Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема инфляции играет одну из главных ролей в экономической науке. Причины возникновения инфляционного процесса чрезвычайно разнообразны. Инфляция не чисто денежное явление, а также экономический и социально-политический феномен. Инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики. Наиболее часто используемым показателем инфляции является индекс потребительских цен.
Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту.
Высокий уровень инфляции разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство» капитала, приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета.
Инфляция обесценивает доходы населения, особенно занятого в бюджетной сфере, выступает мощнейшим средством перераспределения национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым, усиливая тем самым социальную дифференциацию общества. Инфляция подрывает социальную и политическую стабильность общества, способствуя развитию авторитарных, диктаторских тенденций.
Инфляция обладает способностью существенно влиять на различные процессы, происходящие в экономике. В наибольшей степени такое влияние приводит к изменению и искажению ценовых показателей в самой стране. В результате чего, происходит изменение и искажение и всех последующих информационно-стоимостных потоков, формируемых в такой стране. Если рассматривать на уровне предприятия, то наибольшая часть ценовой информации находится в финансовой отчетности.
Во время инфляционных процессов можно наблюдать относительное занижение стоимости материальных активов, которые предприятие использует в своей хозяйственной деятельности, снижение реальной стоимости денежных активов, а также других финансовых активов, снижение себестоимости изготовленной продукции, что в свою очередь ведет к искусственному росту величины прибыли и росту налоговых обязательств по такому прибыли. Показатели финансовой отчетности предприятия, в основе которой заложен принцип исторической (фактической) оценки и ее неизменности, деформируются в условиях инфляции, что может давать искаженное представление о финансовом состоянии и искаженные данные о результатах деятельности предприятия.
Анализируя информацию такой финансовой отчетности невозможно достоверно оценить имущество предприятия, результаты деятельности вводят пользователей в заблуждение, что не позволяет принять адекватные решения об использовании прибыли, а также невозможно принимать разумные управленческие решения по хозяйственной деятельности.
Вероятность принятия ошибочных инвестиционных решений в этот период резко возрастает. И прежде всего потому, что в условиях высоких темпов инфляции значительно искажается отчетная бухгалтерская информация предприятия. Используя эту информацию, инвесторы и другие пользователи бухгалтерской отчетности предприятия проводят его финансовый анализ, рискуя получить ложные результаты и далекую от реальности картину финансового состояния предприятия. Проводя финансовый анализ предприятий в условиях высокой инфляции, получают завышенные значения коэффициентов прибыльности предприятия, а это не дает возможности объективно оценить финансовое состояние предприятия.
Анализ исследований и публикаций обзор литературных источников показал, что исследованием проблем влияния инфляции на деятельность компаний занимались такие ведущие ученые и исследователи, как Б.И. Алехин, С.А. Аслаханова, У. Баелер, О.О. Базелюк, И. Благих, О. Бланшир, Ю.В. Всяких, С. Глазьев, В.В. Ильяшенко, В.Д. Камаев, В.М. Кульков, Н.М. Романова, В.Н. Руднев, Р.К. Шарикова и другие. Все перечисленные исследователи единодушно подчеркивают важность изучения данного вопроса.
Объект исследования: инфляция как проявление макроэкономической нестабильности.
Предмет исследования: инфляция в компании.
Цель исследования: изучить сущность влияния инфляции на деятельность компаний в современных условиях.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть понятие, показатели и причины инфляции;
- охарактеризовать типы и виды инфляции в современной экономике;
- проанализировать особенности влияния инфляции на имущественное состояние предприятия;
- рассмотреть сущность антиинфляционной политики в современных условиях.
Методы исследования. В работе использована совокупность общенаучных и специальных методов и подходов. А именно, системный метод; основные статистические методы; метод теоретического сравнения и обобщения; исторический метод.
Новизна работы состоит в анализе новых способов регулирования инфляционных процессов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что ее результаты и выводы могут быть использованы средними и высшими специальными учебными заведениями в курсах экономики.
Структура работы: вступление, основная часть, которая состоит из двух глав, заключение, список использованной литературы.
Объем курсовой работы: 28 страниц печатного текста.
Список литературы содержит 24 источника.
ГЛАВА 1 ИНФЛЯЦИЯ КАК МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Понятие, показатели и причины инфляции
Инфляция как специфическое свойство бумажных денег известна уже несколько веков. Инфляция ‒ это обесценивание денег, проявляющееся через возрастание цен .
В мире нет страны, которая бы в последние десятилетия в той или иной степени не понесла потерь от инфляции. Последствия инфляции сложны и разнообразны. Высокий ее уровень превращается в серьезное препятствие для производства, вызывает экономическую и социальную напряженность в обществе.
Для любой национальной экономики инфляция является опасным процессом, негативно воздействуя на финансовую и экономическую системы. Против нее используются различные мероприятия антиинфляционной политики, зависящие от теоретических взглядов тех, кто эту политику проводит, а также выбор механизма, с помощью которого можно добиться снижения уровня инфляции, строго индивидуальный для каждой страны.
Инфляция ‒ явление достаточно сложное по форме ее проявления и по совокупности факторов, которые ее вызывают. Внешне она проявляется в росте цен на товары и тарифов на услуги, в падении валютного курса национальных денег, в углублении товарного дефицита. Все эти явления есть проявлением обесценивания денег, независимо от причинно-следственных связей между деньгами и товарами на рынке. Чаще всего ее трактуют как обесценивание денег через рост цен или просто как процесс роста цен.
Установлено, что экономическая сущность инфляции заключается в обесценивании денег, снижении их покупательной способности, дисбалансе спроса и предложения, то есть переполнении каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.
Если этот процесс приобретает затяжной характер, то углубляется разрыв между уровнями цен на внутреннем рынке страны и на рынках других стран и мировом рынке в целом.
Происходит обесценивание национальных денег относительно иностранной валюты. Это приводит к снижению их валютного курса, что тоже является проявлением инфляции. Если государство вводит ограничения на рост цен, то есть вводит регулирование рынка, то при наличии избыточного спроса инфляция не исчезает, а приобретает форму широкомасштабного товарного дефицита.
Для любой национальной экономики инфляция является опасным процессом, который негативно влияет на финансовую и экономическую системы. Инфляция – это переполнение сферы обращения избыточной денежной массой при отсутствии адекватного увеличения товарной массы, что вызывает обесценивание денежной единицы . Она проявляется в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленное повышением их качества, то есть происходит обесценивание денег.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алехин Б.И. Динамика инфляции в России и США / Б.И. Алехин // Экономический журнал. – 2018. – №44. – С. 2-30.
2. Аслаханова С.А. Инфляционные процессы в России и прогноз на 2018 год // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 3
3. Базелер У. Основы экономической теории: принципы, проблемы политики / У. Базелер, З. Сабов. – СПб, 2000. – 791 с.
4. Базелюк О.О. Антиинфляционное регулирование экономики [Электронный ресурс] / О.О Базелюк, О.Г. Кубай. – Режим доступа: http://www.rusnauka.com/10_DN_2012/ Economics/15_106689.doc.htm
5. Благих И. Новый подход к исследованию инфляции / И. Благих // Экономист. – 2015. – № 9. – C. 94–96.
6. Бланшар О. Макроэкономика: Учебник / О. Бланшар. – М.: ГУ ВШЭ, 2015. – 653 с.
7. Вечканов Г.С. Экономическая теория. 2-е изд., доп. / Г.С. Вечканов. – СПб.: Питер, 2011. – 303 с.
8. Всяких Ю.В. Инфляция в России: динамика, пути управления и факторы риска // Символ науки. – 2016. – № 12-1. – С.1-7.
9. Глазьев С. О таргетировании инфляции // Вопросы экономики. – 2015. – № 9. – C. 124–135.
10. Ильяшенко В.В. Взаимосвязь инфляции и безработицы: теоретические аспекты и особенности проявления в экономике России // Известия УрГЭУ. – 2016. – №2 (64). – С.2
11. Ильяшенко В.В. Микроэкономика: учеб. пособие / Науч. ред.: Н.Н. Филиппов, В.А. Кукк. – Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. экон. ун-та, 1999. – 218 с.
12. Камаев В.Д. Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Брисовская. - 7-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2014. – 384 с.
13. Картаев Ф.С. Таргетирование инфляции и экономический рост / Ф. С. Картаев // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. – 2015. – № 3. – C. 26–40.
14. Кизилов В. Инфляция и её последствия / под ред. Е. Михайловской. – М.: РОО «Центр «Панорама», 2006. – 146 с.
15. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег // пер. с англ. – М.: Прогресс, 1978. – 494 с.
16. Криворучко С.В. Структурные элементы режима таргетирования инфляции / С. В. Криворучко, Е. М. Свирина // Банковское дело. – 2015. – № 4. – C. 15–20.
17. Кульков В.М. Макроэкономика: Учебник и практикум / В.М. Кульков, И.М. Теняков. – СПБ.: Росток, 2016. – 375 с.
18. Курганский С.А. Факторы инфляции в России в 2016 году // Известия ИГЭА. – 2017. – №2. – С.4
19. Макроэкономика: Учебник / В.В. Золотарчук. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 537 с.
20. Макроэкономика: учебник для академического бакалавриата / под ред. С.Ф. Серегиной. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 527 с.
21. Розанова Н.М. Макроэкономика. практикум: Учебное пособие для магистратуры / Н.М. Розанова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 496 с.
22. Розанова Н.М. Макроэкономика: Учебник. Продвинутый курс. В 2 т., перераб., и доп / Н.М. Розанова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 665 с.
23. Руднев В.Н. Макроэкономика. Экспресс-курс / В.Н. Руднев. – М.: КноРус, 2013. – 384 с.
24. Шарикова Р.К. Инфляция, антиинфляционная политика и налоги: теория и практика // Финансы и кредит. – 2015. – №2 (626). – С. 145-148