частные партнеры, за исключением военно-морского флота и лидирующей организации, находящейся под контролем государства. Продвижение морской кластеризации Франции базируется на трех китах:
1) Коммуникация
2) Синергия между членами различных секторов
3) Активное лоббирование.282 компании, федерации и ассоциации входят в морской кластер.
Лидирующими секторами в кластере являются:
1) Порты
2) Судостроительство и оборудование
3) Офшорные услуги
4) Яхты
5) Рыболовство
6) Морская возобновляемая энергия.
Швеция
Основу шведского морского кластера составляют независимые, некоммерческие организации.
Лидирующими отраслями являются:
1) Доставка
2) Портовые организации
3) Школы, университеты, исследовательские центры
4) Частный сектор
3.3 Кластеры ИКТ в Индии
Индия. Бангалор.
По данным доклада «Цифровая Индия» в Бангалоре около 160 компаний, специализирующихся на программном обеспечении (Бангалор производит 35% программного обеспечения Индии), 55 000 специалистов в области информационно-коммуникативных технологи (ИКТ), 103 научно-исследовательских центра и 35% венчурных инвестиций (Бомсель и Рует, 2001). Бангалор входит в число первых кластеров ИКТ по поступлениям от экспорта. В настоящее время в двух наиболее важных научных парках – International Tech Park Limited и Electronics City – находится множество высокотехнологичных компаний, специализирующихся в области ИКТ. Факторы успеха Бангалора:
- Географическое расположение (далек от территориальных границ страны – важный критерий размещения военной инфраструктуры, что является первым шагом к высокотехнологичным исследованиям – условие, сходное с условиями Силиконовой долины США). Это привело к созданию Hindoustan Aeronotic Limited, Bharat Heavy Electrical Limited or Bharat Electronics Limited, которые создали базу для индустриальной культуры Бангалора.- Знание английского языка большинством населения.
- Приятный климат (сходный с условиями Силиконовой долины США).
- Расположение сильных научных институтов и крупных компаний, таких, как Texas Instruments. Индийское правительство также приняло в 1992 году решение о привлечении в кластер ИКТ-компаний путем создания специальной спутниковой системы связи, что привело к ускорению связей между индийскими и иностранными компаниями в первую очередь путем субподряда, а также обмену знаниями, навыками и технологиями.
Бангалор является местом расположения ряда известных научных институтов, таких, например, как Индийский институт науки (создан в 1909 г.), который является школой, воспитывающей индийскую элиту в таких областях, как материаловедение, аэрокосмос и электроника. Этот город находится на переднем крае образования в сфере ИКТ. Его многие инженерные школы обеспечивают рынок труда. Наконец, необходимо отметить важную роль правительства штата Карнатака, где находится Бангалор, принявшего добровольную политику в пользу развития ИКТ в 1997 году. Однако следует заметить, что Бангалор, как и западные кластеры (например, София-Антиполис и Силиконовая долина), испытывает территориальные проблемы (загрязнение, инфляция недвижимости, загруженность транспортом и увеличение неравенства), которые бросают вызов его нынешнему статусу.
Точно так же, как в Силиконовой долине и Софии-Антиполис, рост цен на недвижимость привел к миграции части населения Бангалора в трущобы. Более того, отсутствие диффузии технологии по отношению к людям, живущим рядом, но не имеющим возможности их использовать, может иметь серьезные социальные и политические последствия. Однако необходимо отметить, что, например, за последние 15 лет уровень грамотности в Карнатаке повысился на 20% по сравнению с остальной частью страны.
Таким образом, необходимо учесть, что кластеры ИКТ создают cоциальный и пространственный разрывы. Более того, территориальная конкуренция в отношении размещения ИКТ компаний стала теперь международной. Тайвань и Китай, к примеру, являются сильными конкурентами Бангалора, так как они предлагают хорошие условия для высокотехнологичных компаний. В ответ на этот вызов город диверсифицировал свою деятельность, сделав ставку также на биотехнологии и медицинский сектор.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бреслер М. Г. Онтология сетевого бытия. - Уфа: Изд-во УГНТУ, 2020. - 130 с
2) Воронов А. С., Кластерный подход в управлении пространственным развитием: теоретическое содержание и опыт реализации // Вестник Московского университета. Сер. 21, Управление (государство и общество). — 2019. — № 3. — С. 3-19.
3) Громыко Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать? / Ю. В. Громыко // Альманах «Восток». – 2007. – № 1 (42)
4) Иванова Е. В., Совершенствование аналитического обеспечения процессов интеграции в экономическом кластере // Экономический анализ: теория и практика. — 2016. — № 5. — С. 16-28
5) Иванченко А. В., Организация инновационного и цифрового взаимодействия малого и среднего бизнеса, науки и государства на основе кластерного подхода // Региональная экономика: теория и практика. — 2020. — Т. 18, вып. 11. — С. 2089-2110
6) Костыгова Л. А., Территориальные инновационные кластеры - основа устойчивого развития промышленности России // Экономика и управление : рос. науч. журн.. — 2016. — № 6. — С. 18-25
7) Куценко Е. И., Нейросетевое моделирование состояния транспортно-логистической инфраструктуры зарубежных стран и Российской Федерации // Менеджмент в России и за рубежом. — 2020. — № 1. — С. 29-39
8) Марабаева Л. В., Вариантный прогноз развития территориальных инновационных кластеров РФ на основе проектного подхода // Инновации. — 2020. — № 1. — С. 86-9
9) Маршалл А. Принципы политической экономии. В 3-х томах. Т. 1. - М.: Прогресс, 1983. - 416 с.
10) Митенев В. В., Кирик О. Б. Кластер как фактор развития экономики // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. Вологда: ВПКЦ, 2006. Вып. 34. С. 77–81
11) НИУ ВШЭ на основе данных TCI Network
12) Новиков А. В., Обоснование приоритетов устойчивого развития транспортных кластеров // Проблемы теории и практики управления. — 2019. — № 6. — С. 42-52
13) Погодина Т. В., Финансово-экономические механизмы создания инновационных территориальных кластеров : монография. — Москва : РУСАЙНС, 2021. — 139 с.
14) Портер М. Конкуренция: пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 608 с.
15) Чаплыгин В. Г., Математическое определение эффективности трансфера технологий // Экономика и математические методы. — 2020. — Т. 56, № 3. — С. 136-144
16) Ягольницер М. А., Оценка влияния кластеров на экономику региона // Регион: экономика и социология. — 2020. — № 3 (107). — С. 218-241
17) Bergman E.M. and Feser E.J. Industrial and Regional Clusters: Concepts and Comparative Applications / Е. М. Bergman, E. J. Feser. Regionl Research Institute, WVU., 1999.
18) Blue Economy Concept Paper // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу:https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/2978BEconcept.pdf (дата обращения 05.05.2021)
19) Claudio Cora. From green to blue economy // [Электронный ресурс]. Доступен по адресу: http://business.inquirer.net/128587/from-green-to-blue-economy#ixzz3jrF91Mxp (дата обращения 05.05.2021)
20) Cluster Management Excellence)//https://www.cluster-analysis.org/cluster-management-excellence (дата обращения: 05.05.2021).
21) Dahmen E. Entrepreneurial Activity and the Development of Swedish Industry, 1919-1939. - Stockholm, 1950.
22) Rosenfeld S.A. Bringing Business Clusters into the Mainstream of Economic Development // European Planning Studies. - 1997. - № 1, 5. - P. 3-23