Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
1 «Тайваньский вопрос» 5
1.1 Предпосылки и геополитическая нестабильность региона 5
1.2 Пути решения тайваньской проблемы 9
2 Республика Абхазия 13
2.1 Предпосылки и геополитическая нестабильность региона 13
3. Турецкая Республика Северного Кипра 21
3.1. Предпосылки и геополитическая нестабильность региона 21
3.2. Пути решения проблемы 26
4. Специфика непризнанных государств на примере Тайваня, Республики Абхазии и Северного Кипра 28
4.1 Сравнительный анализ Тайваня, Республика Абхазии, Северного Кипра 28
4.2 Перспективы Абхазии, Северного Кипра и Тайваня в становлении полноценными международными субъектами. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
Фрагмент для ознакомления
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Актуальность темы определяется существованием в мировой и региональной геополитике территорий, не являющихся субъектами, однако, претендующими на суверенность.
Такими территориями являются Тайвань, Северный Кипр и другие. Для Российской Федерации в настоящий момент актуальны вопросы относительно статуса Крыма, Республики Абхазии.
Стоит отметить также существование разных парадигм в отношении притязаний непризнанных государств. Согласно первому подходу, народ имеет право на самоопределение, являющееся результатом национального самосознания, исторических и экономических факторов. Согласно другому подходу, важнейшими факторами, определяющими вектор, является политическая воля других стран и экономическое влияние или давление. Такой тоталитарный или «монархистский» подход характерен по отношению к непризнанным государствам со стороны сверхдержав, заинтересованных в удержании территорий под своим влиянием.
Целью исследования является анализ исторической и актуальной мировой практики в отношении непризнанных государств.
В соответствии с целью сформированы следующие задачи исследования:
1. Рассмотрение исторических и геополитических факторов нестабильности в регионе;
2. Анализ расстановки сил внешних и внутренних участников конфликта;
3. Формирование целостного представления конфликта для каждого отдельного непризнанного государства;
4. Исследование различных путей решения.
Объектом исследования являются политические и социально-экономические отношения участников конфликта вокруг непризнанного государства.
Непризнанное государство – это обобщающее название государственных образований, которые при наличии всемх признаков государственности (название, население, атрибуты, контроль над территорией, органы власти и вооруженные силы, организационные документы (включая конституцию), не имеют при этом признания в международной среде и не имеют права могут выступать в качестве субъекта международных отношений. Такие государства не имеют дипломатического признания со стороны Организации Объединенных Наций, а их территория расценивается государствами-членами ООН как находящаяся под суверенитетом одного или нескольких государств-членов ООН.
Политический феномен непризнанных государств возник после II Мировой войны и являлся следствием неразрешимого противоречия двух основополагающих норм международного права − права наций на самоопределение и принципа нерушимости границ и территориальной целостности государств. Эти принципы были изложены во многих международно-правовых актах, таких как Устав ООН (1945), Декларация ООН о принципах международного права, Декларация ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами (1970), Хельсинский заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975) и др. Именно это противоречие и делает возможным постоянное появление все новых государственных образований [5, 36].
Предмет исследования организационно-управленческие решения, возникающие в процессе поиска путей решения выхода из конфликта.
Методологической основой исследования является системный подход, основной характеристикой которого является целостность восприятия политических, правовых и экономико-социальных процессов на изучаемой территории. Также задействованы исторический, сравнительный и структурно-функциональный подходы.
Степень изученности проблемы можно обозначить как среднюю. С одной стороны, написано достаточно большое количество работ, посвященных изучению проблем непризнанных государств. С другой стороны, текущие правовые практики и экономико-социальные механизмы не позволяют предложить единый верный способ решения возникших вопросов, удовлетворяющий все стороны конфликта.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 «Тайваньский вопрос»
Понятием «Таваньский вопрос» обозначают модель «взвешенного взаимодействия» внутриполитических сил Тайваня, интересов Китайской Народной Республики и США в Юго-Восточной Азии. [9, 531]
На сегодняшний день Тайвань – это частично-признанное 15-и государствами-членами ООН государство, в данном именуемое также Китайской Республикой и Китайским Тайбэй. Наибольшим количеством стран Тайвань признается в качестве административной единицы Китайской Народной Республики.
США занимает в данном вопросе особое положение, официально не признавая Тайвань в качестве государства, однако, активно участвуя в обсуждении ситуации в Тайване с китайскими лидерами.
1.1 Предпосылки и геополитическая нестабильность региона
Географически Тайвань – это остров Тихого океана, отделенный от материкового Китая Тайваньским проливом (шир. 150 км).
Геополитическое положение предопределило нестабильность региона. История региона демонстрирует, как сферы интересов разных государств – материкового Китая, Японии, США и других – пересекаются в районе Тайваня на протяжении всей его истории.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Балакин В.И. Тайвань в системе восточноазиатской интеграции КНР // Китай в мировой и региональной политике: История и современность. Вып. XVIII. М.: ИДВ РАН, 2013. C. 223—231.
2. Варгач М.А. Исторический путь становления Республики Абхазия // Современные научные исследования и инновации. 2020. No 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2020/01/91055 (дата обращения: 17.09.2020).
3. Васильев Л.Е. Юго-Восточная Азия: США и Китай — от соперничества к противостоянию // Китай в мировой и региональной политике: История и современность. Вып. XVII. М.: ИДВ РАН, 2012. С. 87—99.
4. Дипломатический скандал после телефонного разговора Трампа с лидером Тайваня. Режим доступа: http://www.golos-ameriki.ru/a/tramps-call-with-taiwan/3621679.html (дата обращения: 13.01.2017).
5. Жмилевский В.Д. Непризнанные и частично признанные государства [Электронный ресурс] / В.Д. Жмилевский // Научно-исследовательская работа обучающихся и молодых ученых : материалы 68-й Всероссийской (с международным участием) научной конференции обучающихся и молодых ученых - 2016. – С. 35-37. - Электрон. журн. – Режим доступа : https://conf.petrsu.ru/docs/conf2016.pdf , свободный (дата обращения: 27.11.2019). – Загл. с экрана.].
6. Журавлев, В. О применении принципа признания «де-юре» для «непризнанных» государств [Электронный ресурс] / Виталий Журавлев // Russkie.org Россия и соотечественники : [офиц. сайт]. – 2006. - Электрон. дан. – Режим доступа : http://russkie.org/articles/o-primenenii-printsipa-priznaniya-de-yure/ , свободный (дата обращения 27.11.2019). – Загл. с экрана.].
7. Квачева П. И., Петрова С. В. Политико-правовой статус непризнанного государства в современном ми- ре: историко-правовой аспект (на примере Республики Абхазия) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2017. Вып. 35. C. 56–65.
8. Лексютина Я.В. США и политика «одного Китая».// Контуры глобальных трансформаций. 2017. Том 10. №5. С.102.
9. Лычагин А.И., Комаров И.Д. Тайванский вопрос: внешние и внутренние детерминанты// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2017. Т. 17. №3. С.530-538
10. Развитые страны. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Развитые_страны(дата обращения: 04.05.2021).
11. Си Цзиньпин заявил о неизбежности воссоединения Китая и Тайваня // Вести. Экономика. 2019. 2 января. URL: https://www.vestifinance.ru/articles/112709 (дата обращения: 18.03.2019).
12. Скаков А.Ю. Президентские выборы 2019 г. в Абхазии // Россия и новые государства Евразии. М., 2019. No IV (XLV). С. 48–58.
13. Сулейманов А. Проблема Кипра: История и совсременность. // Мировая экономика и международные отношения, 2019, том 63, No 2, с. 75-84.
14. Тужба Э.Н. Социально-экономические процессы в советской Абхазии / Э.Н. Тужба // Научный журнал КубГАУ, 2017. No 126 (02). С. 1-10.
15. Adamson F. Democratization and Domestic Sources of Foreign Policy: Turkey in the 1974 Cyprus Crisis. Political Science Quarterly, 2001, vol.116 (2), pp. 277-303., p. 278.
16. Bush, R. (2015). Taiwan’s January 2016 Elections and Their Implications for Relations with China and the United States. The Brookings Institution, Asia Working Group. Paper 1. URL: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2016/07/taiwan-elections-china-us-implications- bush-FINAL-2.pdf (accessed: 12.05.2017).
17. Caucasus States «Still Clan-Ruled and Com- mit», The European Parliament Reporter says. RFE/RL Armenia Report. Available at: http://www.rferl.org/a/1347734.html (accessed: 14.12.2016)
18. Morrison W.M., Kan S.A. U.S.-Taiwan Relationship: Overview of Policy Issues. Congressional Research Service Report. December 11, 2014. URL: https://fas.org/sgp/crs/row/R41952.pdf (accessed: 12.05.2017).
19. Readout of President Joseph R. Biden, Jr. Call with President Xi Jinping of China https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2021/02/10/readout-of-president-joseph-r-biden-jr-call-with-president-xi-jinping-of-china (accessed: 05.05.2021).
20. Shamba T. M. Abkhaziya: pravovye osnovy gosudarstvennosti i suvereniteta [Abkhazia: the Legal Basis of Statehood and Sovereignty]. Moscow, 2005. 262 р. (In Russ.).9; 13
21. Suvarierol S. The Cyprus Obstacle on Turkey’s Road to Membership in the European Union. Available at: https://www. researchgate.net/publication/27699767_The_Cyprus_Obstacle_on_Turkey%27s_Road_to_Membership_in_the_ European_Union (accessed 12.10.2018).
22. The Speech of the President of the Republic of Cyprus Papadopalos at the 62nd Session of General Assembly of the UN. 2007. Available at: http://www.un.org/webcast/ga/62/2007/pdfs/cyprus-eng.pdf (accessed 21.06.2018).)
23. The Speech of the Turkish Foreign Minister I. Сem at a Meeting of the 55th General Assembly of the UN. September 16, 2000, pp. 10-12. Available at: https://daccess-ods.un.org/TMP/3409017.32444763.html (accessed 21.06.2018).
24. «Türk Mukavemet Teşkilatı. Available at: https://www.turkcebilgi.com/t%C3%BCrk_mukavemet_te%C5%9Fkilat% C4%B1 (accessed 13.10.2018).)