Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения объясняется информационными, обще-ственно-политическими и финансовыми процессами, происходящими в современной России. В нашей стране меняется политическая, экономи-ческая и общественная сферы, однако, в течение реализации реформ накапливаются проблемы, появляются противоречия на разнообразных степенях (как между самими органами власти и обществом). В частно-сти, значительными эти вопросы останавливаются на местном уровне, где реформы реализуются непосредственно. Успех реформы во многом обусловлен тем, как она воспринята на местах, насколько действенной будет геополитика местных органов власти.
Появляющиеся в ходе социально-политических изменений трудно-сти и противоречия обретают отклик на страницах общественно-политических изданий, а, следовательно, приемы издания к освещению этих тем обусловливают информационную политику газеты.
Глава 1 Общественно-политические издания
1.1 Типология общественно-политической прессы
Средства массовой информации оказывают глубокое влияние на то, как строится наша реальность; они информируют и помогают фор-мировать наши идеи и убеждения об обществе, политике и культуре. Новостные и развлекательные СМИ предлагают конкретные репрезен-тации реальности посредством отбора, фрейминга и дискурса. Но на общественную сферу также влияют группы граждан, аудитория, ком-мерческие и некоммерческие организации, корпорации, лоббистские группы, которые все вовлечены в медиатизированные социальные, по-литические, коммерческие и культурные практики.
Газеты были самым традиционным и популярным средством пе-редачи местных, региональных, национальных и международных ново-стей читателям. Газеты сообщают нам о последних событиях в разных частях мира через сеть корреспондентов и информационных агентств. Национальные ежедневные газеты нанимают своих корреспондентов и репортеров во всех крупных городах мира. Крупнейшие газеты, такие как "Нью-Йорк Таймс", "Правда", "Санди мейл", "Таймс оф Индия" и "Индостан Таймс", будут формировать и влиять на взгляды, мнения и отношения миллионов читателей по всему миру. Они являются стража-ми свободы, гражданских прав и прав человека в цивилизованном мире.
В наш современный век газеты играют очень важную роль в про-движении торговли, торговли и бизнеса. Крупные корпорации и про-мышленные дома продвигают свою продукцию, давая обширную ре-кламу в газетах. Скрытые объявления, важные публичные объявления и публичные уведомления также составляют важное содержание и мате-риалы газет. Спортивные, образовательные и локальные новости, куль-турные мероприятия и изобразительное искусство — вот некоторые из необходимых колонок всех ведущих газет.
Простые люди могут выразить свое негодование, признательность и критику политики правительств штатов и центра. Радио и телевидение могут иметь много других привлекательных сторон, но любознательная природа человека остается неудовлетворенной, пока он не просмотрит и изучит колонки газеты.
В демократической стране должна быть эффективная и бесстраш-ная пресса. Пресса относится к газетам, журналам, а также журнали-стам, которые работают на них. Пресса — это зеркало общества. Она действует как сторожевой пес демократии. Обязанность прессы-следить за деятельностью правительства. Ее обязанность состоит в том, чтобы подчеркнуть провал политики правительства и указать обществу на его упущения.
Общественно-политическая печать представляется основным ис-точником экономической информации для большей части народонасе-ления страны. Газета помогает сформировать экономическое сознание и ориентирует принять экономические решения.
Прогрессивные эксперты в большей степени уделяют внимание специальным изданиям, которые удовлетворяют интересы аудитории в дополнительной информации, рассчитанной на своеобразные особенно-сти читателей и интересы аудитории в различных сферах жизнедеятель-ности, тогда как массовые газеты многоцелевого типа играют основную роль в ориентации аудитории.
Общегражданское (общественно-политическое) средство массовой информации–СМИ, которое ставит своими целями реализацию права граждан на самую разнообразную общественно-политическую инфор-мацию, без стремления к формированию общественного мнения в инте-ресах каких-либо групп граждан, а также извлечение прибыли от своей предпринимательской деятельности сотрудниками СМИ на основе про-дажи своей продукции (распространения информации) базирующееся на законе о рекламной деятельности.
Во-первых, общественно-политические СМИ обеспечивают наибольший охват аудитории. Во-вторых, они могут оперативно доно-сить до населения актуальную правовую информацию. Для анализа вы-браны общественно-политические СМИ, поскольку они являются наиболее последовательными распространителями правовой информа-ции. «Российская газета», «Комсомольская правда», «Московский ком-сомолец» — общероссийские издания, поэтому в ходе их изучения можно сделать выводы о распространении правовой информации через печатные СМИ в масштабах страны.
1.2 Жанры общественно-политических изданий
Вся масса разработанных в журналистике материалов делится на жанры. Основой жанра представляются три образующие - предмет, функция и метод.
Основаниями для разделения жанров служат:
· Предмет отражения (масштаб рассмотрения);
· Характер материала;
· Функция, которую они выполняют;
· Характер и свойства отображаемого объекта;
· Особенность отражаемых объектов и явлений,
Степень попадания (глубина) в действительность;
· Используемые технологии и приемы описания действительности.
Определить связь жанра с определенным образом материала не составит труда даже начинающему журналисту. Особенность события, его масштаб описывает его жанровый приоритет.
Дифференциация жанров обусловлена:
· четкой функции;
· предмета отображения;
· Цели, характера описываемого факта;
· Числа составленных фактов;
· Особенности издания, ради которого готовится публикация.
В одних вариантах от репортерских материалов необходима кон-статация, оперативность, информативность, в других - исследование, анализ, комментарий.
Типы отражения реальности в журналистских материалах:
• фактографические (эмпирические),
• экспериментальные (теоретические),
• художественно-исследовательские
В связи с этим выделяются три типа жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические.
В информационных жанрах необходимо иметь настоящие при-звание чтобы видеть, отбирать, оценивать, истолковывать и эффективно отвечать на новые социально необходимые факты. К информационным жанрам причисляют хронику, репортаж, заметку, отчет, интервью.
Глава 2. Жанровое своеобразие газет Коммерсантъ и Извстия
2.1 Анализ жанров газеты Коммерсантъ
Газета «Коммерсант» называют неповторимым событием на рын-ке деловой прессы России. Во-первых, безусловное большинство изда-ний данного типа печатаются в журнальном формате. Это напрямую взаимосвязано с деловыми изданиями, потому что формат журнала предполагает наименьшую эффективность в подаче информации, но при этом большую ее аналитичность, что важно для сферы бизнеса и финан-сов.
Во-вторых, многочисленные деловые издания, образовавшиеся в 1990-е годы, не смогли прожить на рынке СМИ и быстро закрылись, а «Коммерсант», напротив, приобрел известность и обзавелся разом не-сколькими приложениями.
В-третьих, «Коммерсант» выделяется на фоне своих конкурентов строением редакционного коллектива.
Сначала обратим внимание на то, что многое в принципах про-грессивной русской деловой журналистики было изобретением соб-ственно «Коммерсанта», а сейчас стало обязательной нормой. Дабы по-нять, какую революцию произвел «Коммерсант», необходимо вспом-нить, что журналистика в СССР была абсолютно иная - от заголовков до принципов подачи информации. В те времена всякий обозреватель старался продемонстрировать свои таланты, оттого даже информатив-ные статьи начинались с небольших пояснений, исторических и миро-воззренческих аллюзий.
Редакторы «Коммерсанта» же предложили потребителям газету, ориентированную на западные издания. Во-первых, она была толстой - 16-полосная многотиражка в то время была редкостью. Во-вторых, не-обыкновенным был «жесткий» макет. Рубрики в газете были строго-определенными (а не с поэтичными названиями, как это опять же было принято в советской традиции) и всегда располагались на определенных местах. «В стране не хватало распорядка - многотиражка его создава-ла», напечатано на официальном веб-сайте издания.
Конструкция газеты «Коммерсантъ» складывается из следующих постоянных рубрик:
● Новости( Материал о событиях в России. Также в данной рубри-ке можно обнаружить диаграмму «Доступ к телу», на которой представлена длительность сюжетов на основных каналах о пре-зиденте и премьере, и о прочих «главных персонах»).
● Политика(Освещение происшествий по части политики)
● Деловые новости(Обзор вопросов бизнеса и экономики)
● Культура и спорт(Обзор культурной и спортивной жизни)
В газете присутствуют рубрики, которые печатаются непостоянно:
● Главные личности (интервью с официальными лицами, с главами предприятий, клерки посредственного звена, люди независимых профессий)
● Извещения о банкротствах(Сведения о несостоятельности (банкротстве)).
● Глобальная практика (Сведения о подключившихся после пре-делом событиях)
Проанализировав предметное оглавление газеты «Коммерсантъ» на момент 2020-2021 гг., мы наступили к следующим выводам:
Основные журналистские жанры в газете Коммерсантъ:
1) Хроника - такое краткое информативное сообщение, состоящее из нескольких строк, отвечающее на три основных вопроса: ЧТО, ГДЕ, КОГДА. Язык хроники - «сухой», официальный. Часто не имеет раз-дельного заголовка, а включается в подборку новинок под рубрикой (например, «Коротко»). В «Коммерсанте» хроника сталкивается как правило в рубрике «Спорт», и то нечасто, ведь пресса такого рода все-гда предполагает расширенную информацию либо комментарии.
2) Заметка — это расширенная информация, представляющая разъяснение, объяснение факта. Она имеет простой заголовок, охваты-вает один или несколько фактов, приносит интересные факты из общего события ради читателя. Данный жанр в рассматриваемой нами газете встречается чаще, нежели хроника. Это обусловлено журналистским форматом и периодичностью выхода - ежедневно. Другими словами, «Коммерсантъ» на своих страницах может эффективно сообщать о ка-ких-нибудь действиях в жанре заметки, отталкиваясь далее к происше-ствиям в других жанрах с новейшими деталями дела в дальнейших но-мерах.
3) Репортаж - информационный жанр журналистики, оператив-но, с необходимыми подробностями, в ослепительной форме деклари-рующий о каком-нибудь событии, свидетелем или членом которого представляется автор. Репортаж может быть как событийным, так и те-матическим, описывающим события, объединенные одной темой, однако заключающиеся в различное время. Сопровождается фотоснимками с места событий. «Коммерсантъ» известен своими репортажами.
Репортажи, выпущенные на страницах газеты, по мероприятиям с Болотной площади или после терактов в столичном метро действитель-но могут считаться образцами для других печатных СМИ. Репортаж-ный стиль повествования присущ многим текстам «Коммерсанта». На мой взгляд, функциональное применение данного жанра в газете «Ком-мерсантъ» благоприятно различает ее от прочих СМИ и возрождает общественно-политическую тематику, не снижая при этом планку каче-ства.
4) Собеседование - это разновидность разговора, беседы промеж-ду двумя и более людьми, в ходе которой интервьюер задает своим со-беседникам вопросы и темы и получает от них выводы. Интервью для общественно-политического издания, безусловно, один из основных жанров. У него есть возможность предстать в незапятнанном виде, так-же интервью может смешиваться с прочими жанрами (репортаж с нот-ками интервью, информационная заметка плюс интервью-комментарий, блиц-интервью и т.
5) Доклад устанавливает назревшие трудности социально-политического значения. Доклад отвечает на самые вопиющие вопросы, извещает о общепринятых границах и решениях. Вместе с служебными информативными докладами газеты публикуют проблемные, аналити-ческие отчеты, выступления политиков и т.д. Распознаются доклады трех видов: корпоративные (прямые), предметные и доклады с коммен-тариями. Нужно отметить, что в «Коммерсанте» опубликовываются до-клады всех видов. Корпоративные могут соответствовать теме полити-ки, экономики, бизнеса. Предметные касаются результатов службы за определенные периоды в банковских, финансовых, экономических, ин-дустриальных областях. Кроме, к сухим практическим докладам могут являться приложены комментарии специалистов, что сталкивается до-статочно часто. Подобные комментарии подсобляют специалистам сориентироваться в информационной сущности отчета.
6) Обследование - аналитический жанр, который знакомит читате-лей с наиболее значимыми мероприятиями жизни страны, области, го-рода, предприятия после обусловленного момента (неделю, месяц). Об-следование может быть по внутренним темам, но также международ-ным. Основное предназначение обозрения в качестве публицистическо-го жанра складывается в том, чтобы на основе поставленной совокупно-сти типичных, характерных, репрезентативных прецедентов современ-ности реставрировать общую картину (панораму) реалистичной дей-ствительности, отображая основные направленности и закономерности ее развития. Обсуждение и интерпретация прецедентов приключается в обозрении прецедентов в их связях и взаимовлияниях. В обозрении фиксируется общественное время. Обозреватель осуществляет сверхза-дачу - обнаружить в намечаемых действиях внутреннюю закономер-ность.
2.2.Анализ жанров газеты Известия
Известия – это одна из древнейших отечественных газет, издается с 1917 года. Тираж 234500 экземпляров. Эта газета занимает основные позиции промежду периодических изданий страны.
Основные темы на современных страницах Известий.
• освещение основных событий в России и за рубежом, специ-алиста и комментарии;
• анализ вопросов бизнеса и экономики,
• событий культурной и спортивной жизни.
Не смотря на то , что газета Известия была создана давним -давно ее законченный вид она приобрела сравнительно недавно. Исследова-ния, проведенные, в России и за рубежом, свидетельствуют, что на про-читывание повседневной газеты, пользователь тратит 12-14 минут. От-того издатели усердствуют предельно плодотворно расположить самые горячие новости, расположив их на первые страницы, а аналитические материалы и обзоры на другие. Многотиражка в целом ориентирована на средневозрастной контингент, принадлежащий к среднему обще-ственному классу. Это не передовая пресса и своими политическими предпочтениями многотиражка обращена к правящей политической си-стеме, впрочем заявлено, что редакция Известий выражает взгляды большинства и заявляет о самостоятельности своей редакционной по-литики и прозрачности ведения бизнеса.
"Известия" издаются в печатном и в электронном варианте с поне-дельника по пятницу. Размер печатного варианта газеты является 8 по-лос. Пятничный московский выпуск выходит с приложением «Неделя», объём которого сочиняет 40 полос.
Заключение
Целью курсовой работы был анализ системы общественно-политической прессы и исследование газет «Коммерсант» и «Известия» посредством таких задач, как:
● выявить жанровые особенности газет “Известия” и “Коммерсантъ” ;
● проанализировать отражение редакционной позиции в жанровой структуре газет.