Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На данный момент в сложившейся экономической ситуации в России происходит переосмысление сущности и подходов к управлению социально- экономическим развитием территорий. Актуальность курсовой работы, прежде всего, обусловлена тем, что в современной российской экономике происходят качественные изменения в подходах к управлению территориальными единицами.
Факт наличия проблем социально-экономического развития регионов, связанных с такими внешними факторами, как экологические, климатические, политические и социально-экономические условия на макроуровне, определили задачу поиска оптимальных путей решения возникших проблем посредством развития социально-экономического потенциала территорий в каждом субъекте Российской Федерации.
С возникновением вопроса о приоритетах стратегического развития страны появляется понимание необходимости учитывать потребности человека. В связи с возникшими обстоятельствами возрастает роль органов местного самоуправления в реализации политики социально-экономического развития территорий. При всем вышеперечисленном, органы местного самоуправления выступают равноправными партнерами в реализации данной стратегии развитии наравне с органами государственной власти [17].
Глава 1 Теоретические аспекты социально-экономического развития региона
1.1 Понятие и сущность социально-экономического развития региона
В настоящем разделе целью является рассмотрение понятия социально-экономического развития региона, их целей, задач и основных направлений реализации.
Рассмотрим понятие «развитие». Словарь С. И. Ожегова наряду с другими дает два относительно противоположных толкования термина "развитие". В первом случае, в широком смысле слова, развитие — это процесс доведения «до определенной степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности, до определенной степени силы, мощности, совершенства». Во втором случае под термином «развитие» понимается «процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему» [20] И первое, и второе значения определяют некоторый процесс изменений, однако в первом случае в большей степени предполагается наличие проявления чьей-либо воли (воли субъекта), во втором случае процесс развивается закономерно (независимо от чьей-либо воли). Первое значение термина более адекватно предмету данного исследования.
Понятие «развитие» в экономике часто употребляется в следующих терминологических сочетаниях: экономическое развитие, социально- экономическое развитие, развитие экономики России (или другой страны), развитие региона, города [14].
Применительно к объекту исследования под социально- экономическим развитием территорий понимается управляемый процесс достижения определенного более высокого уровня развития социальной и экономической сфер жизнедеятельности территории, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения.
Под социально-экономическим развитием, чаще всего, подразумевается любое прогрессивное изменение прежде всего в экономической сфере [1]. Если изменение количественное, говорят об экономическом росте. При качественном изменении речь может идти о структурных изменениях или об изменении содержания развития, или о приобретении экономической системой новых характеристик [2].
Анализ имеющейся литературы по данной теме позволяет выделить общие задачи социально-экономического развития региона [18]:
первоочередное обеспечение учета интересов населения в решении всех вопросов развития муниципального хозяйства;
разработка рациональной системы взаимоотношений между всеми
участниками хозяйственных интересов на экономической и правовой основах;
внедрение экономических стимулов повышения качества работ и услуг в муниципальном хозяйстве;
обеспечение надежности и устойчивости жизнеобеспечивающих систем в муниципальном хозяйстве (водо- и энергоснабжения, общественного транспорта и др.);
устойчивого ресурсообеспечения комплекса отраслей муниципального
хозяйства, прежде всего финансового обеспечения, за счет привлечения различных источников финансирования, развития материально-технической базы муниципального образования и улучшения системы подготовки кадров.
Достижение поставленной цели и задач возможно посредством организации деятельности муниципального образования по нескольким направлениям. Основными направлениями являются [12]:
Развитие экономики муниципального образования, формирование благоприятного хозяйственного климата, развитие инновационной деятельности.
Формирование благоприятного социального климата, развитие социальной сферы муниципального образования.
Жилищное строительство.
Улучшение городской среды, развитие жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования.
Укрепление правопорядка в муниципальном образовании, повышение социальной безопасности личности, семьи, общества.
Развитие сети потребительского рынка и сферы услуг муниципального образования (микрокредитование, создание залогового фонда, развитие инфраструктуры).
В литературе принято разделять социально-экономическое развитие муниципального образования на экономическую и социальную составляющую [12].
Экономическую компоненту составляют производство, обмен, распределение, потребление товаров и услуг. В нее в настоящее время входят предприятия, заводы, фирмы всех форм собственности, банки, рынки, а также потоки денег и инвестиций, обороты капиталов, сбор и учет налогов и т.п. Иными словами, то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся в его распоряжении ресурсы (землю, труд, капитал и управление) и создать такое количество товаров и услуг, которые удовлетворяет жизненно важные потребности людей [15].
Муниципальное экономическое развитие – это процесс определенных изменений в муниципальном образовании, направленных на улучшение его экономики.
Муниципальная экономика - это совокупность экономических субъектов, ресурсов всех видов, экономических процессов, обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения [6].
Ресурсы, которыми располагает муниципалитет, можно поделить на две группы в зависимости от методов управлениями ими [6]:
объекты, находящиеся в муниципальной собственности, то есть общественные ресурсы – муниципальные финансы, земли и имущество, муниципальные предприятия и учреждения, муниципальный жилой фонд. Ими местная администрация вправе распоряжаться непосредственно – продавать, сдавать в аренду, реконструировать и т.п.;
объекты, не находящиеся в муниципальной собственности, но расположенные на территории муниципального образования – в основном это предприятия и иные объекты собственности частного сектора. Муниципалитет может на них воздействовать косвенными методами – через налоговую, инвестиционную, административную политику.
Экономическая деятельность органов местного самоуправления, управление экономическими ресурсами и экономическими процессами на территории — важнейшая компонента муниципальной деятельности. Именно использование экономических ресурсов территории позволяет оказывать все виды муниципальных услуг населению. В этом смысле можно сказать, что муниципальная экономика — это экономика оказания муниципальных услуг.
Для обеспечения оказания услуг населению органы местного самоуправления выполняют в сфере экономики многочисленные и разнообразные функции [13].
1. Экономический анализ, планирование и прогнозирование развития территории города. Это традиционная функция, хотя сами методы планирования претерпели существенные изменения. В частности, появился такой компонент планирования, как сводное финансовое планирование. Для комплексного решения задач развития территории местная власть должна иметь представление обо всех финансовых ресурсах, образующихся и используемых на территории муниципального образования. Для этого используется сводное финансирование, которое объединяет различные виды финансовых планов: финансовые планы всех хозяйствующих субъектов, местного бюджета, баланс денежных доходов и расходов населения.
2. Управление муниципальной собственностью как важнейшим экономическим ресурсом. Объектами муниципальной собственности являются муниципальные финансы, земли и имущество, муниципальные предприятия и учреждения, муниципальный жилой фонд [9].
3. Налоговое, тарифное, ценовое регулирование экономических процессов на территории.
1.2 Показатели социально-экономического развития региона
В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни.
Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития [3]:
- ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
- интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения);
- величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.
В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.
Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них [22]:
- национальный доход на душу населения;
- уровень потребления отдельных материальных благ;
- степень дифференциации доходов;
- продолжительность жизни;
- уровень физического здоровья;
- уровень образования;
- степень счастья населения.
Целесообразно выделять долгосрочные и краткосрочные цели и соответствующие им критерии экономического развития страны. Среди долгосрочных целей — становление и развитие постиндустриального общества, создание рабочих мест высшей квалификации для будущих поколений, повышение уровня жизни всех граждан страны, включая уровень здравоохранения, образования и культуры. В качестве краткосрочных целей можно рассматривать преодоление кризиса и достижение конкретных величин прироста валового национального продукта в следующем году, квартале, месяце и пр. Долгосрочные и краткосрочные цели по своему содержанию достаточно сильно различаются, меры по их достижению также неодинаковы.
Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать [4]:
- привлечение новых видов бизнеса;
- расширение существующего бизнеса;
- развитие малого бизнеса;
- развитие центра города;
- развитие промышленности;
- развитие сферы услуг;
- повышение уровня занятости населения региона.
Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей). Для оценки динамики развития целесообразно использовать показатели, оценивающие темпы экономического роста в регионе: темпы роста душевого дохода, производительности труда, а также темпы структурной трансформации производства и общества. Воздействие на темпы экономического роста — жизненно важный вопрос для экономической политики как страны в целом, так и отдельного региона [11].
Чисто экономические показатели, какими являются ВВП, душевой доход, производительность труда и темпы их роста, не могут в полной мере оценить социально-экономическое развитие региона. Не менее важны показатели продолжительности жизни, уровня здоровья населения, степени его образования и квалификации, а также показатели структурных изменений в производстве и обществе.
Экономическое развитие регионов сопровождается изменением структуры общественного производства, в частности, на смену индустриальному обществу постепенно приходит постиндустриальное. Все большая часть занятых работает в нематериальном секторе, все меньшая часть — непосредственно в промышленности и сельском хозяйстве [11].
Глава 2 Характеристика методологической основы анализа социально-экономического развития региона
2.1 Методологические приемы анализа социально-экономического развития региона
Анализ и оценка социально-экономического развития региона определяется на основе различных показателей, охватывающих как экономическую, так и социальную сферу жизни.
Существует разнообразные методики анализа, однако все они имеют единую основу. В данной главе будут рассмотрены основные существующие методики анализа социально-экономического развития региона как отечественных, так и зарубежных авторов.
В России методология оценки развития социально-экономического развития региона основана на расчёте интегрального показателя. Для его расчёта было предложено два перечня индикаторов оценки уровня социально- экономического развития субъектов РФ [19]:
1) Перечень базовых индикаторов оценки уровня социально- экономического развития регионов;
2) Перечень индикаторов оценки уровня социально-экономического развития регионов.
В перечень базовых индикаторов оценки уровня социально- экономического развития регионов входит единственный показатель – коэффициент уровня покупательной способности.
Для расчёта данного показателя приведена формула (1.1):
〖КУ〗_t^j=(〖ПР.МИН〗_t^j)/(〖ПР.МИН〗_t^Rf ) (1.1)
где: j – номер субъекта РФ;
t – рассматриваемый год;
ПР. МИН. – среднедушевой прожиточный минимум в субъекте РФ;
Rf- среднероссийский показатель.
В перечень индикаторов оценки уровня социально-экономического развития регионов входят такие показатели как [19]:
1) Валовой региональный продукт на душу населения (тыс. рублей);
2) Объём инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. рублей);
3) Показатель финансовой обеспеченности на душу населения (тыс. рублей);
4) Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума (в процентах);
5) Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения (в процентах);
6) Площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя (кВ. метров);
7) Обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (мест на 1 тыс. детей дошкольного возраста);
8) Обеспеченность школами - доля учащихся, обучающихся во 2-ю и 3-ю смену (в процентах);
9) Выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (специалистов на 10 тыс. человек населения)
10) Обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом (на 10 тыс. человек населения);
11) Обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. человек населения).
Для расчетов вышеперечисленных показателей приведены следующие формулы и пояснения [19]:
Расчёт ВРП на душу населения производится по формуле (1.2):
〖ВПР на душу населения〗_t^j=(〖ВРП〗_t^j)/(N_t^j )∙1/(〖КУ〗_t^j ) , (1.2)
где:
ВРП – Валовой региональный продукт;
j – номер субъекта РФ;
t – рассматриваемый год;
N – численность населения региона;
КУ – коэффициент уровня покупательной способности.
2) Расчёт объёма инвестиций в основной капитал на душу населения производится по формуле (1.3):
〖Ин.в осн.ка.на душу населения〗_t^j=(〖ИН〗_t^j)/(N_t^j )∙1/(〖К_уд〗_t^f ) , (1.3)
где:
j – номер субъекта РФ;
t – рассматриваемый год;
ИН – инвестиции в основной капитал;
N – численность населения региона;
К_уд – коэффициент удорожания капитальных затрат.
2.2 Сравнение отечественных и зарубежных технологий и решений в сфере оценки социально-экономического развития региона
В мировой практике оценки социально-экономического развития существует множество методов. В работе Сорокиной Н. Ю. «Методические аспекты оценки и прогнозирования устойчивости регионального социально-экономического развития» [22] перечислены методы оценки, разработанные «Всемирным банком», комиссией ООН по устойчивому развитию, новым экономическим фондом в сотрудничестве со стокгольмским экологическим институтом и другими структурами. Данные методы направлены на оценку устойчивости развития территориальных социально-экономических структур. Приведенные в статье методики отличаются методологическими подходами к проведению оценки. Результирующий интегральный показатель применяется в методиках:
Оценка устойчивости развития с использованием «индекса развития человеческого потенциала»;
Оценка устойчивости развития с использованием «индекса развития человеческого потенциала», Оценка устойчивости развития с использованием показателя «индекс истинного прогресса»;
Оценка устойчивости развития с использованием показателя «индекс устойчивого экономического благосостояния».
Подходы данных методов оценки узконаправленны. Каждый метод предназначен не для комплексной оценки, а для оценки уровня развития либо социальной сферы, либо экономической.
К методам оценки, использующим набор индикативных показателей, относятся:
методика оценки устойчивости развития с использованием «индикаторов мирового развития», Всемирный Банк;
методика оценки устойчивости развития с использованием «индикаторов устойчивого развития», Комиссия ООН по устойчивому развитию;
методика оценки устойчивости развития с использованием системы индикаторов устойчивого развития, Великобритания;
методика оценки устойчивости развития с использованием системы индикаторов устойчивого развития, США.
Данные методик предполагают оценку социально-экономического развития на основе индикативных показателей, наименьшее число которых в данных методиках равняется 14.
Общими чертами отечественных методик и зарубежных методик является следование требованиям к методикам. Данные требования обозначены в работе Сорокиной Н. Ю. «Методические аспекты оценки и прогнозирования устойчивости регионального социально-экономического развития» [22]:
– комплексность – методика должна позволять измерять все основные аспекты регионального устойчивого социально-экономического развития;
– простота применения – методика не должна требовать от пользователя особых, специфических знаний и навыков;
– пригодность для целей прогнозирования – методика должна не только позволять оценивать уровень и динамику развития, но и позволять осуществлять прогнозные оценки устойчивости развития региональной системы в будущем;
– практичность применения – методика должна позволять не только осуществлять диагностику проблем развития, но и обоснование управленческих решений в области устойчивого развития;
– Полезность – результаты, полученные с использованием методики, должны представлять интерес для широкого круга заинтересованных сторон – государства, жителей региона, представителей бизнес сообщества.
Заключение
Настоящая работа была посвящена изучению методов анализа социально-экономического развития региона.
В первой главе на основе аналитического обзора литературы было раскрыто понятие «социально-экономическое развитие региона».
Сущность социально-экономического развития муниципального образования состоит в создании условий для комфортного проживания населения. Конечная цель местных органов власти в области экономической деятельности в муниципальном образовании состоит в создании условий для обеспечения именно нового качества жизни населения, а не просто его поддержания как происходит в настоящее время в большинстве российских регионов (что по смыслу уже не является развитием, а есть сохранение социально-экономического состояния на прежнем уровне).
Обобщая представленные в работе понятия, можно констатировать, что социально-экономическое развитие региона представляет собой совокупность организационных, правовых, социальных и экономических мер органов местного самоуправления по повышению эффективности управлением регионом через достижение стратегических определенных значимых показателей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета, № 0 (3316), 8,10.2003;
2. Приказ Минэкономики РФ от 21.04.1999 № 199 «О Методических рекомендациях по составлению финансовых балансов субъектов Российской Федерации» // Российская газета № 118, 28.05.1999;
3. Постановление Правительства РФ от 21.05.2016 № 451 (ред. От 24.01.2017) "О Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации" (вместе с "Положением о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации") // Собрание законодательства РФ", 30.05.2016, № 22, ст. 3227;
4. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014 - 2016 годы (с изм. От 29.12.2016) // Российская газета, № 295, 30.12.2013;
5. Алещенко, В. В. Малый бизнес: пространственное развитие и приоритеты государственной политики / В. В. Алещенко // ЭКО. – 2014 - №11. – С.132 141.
6. Атаманчук, Г. В. Система государственного и муниципального управления / под общ. ред. Г. В. Атаманчукова. – М.: Изд-во РАГС, 2005 – 65 с.
7. Бабун, Р. В. Управление муниципальной экономикой: пособие для муниципальных служащих / Р. В. Бабун, З. З. Муллагалеева – Московский общественный научный фонд. - М., 2001 - 14 с.;
8. Болтина, Л. В. Методика оценки эффективности стратегии социально-экономического развития / Л. В. Болтина // «Креативная экономика». — 2012. — № 1 (61). — С. 3-8;
9. Верещагин, С. Г. Управление свободными и особыми экономическими зонами / С. Г. Верещагин // Административное и муниципальное право. 2008. - №7. – С. 114-117;
10. Ветров, Г. Ю., Управление муниципальным экономическим развитием / под ред. Г. Ю. Ветрова – М.: Фонд «Институт экономики города», 2009 – 158 с.;
11. Ветров, Г. Ю. Индикаторы социально-экономического развития муниципальных образований / Г. Ю. Ветров, Д. В. Визгалов, А. А. Шанин, Н. И. Шевырова. – М. : Фонд «Институт экономики города» (Второе издание, дополненное), 2002. - С. 65;
12. Воронин, А. Г. Основы управления муниципальным хозяйством / А. Г. Воронин, В. А. Лапин, А. Н. Широков; Науч. ред. В. А. Гневко, В. А. Бабурин; М-во Рос. Федерации по делам национальностей и федератив. отношениям и др., 108, с. 21 см, СПб. Ин-т упр. и экономики 1996»;
13. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление Учебное пособие для вузов / А. И. Гаврилов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012;
14. Зотов, В. Б. Система муниципального управления / под ред. В. Б. Зотова. – 5-е изд., испр. и доп. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010 – 332 с.
15. Иванов, В. В. Муниципальное управление: справочное пособие / Иванов В. В., Коробова А. Н. – М.: ИНФРА-М, 2006 – 52-53 с.
16. Игнатов, В. Г. Экономика муниципальных образований: Учебное пособие / Под общей ред. проф. В. Г. Игнатова. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/ Д: издательский центр «МарТ», 2008 – 54 с.
17. Иншакова, А. О. Инновационное развитие Волгоградского региона: правовая политика и поддержка опосредованных субъектов инфраструктуры / А. О. Иншакова, А. Я. Рыженков // Пятый Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 24 - 25 октября 2014 г.): избранные материалы / Г. В. Абшилава, В. В. Акинфиева, А. Б. Афанасьев и др.; отв. ред. В. Г. Голубцов, О. А. Кузнецова. М.: Статут, 2015;
18. Коваленко, Е. Г. Цели управления социально- экономическим развитием муниципального образования и условия их достижения / Коваленко Е. Г. Якимова О. Ю. // Современные наукоемкие технологии.2005 - № 8 – с. 112-114;
19. Маркварта, Э. М. Развитие предпринимательства в системе местного самоуправления: Учеб. Пособие / Под общ. ред. Э.М. Маркварта. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 2000 – с. 32;
20. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов. - М. : АСТ, 2018. - 282 c.;
21. Скотаренко, О. В. Новые методы оценки уровня социально-экономического развития регионов России / О. В. Скотаренко. – М. : Вестник МГТУ, том 15 - №1- 2012. - С. 220-229;
22. Сорокина, Н. Ю. Методические аспекты оценки и прогнозирования устойчивости регионального социально-экономического развития / Н. Ю. Сорокина - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uecs.ru/uecs-78- 782015/item/3621-2015-06-29-09-22-00 (Дата обращения 29.05.2021);
23. Чеклаукова, Е. Л. Разработка комплексной методики оценки уровня социально-экономического развития муниципального образования / Е. Л. Чеклаукова. – Спб. : Проблемы современной экономики, №1(29), 2009.