Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В Конституции Российской Федерации определено особое место гражданина в системе конституционных отношений, она (Конституция) выдвигает защиту его интересов и прав в качестве основоположного принципа, действующего в государстве и обществе.
Все чаще сегодня говорят о потребности в налаживании эффективной системы диалога между обществом и властью, в созидании новых «каналов обратной связи», которые способствуют не только улучшению информационного обеспечивания деятельности государственного аппарата, но также и возрастанию доверия нашего общества к любому властному институту.
Одна из самых важных задач сегодняшнего дня - создание действенных механизмов взаимодействия граждан с властными структурами, причем не только на местном, но и на государственном уровнях. Взаимодействие человека и государства, общества и государства – это очень многогранное и широкое понятие. Если человек с каким-то институтом государства вступает во взаимоотношения, тогда он вступает во взаимоотношения и с самим собственно государством. Права граждан обращаться в органы МВД - это одна из форм взаимодействия между обществом и государством. В конституциях многих государств мира закреплены права людей на обращения в орган публичной власти, также происходит процесс их обеспечения нормами международного права.
Существенное место на сегодняшний день занимает деятельность по рассмотрению обращений граждан в органах внутренних дел РФ.
Актуальность этого направления работы определяется особой значимостью сферы общественных отношений, связанной с реализацией гражданами своего собственного права на обращение, которое гарантировано в Конституции. Закрепление этого права в Основном законе государства свидетельствует о его важности, поскольку не все права и свободы, которыми обладает человек и гражданин, подлежат закреплению в Конституции, а только основные, или фундаментальные из них.
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, возникающие в процессе обращения граждан и организаций в органы внутренних дел.
Предмет исследования – правовая регламентация обращения граждан и организаций в органы внутренних дел.
Цель работы – изучить порядок обращения граждан и организаций в органы внутренних дел.
Необходимо решить следующие задачи:
Теоретическую основу курсовой работы составляют многочисленные исследования отечественных ученых (В. С. Бялт, А. М. Волков, А. М. Волков, Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова и др.).
Нормативную базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, законы, иные федеральные законы и подзаконные акты, регулирующие общественные отношения, являющиеся объектом исследования в рамках курсовой работы.
Методологической основой данной работы является совокупность принципов исторической науки (принцип историзма и др.), общефилософских подходов, научных методов юриспруденции (системно-структурный, сравнительно-исторический, социологический и др.), а также частно-научных методов (нормативный, догматико-правовой, системное толкование и др.). Основным методологическим методом был диалектический и комплексный.
Структура исследования. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
1 Развитие органов внутренних дел
1.1 Современная реформа органов внутренних дел
Начало второго десятилетия третьего тысячелетия ознаменовалось поворотным моментом в новейшей истории органов внутренних дел Российской Федерации – 1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» . В природе любого изменения есть право. Именно с него начинается реформа. Традиции, политические и социально-экономические потребности, возникающие на определенном этапе развития государства, играют огромную роль в формировании права. В результате возникает необходимость формализовать закон и представить его для публичного использования в качестве государственной воли.
Реформа и модернизация системы МВД России и территориальных органов внутренних дел началась с Указов Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» и от 18 февраля 2010 года № 208 «О некоторых вопросах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» . В развитие Закона «О полиции» Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года № 248 утверждено новое Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Следует отметить, что впервые в нормотворческой практике Президентом Российской Федерации утверждено Типовое Положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации для субъекта Российской Федерации. Состав полиции и численность органов внутренних дел определяются Указами Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. 250 «Вопросы организации полиции» и № 252 «О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации» .
Конечно, масштабная реформа МВД России открыла путь к коренным изменениям в стране и ее государственном управлении. Стратегическая цель реформы-прежде всего создание современной и эффективной правоохранительной системы в российском государстве. Тактическая цель этой реформы-избавить министерство от непрофильных функций. Анализируя процесс реформ, следует отметить, что в ходе осуществления демократических и правовых, а также экономических преобразований не всегда удается достичь намеченных положительных результатов. Более того, иногда наблюдается явное обострение отдельных проблем.
Ярким примером является тот факт, что сегодня обеспечение соблюдения и защиты прав законопослушных российских граждан является проблемой, которая касается как правозащитных движений, так и органов исполнительной власти, включая весь их правоохранительный блок. Не секрет, что нарушение прав и законных интересов граждан оказывает наиболее негативное влияние на общественно-политическое состояние общества, наблюдается явное недоверие граждан к способности представителей государственных структур, в том числе правоохранительных органов, обеспечить их защиту от преступных элементов. Следует отметить, что именно существующая практическая деятельность органов внутренних дел и их оперативных подразделений, все еще имеющих карательный уклон, породила недоверие российских граждан. К сожалению, нам еще не удалось преодолеть наследие прошлого. История показывает, что в процессе формирования внутренней уголовной политики государства происходило ужесточение мер по борьбе с различными преступными проявлениями, в том числе применение достаточно жестких мер к тем, кто их совершал.
Проблемы, возникающие в ходе практической реализации отдельных положений Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», а также последней редакции «Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации», не обходят стороной врачей, психологов, кадровый состав подразделений органов внутренних дел. Следует отметить, что в рамках реформирования системы МВД в указанное Положение, утвержденное соответствующим Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 и федеральными законами от 22 июля 2010 года, были внесены изменения. В № 156-ФЗ и № 157-ФЗ были внесены различные изменения. Например, впервые в законодательстве, регулирующем вопросы приема и прохождения службы в правоохранительных органах, в обязательном порядке проводится процедура профессионального психофизиологического отбора (есть словосочетание «психофизиологические экспертизы»).
1.2 Компетенция органов внутренних дел
В пункте 3 «Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации» закреплены задачи МВД России.
В разных определениях полиции можно столкнутся с разными понятиями – полиция как орган, полиция как система, полиция как часть глобальной системы под названием МВД. Сфера деятельности сотрудников полиции чрезвычайно велика – от контроля ситуации на дорогах до препятствия развитию организованной преступности. Согласно законодательству, существует две полиции: полиция общественной безопасности и криминальная полиция, подразумевающие свою специализацию и свои функции.
Несмотря на то, что полиция России ориентирована прежде всего на граждан страны, она также оказывает должную поддержку иностранным гражданам или людям без гражданства. Среди целей, которые преследует данный орган остановимся на самых значительных:
противодействие преступным элементам;
контроль общественного порядка;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – №7. – Ст.900.
2. Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
3. Указ Президента РФ от 18 февраля 2010 г. № 208 «О некоторых вопросах по реформированию Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
4. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции» и № 252 «О предельной штатной численности органов внутренних дел Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
5. Бошно, С. В. Правоведение: основы государства и права: учебник для академического бакалавриата / С. В. Бошно. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 533 с.
6. Бялт, В. С. Правоведение: учеб. пособие для вузов / В. С. Бялт. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 302 с.
7. Власов А. С. Проблемы недоверия современного общества правоохранительным органам // Новый юридический вестник. – 2019. – №1. – С. 37-40.
8. Волков, А. М. Правоведение: учебник для бакалавриата и специалитета / А. М. Волков. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 274 с.
9. Волков, А. М. Правовые основы профессиональной деятельности: учебник для СПО / А. М. Волков. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 274 с.
10. Гавриленко А.А. Понятие и система правоохранительных органов // Сибирский юридический вестник. – 2018. – № 26. – С. 31-36.
11. Головко, В.В. Правовой статус сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы развития / В.В. Головко, К.В. Нарышкин // Научный вестник Омской академии МВД России. - 2019. - № 2. - С. 36-39.
12. Кашанина, Т. В. Право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 484 с.
13. Обухова, О. В. Право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. В. Обухова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 266 с.
14. Основы права: учебник и практикум для СПО / А. А. Вологдин [и др.]; под общ. ред. А. А. Вологдина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 372 с.
15. Основы права: учебник и практикум для СПО / А. А. Вологдин [и др.]; под общ. ред. А. А. Вологдина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 372 с.
16. Право: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Г. Киселев [и др.]; под ред. С. Г. Киселева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 413 с.
17. Право: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. А. Вологдин [и др.]; под общ. ред. А. А. Вологдина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 372 с.
18. Правоведение. - М.: КноРус, 2015. - 388 c.
19. Правоведение. - М.: Норма, 2019. - 384 c.
20. Правоведение. - М.: Флинта, МПСИ, 2017. - 360 c.
21. Правоведение. – М.: Наука, 2019. - 448 c.
22. Правоведение. В 2 частях. Часть 2. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2017. - 604 c.
23. Правоведение. Конспект. - М.: А-Приор, 2016. - 188 c.
24. Правоведение. Краткий курс. - М.: Окей-книга, 2017. - 192 c.
25. Правоведение. Курс лекций. - М.: Экзамен, 2018. - 448 c.
26. Правоведение. Полный курс. - М.: У-Фактория, АСТ, ВКТ, 2017. - 128 c.
27. Правоведение. Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. - 400 c.
28. Правоведение. Учебное пособие. - М.: Норма, Инфра-М, 2015. - 256 c.
29. Правоведение. Часть I / Под редакцией Ю.Л. Шевченко. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2015. - 216 c.
30. Правоведение. Шпаргалка. - М.: Окей-книга, 2018. - 887 c.
31. Тагирова, А.И. Органы внутренних дел в структуре правоохранительных органов в Российской Федерации / А.И. Тагирова 6. Л.А. Исаева // Научный формат. - 2019.- № 3. - С. 43-46.
32. Щеголева, А. Н. Устранение недоверия населения к полиции как форма оптимизации деятельности ОВД // Вестник Воронеж. ин-та МВД РФ. – 2017. – № 3. – С.154–160.