Фрагмент для ознакомления
2
Внутреннее содержание термина «отрасль» как научной категории во многом определяется исходя из его определения. Ведущие отечественные экономисты трактуют ее по-разному. Так, по мнению профессора Б.А. Райзенберга, «отрасль представляет собой часть экономики, область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, обладающие единством выполняемых функций, применяемых технологических процессов» .
В экономической энциклопедии под редакцией А.М. Румянцева классификация отраслей народного хозяйства представляет собой «распределение предприятий и хозяйственной деятельности по качественно однородным группам — отраслям народного хозяйства, характеризующимся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющими специфическую роль в процессе расширенного производства» .
К. Маркс выделял отрасли как форму общественного разделения труда. «Если иметь в виду лишь самый труд, то разделение общественного производства на его крупные роды, каковы земледелие, промышленность и т.д., можно назвать общим (imFllgemeinen) разделением труда, распределение этих родов производства на виды и подвиды — частным (imBesonderen) разделением труда, а разделение внутри мастерской — единичным (imEinzelnen) разделением труда» . Согласимся, что представленная отраслевая структура стройная и понятная, удобная для экономического анализа.
По мнению А.Н. Азраиляна, «отрасль — это совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих» . По «степени участия» в создании общественного продукта он, как и большинство авторов, подразделяет их на отрасли материального производства: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт и т.д., и отрасли непроизводственной сферы — «сферы обслуживания»: наука, образование, культура, медицина и др. Отрасли экономики, на взгляд А.Н. Азраиляна, формируются по принципу «чистых отраслей», т.е. в них включаются однородные ВЭД, без учета ведомственной принадлежности. На этом основании он подразделяет хозяйственную отрасль, которая может включать множество предприятий, на которых производится большое разнообразие продукции. Выделение «чистых отраслей», по мнению ученого, необходимо для составления межотраслевых балансов и ведения системы национальных счетов.
Определение отрасли Л.И. Лопатниковым мало чем отличается от приведенного ранее определения, за исключением того, что, по мнению ученого, «совокупность фирм», выпускающих определенный товар или услугу, еще и «конкурируют между собой на рынке» .
Таким образом, в современной экономической теории в основе формирования отраслей главным признаком принято считать назначение и потребительские качества конечного продукта или вида услуг. Затем учитывается набор средств производства, предметов труда, технологии и квалификация работников, участвующих в процессе создания продукта. На этом основании народное хозяйство принято подразделять на 2 сферы: сферу материального производства и непроизводственную сферу. В первом случае в состав сферы включаются, в частности: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь в части обслуживания производственных предприятий, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, заготовки сельскохозяйственной продуктов и прочие сектора материального производства.
В непроизводственную сферу входят, в частности: государственное управление и оборона страны, общественные организации, учреждения и организации культурно-бытового обслуживания населения, пассажирский транспорт и связь в части обслуживания населения и учреждений непроизводственной сферы, научные учреждения и организации, финансовые и кредитные учреждения .
Таким образом, научное представление об отраслях ограничивается констатацией объединяющих признаков, в то время как наука должна дать объективное представление о том:
1) следует ли выделять отрасль в экономической системе как центр ответственности за развитие определенного сектора экономики, замыкающего на себе систему прямых и обратных связей с под-ведомственными предприятиями?;
2) какими должны быть полномочия отрасли при налаживании межотраслевых связей и отношений?;
3) как должно осуществляться взаимодействие между отраслью и неким координирующим органом или органами?;
4) какими должны быть условия обоснования необходимости введения в организационную структуру экономики новых отраслей и их ликвидации?;
5) почему структура ВЭД, закрепленная в классификаторе ОКВЭД, не перекрывает старой структуры отраслей, закрепленных в классификаторе ОКОНХ? В итоге проведение сравнительного анализа становится затруднительным, а по отдельным отраслям и вовсе невозможным: прерывается статистический ряд.
Среди указанных пунктов два последних являются, пожалуй, первоочередными, ведь прежде чем ответить на предыдущие пункты, необходимо разработать условия, которые необходимо соблюсти для открытия министерства, органа, призванного осуществлять функции управления отраслью.
В настоящее время в структуре экономики России отрасли представлены соответствующими министерствами и ведомствами, осуществляющими координацию деятельности отдельных министерств. В соответствие со ст. 9 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» назначение и освобождение от должности федерального министра происходит по указанию Президента РФ по представлению Председателя Правительства РФ . В соответствии со ст. 12 того же закона, Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и ведомств. В самих министерствах функции осуществляются в соответствии с положением о министерстве.
При исследовании перечня состава министерств и ведомств Российской Федерации6 и его сопоставлении с принятой научной классификацией, с подразделением на сферу производства и непроизводственную сферу, становится очевидно, что министерства и ведомства сформированы без должного учета специфики выполняемых функций, анализа роли и места тех или иных министерств и ведомств в экономике в целом. Так, под эгидой Министерства промышленности и торговли РФ объединены сектора экономики, которые целесообразно было бы выделить в отдельные министерства. Очевидно, что предприятия, производящие средства производства, целесообразно объединить в одно министерство, а предприятия, производящие предметы потребления, — в другое и т.д.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абузяров М.И. Методологические основы структурных сдвигов в экономике // Экономика и управление. — 2021. — №4(11). — С. 181-185.
2. Азраилян А.Н. Новый экономический сло-варь / под ред. А.Н. Азраиляна. 3-е изд. М.: Инсти-тут новой экономики, 2019. 1088 с.
3. Анна Трунина, Антон Фейнберг. Кудрин заявил о попавшей в «застойную яму» экономике России // РосБизнес-Консалтинг. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/EnwnS (дата обращения: 2.05.2021).
4. Асеева М.А. Основные элементы системы государственной поддержки малого предпринима¬тельства. М.: Полиграф-Плюс, 2019. С. 103-109
5. Гаращенко Н.Л. Государственное регулирование экономики. Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2017. 166 с.
6. Гасанов М. Структурные сдвиги в условиях трансформации экономики России и становление инновационного типа раз¬вития: Автореф. дисс. ... д.э.н. — Томск, 2018. — 38 с
7. Значение ВВП России // Федеральная служба государственной статистики «Росстат». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/GKJfW (дата обращения: 02.05.2021).
8. Красильников О.Ю. Проблемы структурных преобразований в экономике // Экономист. — 2020. — № 8. — С. 52-58
9. Кумехов К.К. О проблемах и направлениях дальнейшего развития современной экономической теории // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. № 20. С. 47-56.
10. Лопатников Л.И. Экономико-математичес-кий словарь: словарь современной экономической науки. 5-е изд. М.: Дело, 2016. 520 с
11. Лопухов А.М. Словарь терминов и понятий по обществознанию. М., 2020. 119 с.
12. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Изд. 2. Т XXIII. М.: Госполитиздат, 2017. 907
13. Мау В.А. Структурные сдвиги и перспективы глобального кризиса // http://www.rane.ru /novosti-media/novosti/novosti/2368- 2013-03-19-12-03-41 .html
14. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014).
15. Отраслевая структура России // Федеральная служ¬ба государственной статистики «Росстат». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/9NDFg (дата обращения:02.05.2021)
16. РайзенбергБ.А. Курс экономики. М.: Инфра- М, 2019. С. 27
17. Румянцев А.М. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 2015. С.152,153.
18. Экспорт и импорт в России // Федеральная служба государственной статистики «Росстат». [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/GKJmg (дата обращения:2.05.2021)