Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Николай Васильевич Гоголь – один из ведущих русских литераторов, чьи работы не теряют своей актуальности и по сей день. Говоря о творчестве Н.В. Гоголя, мы должны упомянуть глубокое его влияние не только на современников, но и на более поздних деятелей литературы. В.Я. Линков отмечает, что Гоголь в своем творчестве радикально расходится с тенденциями других современных ему писателей.
В то время, как А.С. Пушкин задает литераторам цель показать в работах дух времени, новые культурные и политические идеи, и их влияние на человека, Гоголь практические не уделяет внимания веяниям современности, он не выдвигает никаких идейных течений своего времени в своих произведениях. Но это равнодушие к одним сторонам жизни обеспечило пристальное внимание к другим.
В соответствии с этой концепцией, «Мертвые души» не поднимают вопроса духовности и идейности, но зато великолепно изображают бездуховность и безыдейность мира. Эта книга явилась передовым произведением своего времени, во многом идущим наперекор общепринятой литературной тенденции.
1. Художественное своеобразие поэмы «Мертвые души»
«Мертвые души» (рус. дореф. Мертвыя души) – произведение Николая Васильевича Гоголя, жанр которого сам автор обозначил как поэма. Изначально задумано как трёхтомник. Первый том был издан в 1842 году. Практически готовый второй том был утерян, но сохранилось несколько глав в черновиках. Третий том не был начат, о нём остались только отдельные сведения.
Сюжет поэмы был подсказан Гоголю А. С. Пушкиным предположительно в сентябре 1831 года. Сведения об этом восходят к «Авторской исповеди», написанной в 1847 году и опубликованной посмертно в 1855 году, и подтверждаются надёжными, хотя и косвенными, свидетельствами [5, 30].
Смысл названия «Мертвых душ» двоякий: его можно понимать буквально, как отсылку к сюжету с покупкой уже умерших крестьян, так и метафорически, подразумевая под мертвыми душами прогнившее общество, для которого автор не видит возможно исправления, настолько оно изжило себя. Сюжет произведения строится вокруг помещика Чичикова, который производит мошенничество с покупкой крестьян.
Взаимодействие и сотрудничество Чичикова с такими же мошенниками и шарлатанами, как он сам, становится центральной темой поэмы. Желание разбогатеть всеми возможными способами свойственно не только Чичикову, но и многим героям поэмы – это болезнь века.
То, чему учит поэма Гоголя, находится между строк книги – русскому человеку свойственен авантюризм и тяга к «лёгкому хлебу».
Прозаическое произведение названо поэмой в силу его лиричности: большого количества лирических отступлений, замечаний и комментариев автора. Также стоит учесть, что Гоголь провёл параллель между своим детищем и поэмой Пушкина «Евгений Онегин»: последняя считается романом в стихах, а «Мёртвые души» – наоборот, поэмой в прозе [1, 15].
Гоголь создает такую концепцию истории, где на первое место выходит стагнация, а не становление. Поэтому по своей поэтике «Мертвые души» являются статичным произведением, и, хотя в нем присутствует интрига, направляющая сюжет, но, опираясь на высказывание В.Я. Линкова, мы определяем эту интригу, как фиктивную, миражную [15, 16].
В «Мертвых душах» Гоголь отрицает две самых крупных литературных тенденций: с одной стороны, отвергает русский роман, развивающийся в духе историзма, с другой, не обращается к анализу человеческой души, как это делает, например, Ф.М. достоевский.
По замечанию Ю. Манна, Гоголю в этом произведении совершенно чужд психологизм, и он вступает на путь изображения вещного мира, тяжеловесного и инертного [18, 102].
Художественная особенность «Мертвых душ» связана с уже упомянутым ранее пониманием духовности в интерпретации Гоголя. В то время как весь русский реализм в 19 веке сосредоточился на идеях становления и развития, Гоголь сосредоточен на том, чтобы показать, что развитие личности и общества ложно и происходит потеря истины, определяющей жизнь.
Обращаясь ко внутренней концепции произведения, мы отмечаем, что мир «Мертвых душ» закрыт, самодостаточен, завершен, он обладает целостностью. Это мир, где акцентированы негативные черты и признаки, и практически отсутствуют положительные мотивы действия. В то время, как другие писатели пытаются подчеркнуть нравственность и высоту человеческого чувства, Гоголь обращается к диаметрально противоположному приему, и старается раскрыть ничтожность интересов действующих лиц произведения.
2. Роль детали в создании образов помещиков
«Мёртвые души» демонстрируют нам всё многообразие подобных «мелочей» — детали пейзажные, портретные, детали интерьера, развёрнутые сравнения, изобилующие деталями. Гоголь стремится создать как можно более полную картину повседневной жизни губернского города NN (а таких городов, вероятно, было тогда в России великое множество), целиком раскрыть образы помещиков, он прибегает к описанию мельчайших подробностей, которые порой, как уже было сказано, вызывают в читателе неподдельное удивление [13, 6].
Чичиков приезжает в город; Гоголь сразу же обращает внимание читателя на каких-то мужиков, рассуждающих о колёсах брички героя, и некого молодого человека с тульской булавкой в виде пистолета (что интересно, эти персонажи никогда больше не появятся на страницах книги). Чичикову достаётся номер в местной гостинице; тут Гоголь говорит даже о тараканах и о двери в соседнее помещение, заставленной комодом. И даже о том, что сосед обычно любопытен и интересуется жизнью проезжающего. Только был ли у Чичикова такой сосед, приходил ли он, когда герой отсутствовал, или же не было соседа вовсе, этого мы не узнаем, но зато у нас отныне есть точное представление о гостиницах «известного рода» [4].
В описании наружного фасада гостиницы появляется абсурдная деталь — выглядывающий из окна краснолицый сбитенщик с самоваром из красной меди. Гоголь уподобляет предмет и человека двум предметам, двум самоварам, причём один из них — с бородой. Уже и не различишь, где человек, а где самовар. Аналогичный приём «овеществления» человека (или сравнение его с чем-то, лишённым человеческих черт) используется Гоголем и в других эпизодах поэмы (деревни с бабами в верхних окнах домов и свиньями — в нижних, два лица в окне дома Собакевича, похожие одно на огурец, другое — на молдаванскую тыкву, из которой делают балалайки; лицо губернаторской дочки, мертвенно-овальное, чистое, «как только что снесённое яичко»; «чёрные фраки» на балу — здесь же предельно детализированное сравнение с мухами; «фризовая шинель» без класса и чина, скитающаяся по уснувшему городу) [4].
С одной стороны, детали эти никуда не ведут и служат для изображения незначительных персонажей; но, если вдуматься, не говорят ли эти отдельные штрихи об изначальной бездуховности города? Мертвы вещи — значит, мертвы и души людей, живущих бессмысленной, будто застывшей жизнью; мелкие люди NN сменяют друг друга перед нашим взглядом, как гротескные сюрреалистические фигуры (примерно такие же, как та самая нимфа с огромными грудями на картине в гостинице или греческие полководцы с толстыми ляжками на портретах в доме Собакевича), вырезанные из картона [12, 36].
Что, например, видят все в прокуроре до его смерти? Брови и подмаргивающий глаз. Безжизненные детали. Порой они смешны, однако в сумме с другими образами, образами помещиков, которых навещает Чичиков, дают какую-то зловещую картину. Манилов, Коробочка, Плюшкин, Собакевич — все они зачахли, очерствели в своих поместьях, среди бездушных вещей.
Последовательность изображения персонажей имеет особый философский смысл. Мы можем отметить, что Гоголь начинает повествование с героев, для которых потеряно еще не все, и в них сохранилось нечто человеческое (Манилов), по мере продвижения сюжета мы видим всё меньше духовной жизни, в завершающем череду «портретов» Плюшкине она уже совершенно мертва [13, 9].
Заключение
Произведения зрелого периода творчества Гоголя, и среди них «Мертвые души» - работы исключительные по своей культурной ценности, вобравшие в себя все прежние наработки автора в сфере стилистики и образности. Не будет преувеличением сказать, что Гоголь проложил дорогу всем последующим литераторам, пройдя непротоптанным путем в искусстве изображения персонажей.
Это творение Гоголя действительно является продуктом своего времени, отражая все его неприглядные черты, чем вызвало в свое время волну неоднозначных отзывов.
Однако, несмотря на критику, мы не можем не отметить восхитительного литературного дара автора, который все больше раскрывается, наконец достигая высот выразительности.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Анненский И.Ф. О формах фантастического у Гоголя. – М.: МАДИ, 2017. – 104 с.
2. Белая Г.А. Поэтика русской литературы. К 70-летию профессора Юрия Владимировича Манна. – М.: Издательский центр Российского государственного гуманитарного университета, 2001. – 366 с.
3. Белинский В.Г. Письмо к Гоголю. – М.: Художественная литература, 1936. – 32 с.
4. Босина Е. Роль детали в поэме «Мёртвые души». Журнал «Литература». Электронный ресурс. Режим доступа https://lit.1sept.ru/article.php?ID=200301608 Дата обращения 11.05.2021.
5. Бочаров С.Г. Гоголь в русской критике: Антология. – М.: Фортуна ЭЛ, 2008. – 720 с.
6. Брагина Н.Н. Н.В. Гоголь: симфония прозы (опыт аналитического исследования). – Иваново: ПресСто, 2007. – 216 с.
7. Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя. Морфология, идеология, контекст. – М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2002. – 686 с.
8. Виролайнен М.Н., Карпов А.А. Феномен Гоголя. – СПб.: Петрополис, 2011. – 850 с.
9. Гольденберг А.Х. Архетипы в поэтике Н.В. Гоголя. – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. – 261 с.
10. Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1997. — 340 с.
11. Зырянов О.В. Лирическое воззвание к человеку: о поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» // Филологический класс, № 9, 2003, с. 69-75.
12. Касарова В.Г., Супоницкая М.Л. Основы литературоведения. Из истории русской литературы XIX века. Учебно-методическое пособие для иностранных студен. – М.: МАДИ, 2017. – 104 с.
13. Кривонос В.Ш. Термины метатекста в «Мертвых душах» Гоголя // Новый филологический вестник, № 1, 2011, с. 5-12.
14. Крупчанов Л.М. Н.В. Гоголь и Россия. Два века легенды. – М.: МПГУ, Прометей, 2011. – 502 с.
15. Кугель А.Р. Русские драматурги: Очерки театрального критика. – М.: Мир, 1933. – 180 с.
16. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. – М.: Просвещение, 2007. – 1023 с.
17. Лотман Л.М. А.Н. Островский и русская драматургия его времени. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1961. – 360 с.
18. Манн Ю.В. Диалектика художественного образа. – М.: Советский писатель, 1987. – 320 с.
19. Маурина С.Ю. Мифологический образ Дома Плюшкина в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» // Вестник Челябинского государственного университета, № 5, 2009, с. 73-75.
20. Строганов М.В. Событие не-события в драматургии Гоголя // Пушкинские чтения, № 16, 2011, с. 47-56.
21. Шишмаренкова Г.Я. Изучение текста поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» // Вестник Челябинского государственного университета, № 1, 2000, с. 224-235.