Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Постановка проблемы выбранной темы в данной курсовой работе заключается в том, что беспризорность детей как на современном этапе, так и в прошлом, по сути - это социальное явление, при котором дети разлучаются со своими семьями с потерей постоянного места жительства.
Отличительными чертами бездомности являются: полное прекращение общения с семьей, родителями, родственниками; проживание в местах, не предназначенных для проживания человека; зарабатывание на жизнь способами, не признанными в обществе (попрошайничество, воровство); подчинение неформальным законам [1].
Первая мировая война и Гражданская война унесли тысячи жизней и оставили многих детей сиротами, без семей, жилья и в нищете. К 1921 году число беспризорных детей в стране составляло около 4-6 миллионов человек, по неофициальным данным, их насчитывалось более 7 миллионов человек.
Криминологи отмечают, что жизненные цели беспризорных детей могут смещаться в сторону психологического комфорта, получения "сиюминутных удовольствий" [6].
Актуальность именно выбранной темы данной курсовой работы заключается в том, что в последнее время объектом пристального внимания историков становятся процессы, которые именно связаны с беспризорностью детей, в нашей стране в 1920-е годы. Этот интерес не случаен. Хаос и разруха после гражданской войны вызывают аналогии с реформами, происходящими в современной России. Рассмотрение социальных проблем 1920-х годов имеет сегодня не только научное значение в связи со слабой изученностью темы, но и практическое в связи с остротой аналогичных вопросов современности.
Одной из таких задач является детская бездомность, с которой мы сегодня знакомы не понаслышке. С каждым годом количество беспризорных детей в нашей стране растет. Все это является следствием специфических процессов. В современной России наблюдается серьезный экономический кризис. Нарушается рабочий уклад россиян. Безработица растет на фоне постоянно задерживаемой заработной платы для тех, кто все еще числится работающим на государственных предприятиях. Официальная правительственная статистика, которая фиксирует уровень безработицы в 3,6 %, далека от реальной картины. В связи с распадом СССР и распространением военных конфликтов, которые продолжаются уже несколько лет, в некоторых регионах резко активизировались миграционные процессы. Там, где идут военные действия, часто случаются голод и эпидемии.
Социальные катастрофы сказываются на семьях россиян. В Российской Федерации растет число разводов и в результате дети остаются без одного родителя, детей переводят в детские дома, убегают из домов. Психологический климат в стабильных семьях также ухудшается. Основная причина - отсутствие средств к нормальному существованию, угроза безработицы, недоедания, рост цен на продукты питания, товары и услуги. Нетрудно догадаться, что резкое увеличение стрессовых ситуаций сказывается в первую очередь на детях. По данным Министерства внутренних дел Российской Федерации, ежегодно более 90 тысяч молодых россиян убегают из дома из-за жестокого обращения родителей. Все чаще молодые женщины в возрасте от 14 до 17 лет оставляют своих детей в роддоме. Госкомстат констатирует: каждый пятый российский ребенок - воспитанник детского дома. Почти у всех из них есть родители. Будущее детских домов незавидно. После выхода из детского дома 30% детей становятся бездомными, 20 % - преступниками, 10 % - совершают самоубийства [7].
Таким образом, решение проблемы бездомности имеет большое значение. Сопоставление незначительности мер в области общественного призрения детей в современной России с масштабами и результатами борьбы с детской беспризорностью в СССР в 1920-е годы позволяет более четко представить значимость того, что было сделано. Изучение богатого опыта первого десятилетия существования Советского государства, огромной работы по спасению и воспитанию детей, в частности, беспризорных, имеет большое значение.
Объектом курсовой работы являются беспризорные дети и деятельность государственных и общественных структур по созданию условий для ликвидации беспризорности в 20-30-е годы ХХ века в Тюменской губернии.
Предметом курсовой работы является борьба с беспризорностью детей и подростков.
Цель курсовой работы: рассмотреть и оценить опыт решения проблем детской беспризорности в 20-30-е годы ХХ века в Тюменской губернии.
Задачи курсовой работы:
1.Выявить основные причины бездомности в Тюменской губернии.
2.Проанализировать формы и методы, которые применялись государственными и общественными организациями в деле ликвидации детской беспризорности в 20-30-е годы в Тюменской губернии.
3.Раскрыть роль советской системы образования и специальных детских учреждений в борьбе с бездомностью.
4.Рассмотреть как боролись с беспризорностью в Тюменской губернии в 1920 -1930 годы.
Изучение истории детской беспризорности и безнадзорности в первые десятилетия советской власти основано на разнообразных информативных, достоверных и полных источниках, а также на различных типах и разновидностях, хранящихся в архивных фондах, опубликованных в сборниках документов и материалов или размещенных в Интернете.
Архивные источники в условиях советского государства долгое время были закрыты для научного анализа и обобщения. Исследователям была недоступна не только информация о детской беспризорности, но и документы и материалы, относящиеся к любым субъектам репрессивной политики советского государства, что было одной из основных причин беспризорности детства. Ограничения на доступ ко многим архивным документам были сняты после опубликования Указа Президента Российской Федерации "О снятии ограничительных ярлыков с законодательных и иных актов, послуживших основанием для массовых репрессий и посягательств на права человека" от 22 июня 1992 года. Рассекречиванию подлежали также "сведения о количестве лиц, необоснованно подвергнутых уголовным и административным наказаниям и иным мерам государственного принуждения за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам, протоколы заседаний внесудебных органов, служебная переписка и другие материалы, непосредственно связанные с политическими репрессиями" [6].
Источниковедческий материал рассматривается в информативных архивных данных являются архивные источники по проблемам, связанным с историей становления и развития государственных институтов и государственной политики в целом по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью с первых лет существования Советского государства и на протяжении всего рассматриваемого периода.
С документом связан значительный набор архивных источников - сотрудников милиции ВЧК, ОГПУ, НКВД, МВД СССР и РСФСР. Их наибольшее видовое разнообразие относится к середине 1920-х и началу 1950-х годов, когда детские распределительные центры и колонии детского труда находились под юрисдикцией этих структур.
Проблемам беспризорности детей были посвящены работы многих ученых и авторов, таких как Дармодехин С. В., Пудовочкин Ю. Е., Мустаева Ф. А., Бакаев А. А., Иващенко Г. М. и других.
Дармодехин С. В. рассмотрел проблему семьи и государства[1] . Пудовочкин Ю. Е. рассмотрел ответственность за преступления против несовершеннолетних[2] . Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних описана в работе Мустаевой Ф. А.[3] . Система профилактики преступности несовершеннолетних была изучена А. А. Бакаевым[4] . Иващенко Г. М. посвятил свою работу взаимодействию субъектов профилактики детской беспризорности в процессе комплексной реабилитации несовершеннолетних разных возрастных групп[5].
Данная проблема также регулируется законодательством Российской Федерации. В ходе работы над курсовым проектом были изучены Конституция Российской Федерации[6], Федеральный закон № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"[7], Постановление Правительства Российской Федерации "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы"[8] и другие нормативные правовые акты.
Степень научного развития. На сегодняшний день в отечественной социологической литературе нет работ, содержащих всесторонний анализ этой проблемы. В результате отсутствует комплексный подход к изучению социальной политики в отношении беспризорных детей. Наибольшее внимание уделяется изучению этой категории детей, их возраста, пола, регионального состава, образа 1920 годов. Среди авторов, занимающихся изучением данной категории детей, можно выделить Ф. Е. Шереги, А. Л. Арефьеву, Е. Б. Брееву. Шереги [3].
Аналогичное исследование было проведено Э. Б. Бреева в Самаре и Великом Новгороде. Он также провел опрос экспертов, которые проанализировали ситуацию с бездомностью в стране [6].
В социологической литературе мало исследований о деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, которые непосредственно реализуют меры по профилактике детской безнадзорности и беспризорности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в ред. от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г.) / / СЗ РФ от 28.06.99. N 26 ст. 3177; СЗ РФ от 14.07.03. N 28 ст. 2880.
2.Гуляев В. П. Криминология / Под ред. Гуляева В. П. - М.: Юридическая литература, 2017. С. 289.
3.Дармодехин С. В. Детская безнадзорность в России // Педагогика, 2017. № 5. С. 4.
4. Константинов В. М. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. доктора педагогических наук, проф. В. М. Константинова. - М.: Знание, 2016. С. 85.
5. Кривоносов А. Н.Исторический опыт борьбы с бездомностью. Государство и право, Москва: "Транспечать" - 2003, № 7, с. 94.
6. Кривоносов А. Н.Исторический опыт борьбы с бездомностью. Государство и право, Москва: "Транспечать" - 2016, № 7, с. 95-97.
7.Нечаева А. М. Детская беспризорность - опасное социальное явление / / Государство и право, 2016. № 6. с. 59.
8. Общество "Друзья детей" / / Бурят-монгольская правда. № 261 (653)
9. Постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 31 мая 1935 года "Об устранении детской беспризорности и безнадзорности" // Народное образование в СССР. Средняя школа. Сбор документов. М.: Педагогика, 1974. - с. 350-352.
10. Постановление Центрального исполнительного комитета и СНК РСФСР от 21 сентября 1925 года "О мерах по подготовке воспитанников детских домов к трудовой обществ
11. Постановление ЦИК и СНК СССР от 13 августа 1926 года "О мерах по борьбе с детской беспризорностью" / / Народное образование в СССР. Средняя школа. Сбор документов. М.: Педагогика, 1974. - с. 348-350.
12. Постановление ЦИК и СНК СССР от 13 августа 1926 года "О мерах по борьбе с детской беспризорностью" / / Народное образование в СССР. Средняя школа. Сбор документов. М.: Педагогика, 1974. - с. 348-350.
13. Реутова А. Д. Ликвидация массовой детской беспризорности в 1921-1935 годах.
14. Рожков А. Ю. Борьба с бездомностью в первое советское десятилетие / / Вопросы истории, 20016. № 11. С. 134.
15. Статья " Бездомность» //ENE от ITU 1931
16. Слуцкий Е. Г. Бездомность в России: вновь грозная реальность / / Социс, 2018. № 3. с.119.
17. Слуцкий Е. Г. Бездомность в России: вновь грозная реальность. // SOCIS. 2018. № 6. с. 120.
18.Шаповалова Н. В. Педагогическая энциклопедия / Под ред. Н. В. Шаповалова. - М.: Наука, Т. I. 1964. С. 193.
19.URL: https://www.bestreferat.ru/referat-162350.html (дата обращения 07.05.2021)
20. URL: https://otherreferats.allbest.ru/ (дата обращения 07.05.2021)
21.URL:https:.org/nstarikov.ru/s/obshhenacionalnoe-bedstvie-kak-byla-pobezhdena-besprizornost-v-sovetskom-sojuze-115876 (дата обращения 07.05.2021)
22.URL:http://cheloveknauka.com/borba-s-besprizornostyu-i-beznadzornostyu-nesovershennoletnih-v-rsfsr-v-1920-1930-e-gg (дата обращения 07.05.2021)
23. URL: https://back-in-ussr.com/2018/12/sovetskie-besprizorniki-1920-h_2.html (дата обращения 07.05.2021)
24.URL:https://yandex.ru/video/preview/?text=Советские%20беспризорники%201920-%201930%20годов%20в%20(дата обращения 07.05.2021)
25. URL: https://back-in-ussr.com/2017/06/sovetskie-besprizorniki-1920--1930-h-godov.html (дата обращения 07.05.2021)
26. URL: https://oleg-doren.livejournal.com/ (дата обращения 07.05.2021)
27.URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Детская_беспризорность_и_безнадзорность_в_СССР (дата обращения 07.05.2021)
28. URL: https://www.pinterest.ru/nikiforovaura/беспризорники-1920-ые/(дата обращения 07.05.2021)
29. URL: https://studall.org/all4-60430.html (дата обращения 07.05.2021)