Фрагмент для ознакомления
2
Реализуя задачи коммуникативно-речевого развития ребенка, взрослый должен всячески побуждать его к активности, сознательно ограничивая свое участие уместными, лаконичными высказываниями. Поэтому нужно построить педагогический процесс так, чтобы ребенок не только прислушался к воспитателю, но и высказывал свое мнение, стремился его доказать, убедительно аргументировать, не боясь ни собственной ошибки, ни критики взрослого. Хорошо, когда параллельно высказываются разные мнения, даже безосновательные или неапробированные. Не спешить брать на себя роль эксперта. Дать ребенку возможность всеми доступными вербальными и невербальными способами прийти к согласованности с партнером по общению. Не бояться конфликтных ситуаций, ведь избежать их в жизни невозможно. Пусть дети набираются из них социально-коммуникативного опыта, учатся доброжелательности, толерантности. Именно в таких спорных ситуациях и происходит становление коммуникативной компетентности.
Занятие как традиционная форма деятельности в дошкольном учреждении не изымается из практики работы, а просто, не претендуя на первенство, исключительность, обязательность, занять подобающее ему место. Доминировать должна свободная, не регламентированная взрослым деятельность, где только режимные процессы остаются неизменными. Дошкольники способны самостоятельно выбрать в развивающей среде вид, форму деятельности, материал, замысел, партнеров. Не стоит игнорировать мини-занятия. Проведение их может быть запланированным и спонтанным; фиксированным во времени и выходить за какие-то определенные границы в зависимости от интереса, желания детей; проводиться с одним ребенком, подгруппой или всеми воспитанниками; возникать по инициативе детей или педагога; дробиться и синтезироваться по содержанию, варьироваться по форме. Такой подход требует от педагога знания психологии каждого ребенка: понимание его возможностей на данном этапе, комплексного охвата всего материала программы, умение беречь каждую минуту занятия.
В общении с ребенком единственно возможным является партнерский стиль. Понятно, что взрослый – тот партнер, который больше знает, прозорливее, умело действует, замечает важное, раскрывает причинно-следственные связи или словами, как штрихами, подводит к ним детей. Но делает это так естественно, искусно и незаметно, что ребенку кажется, что это он сам сделал вывод, открытие, удачно соединил, установил связь между разрозненными объектами, предметами, событиями [9]. Педагогический такт, мастерство воспитателя в том и заключается, чтобы, опираясь на знание индивидуального развития ребенка, отдельными шагами, репликами приближать его к успешному результату.
Уважаем право ребенка на незнание и на ошибки. Ведь детской вины в том нет: он еще слишком мал, слишком мало знает, не умеет высказать свое мнение. Кое-где такие ошибки удивляют, кое-где умиляют, могут раздражать, возмущать. Но в любом случае остерегаемся акцентировать внимание на недостатках речи ребенка, чтобы это не стало поводом для критики, насмешки со стороны других детей [24]. Самой большой педагогической ошибкой взрослых в таком случае является прямолинейное, открытое исправления: «Скажи правильно, повтори так, как я». Иногда воспитатели прибегают к не менее оскорбительному привлечению других, «более грамотных» сверстников для озвучивания правильного варианта: «повтори так, как сказала Оля» [3]. Оба приема неприятные ребенку, обидные, унизительные, особенно когда с той Олей отношения не очень дружеские. Деликатней, более корректным будет такой вариант действий взрослого в разговоре с ребенком проговорить проблемную для него фразу или слово в соответствии с нормами орфоэпии, но в другом контексте, в другой конструкции, с другим логическим ударением, например, в диалоге персонажей литературных произведений, персонифицированных игрушек, предметов и тому подобное. Важно, чтобы взрослый брал на себя роль не контролера или эксперта, а носителя информации. При условии, что воспитатель является для ребенка авторитетным лицом, такая форма предъявления требований побуждает его к саморегуляции и самокоррекции.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 400 с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: изд. центр «Академия», 2011. – 158с.
3. Аматьева, О. П. Что влияет на выразительность речи? Обучение детей старшего дошкольного возраста интонационной и жестико-мимической выразительности речи/ О. П. Аматьева // Детский сад. – 2014. - №19. – С.8-12.
4. Арутюнова, А. Дошкольный возраст: Формирование грамматического строя речи / А.Арутюнова// Дошкольное воспитание. – 2017. - № 9. – С. 58-65.
5. Вашуленко, М. Речевое развитие дошкольников – залог их последующей успешности / М.Вашуленко //Детский сад. – 2018. - №20. – С.20-24.
6. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В.В.Гербова. - М.: Просвещение, 2013. – 175 с.
7. Гончаренко, А. Современные подходы к развитию речи детей / А. Гончаренко // Дошкольное воспитание. – 2017. - №7. – С.14-16.
8. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 2018. – №9. – С. 34-41.
9. Колодич, О. Б. Современные подходы к изучению речевой деятельности / О. Б. Колодич// Педагогика и психология. – 2016. - №4. – С.17-22.
10. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П.Короткова.– М.: Просвещение, 2014. – 398 с.
11. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка / М.Р.Львов.– М.: Просвещение, 2010. – 230 с.
12. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок / А.И.Максаков. – М.: Просвещение, 2013. – 159 с.
13. Никифоров, А.И. Сказка, ее бытование и носители /.И.Никифоров. - М.: Высь, 2014. – 76 с.
14. Пенькова, Е. Развитие речи у детей / Е. Пенькова// Психолог. – 2015. -№42. – С.10-14.
15. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) / Под ред. А.В.Запорожца и М.И.Лисиной. – М.: Педагогика, 2014. – 336 с.
16. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста / В.И.Рождественская, Е.И.Радина. – М.: Просвещение, 2012. – 432 с.
17. Сказка как источник творчества детей / Науч. рук. Ю. А. Лебедев. - М.: Изд. «Просвещение», 2016. - 235 с.
18. Смольникова, Г. Учим детей общаться / Г.Смольникова// Дошкольное воспитание. – 2019. - №9. – С. 14-16.
19. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Д.Ю. Соколов. – М. 2013. – 304 с.
20. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О.И.Соловьева. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с.
21. Стрюк, К. Еще раз о развитии речи: Приоритетные направления развития речевой деятельности дошкольников / К.Стрюк// Детский сад. – 2017. - №47. – С.26-27.
22. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Л.Б.Фесюкова. - М.: ООО «Издательство ACT», 2015. - 464 с.
23. Фрадкина, М. И. Возникновение речи у ребенка / М. И. Фрадкина. – Л.: Изд-во ЛГПИ, 2015. – 124 с.