Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Для России железнодорожный транспорт является системообразующим звеном экономики. Железные дороги выполняют основную работу в транспортных системах страны, обеспечивают перевозку продукции от места добычи, производства до места реализации на внутреннем или внешних рынках сбыта, являются связующим звеном в транзитных перевозках.
Важность железнодорожного транспорта подтверждается его высокой долей в структуре грузооборота: доля железнодорожного транспорта в грузообороте Российской Федерации превышает 45% (без учета трубопроводного – 87,1%).
Значительное время на транспортных предприятиях применялись экстенсивные пути развития, которые привели к морально устаревшим подвижным составам с огромной степенью износа, а также к неэффективной нагрузке имеющейся производственно-технической базы, низкой производительности труда и высокой степени себестоимости перевозок.
В результате внедрения новой технологии и техники в деятельность транспортного предприятия повышается качество предоставления услуг, совершенствуются методы, принципы и организация деятельности предприятия.
Цель курсовой работы – исследовать инновации, направленные на повышение качества перевозок в организации железнодорожного транспорта.
Для достижения поставленной цели автор поставил перед собой ряд задач:
исследовать экономическую сущность инновации как фактора развития транспортной организации;
провести анализ состояния пассажирских и грузовых перевозок железнодорожным транспортом;
выявить предпосылки и определить основные направления инновационного развития транспортных организаций;
описать характер инновационных преобразований деятельности транспортной организации;
оценить внешние и внутрипроизводственные риски, возникающие при внедрении инноваций и разработать мероприятия по предупреждению и устранению негативных последствий рисков.
Объект исследования – ОАО «РЖД».
Предметом исследования являются инновации, направленные на повышение качества перевозок в организации железнодорожного транспорта.
Теоретическую и методологическую базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ, научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам инновационного развития организаций железнодорожного транспорта.
Настоящая работа выполнена на основе использования общенаучных методов познания: диалектического, функционального, системно-структурного и метода сравнительного исследования.
Информационной базой исследования послужили официальные отчеты и аналитические записки Министерства транспорта Российской Федерации, данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата), открытые отчеты АО «РЖД» и другие источники информации.
Структурно работа состоит из введения, трех основных разделов, заключения и списка использованной литературы.
1. Роль инноваций в развитии транспортных организаций
1.1. Экономическая сущность инновации как фактора развития транспортной организации
Термин «инновация» был упомянут впервые в трудах культурологов в XIX веке и понимался как введение элементов одной системы в другую. В 1911 году И. Шумпетер ввел понятие «инновация», в экономическую науку, объяснив разницу понятий «экономический рост» и «экономическое развитие». С точки зрения И. Шумпетера, инновации – это появление нового, что ранее было неизвестным, именно поэтому Шумпетер обуславливает инновации как экономическое развитие [4, с. 35].
В практической деятельности под инновацией понимается конечный результат, который приносит экономический эффект.
Понятие «нововведение», «инновация», «новшество» являются отождествленными, но происхождение и толкование данных понятий являются разными. Так, понятие «нововведение» происходит от английского «innovation», что в буквальном смысле означает «введений инноваций», но в настоящее время принято считать, что под нововведением понимается прогрессивное новшество, которое задействовано в динамике, а под словом «новшество» принято понимать новый обычай, изобретение, происхождение нового явления. Процесс, который распространяет нововведения на общественное обозрение, принято называть «коммерциализацией», а новые явления и изобретения, как только получают общественное признания и становятся объектом «коммерциализации», выступают в новом качестве и становятся «инновациями» [20, с. 14].
В международном понимании, понятие «инновация» принято считать как результат инновационной деятельности, который получился при помощи воплощения в виде чего‑то нового или усовершенствованного, введенного на рынок практической деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р «О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92060/
2. Распоряжение Правительства РФ от 19.03.2019 N 466-р «Об утверждении программы развития ОАО "РЖД" до 2025 года». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_320741/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/
3. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2035 года (проект, 14.08.2020 г.). URL: https://omorrss.ru/upload/files/Проект%20Транспортной%20стратегии%20на%20период%20до%202035%20г..pdf
4. Главные направления в транспортных инновациях. URL: https://viafuture.ru/katalog-idej/transportnye-innovatsii
5. Годовой отчет ОАО «РЖД» за 2020 год. – URL: https://ar2019.rzd.ru/download/full-reports/ar_ru_annual-report_spreads_rzd_2019.pdf
6. Велиева Л.А.К. Экономическая сущность инноваций как фактора повышения эффективности деятельности предприятий // NovaInfo.Ru. 2021. № 122. С. 35-37.
7. Готовность к цифровой трансформации отрасли «Транспорт и логистика». Strategy Partners. Краткий отчет по результатам исследования. Ноябрь 2020. – URL: https://lognews.ru/sites/default/files/2020-11/transport-i-logistika_cifrovaya-zrelost_issledovanie-strategy-partners_mincifry-rossii.pdf
8. Леонов С.А. Методология исследования инновационных бизнес-процессов // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2019. Т. 10. № 4. С. 13-20.
9. Миркин Б.Г. Введение в анализ данных: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Б.Г. Миркин. – М.: Издательство Юрайт, 2014.
10. Никонова, Я.И., Зубенок, М.А. Разработка концепции цифровизации ОАО «РЖД»/ Зубенок М. А., Никонова Я. И. // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: сборник статей XI Международной научно-практической конференции. - Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». - 2018. - с. 112-115
11. Обзор работы грузового железнодорожного транспорта. Итоги 2020 года. Информационно-аналитический центр СРО Союз операторов железнодорожного транспорта. URL: http://www.railsovet.ru/upload/iblock/207/Обзор%20работы%20железнодорожного%20транспорта.%202020%20год.%20(3).pdf
12. Панкратова Е.А. Направления исследований эффективности транспортной системы // Транспортное дело России. 2020. № 1. С. 59-61.
13. Панкратова Е.А. Влияние инноваций на экономическую эффективность деятельности организации/ Е.А. Панкратова// Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - Том 9. - № 4А. - С. 411-417.
14. Проблемы инновационного развития экономики России. Теоретические аспекты. Монография / Ильчиков М.З. - Москва: КноРус, 2017. - 128 с.
15. Проект «Цифровая железная дорога». - URL: http://www.eurasiancommission.org
16. Российские железные дороги: итоги 2020 года (официально). URL: https://infotrans.by/2021/02/22/rossijskie-zheleznye-dorogi-itogi-2020-goda-oficzialno/
17. Рынок железнодорожных перевозок грузов: результаты 2020 года и перспективы 2021. URL: http://www.ipem.ru/research/rail_transport/rail_presentations/249.html
18. Стратегия цифровой трансформации ОАО «РЖД» до 2025 года (исх. №6380 от 05.04.2019)
19. Стратегия научно-технического развития холдинга «Российские железные дороги» на период до 2020 года и перспективу до 2025 года «Белая книга» (утв. президентом компании ОАО «РЖД» - 2015 г.) - с. 63
20. Сущность инноваций: основные теоретические подходы / Баринова А.Д., Баринов М.А. // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2019. № 1 (57). С. 14-20.
21. Хайсаров А.З. Инновации в транспортной отрасли, их экономическая сущность и значение // Вопросы науки и образования. 2019. № 30 (79). С. 24-30.