Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследовани. С древних времен в человеческой цивилизации существовали какие-то налоги (например, в Древнем Египте и Римской империи), поэтому можно легко назвать налоги чем-то вечным. Неудивительно, что налогообложение часто является предметом широкого обсуждения их целей, средств, размеров и последствий. Это особенно верно в быстро меняющейся окружающей среде в результате технологических достижений.
В то время как в древние времена основной целью налогообложения было финансирование войны, в настоящее время, помимо функции обороны, правительства собирают налоги, чтобы мобилизовать средства для предоставления многих общественных благ и услуг (включая закон и порядок, общественную инфраструктуру, образование и здравоохранение).
Несмотря на определенный научно-теоретический вклад в разработанность рассматриваемой проблемы такими авторами, как Алешин В. А., Овчинников В. Н. и Челышева Э. А, Миронова О. А., Абашева Н.С., Сенчагов В. К., Лопатина Т. М. и т.д. в большинстве своем исследования носят разрозненный характер. Отсутствуют комплексные труды, обобщающие международный опыт по обеспечению эффективности налоговой политики и налоговой безопасности, которые должны пониматься не изолированно друг от друга, а как подсистемы внутренне единой, целостной системы экономической безопасности. Это обуславливает актуальность и практическую значимости выбранной темы.
Целью данной работы является изучение специальных налоговых режимов в российской налоговой системе.
В рамках поставленной цели выделены следующие задачи:
определить место налогов и ФНС (федеральной налоговой службы) в системе экономической политики государства;
исследовать и обобщить существующие показатели оценки эффективности деятельности ФНС РФ;
оценить экономическоую безопасность в проекции налоговой составляющей и проанализировать эффективность налоговой политики России с помощью существующиъ показателей оценки;
выявить угрозы экономической безопасности России в контексте налоговой составляющей.
Объектом исследования является налоговая политика РФ.
Предметом исследования – система оценки эффективности налоговой политики РФ.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической безопасности, финансов, теории управления, налогов и налогообложения, представленные в публикациях, монографиях, а также рабочих докладах по результатам заседаний и конференций международных научных организаций.
Информационную базу исследования составили информационные и аналитические материалы Федеральной налоговой службы России; доклады и аналитические материалы Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного банка, Международного валютного фонда, консалтинговой корпорации PricewaterhouseCoopers, Европейского комитета; статистические данные Федеральной службы государственной статистики России (Росстат); нормативно-правовые и программные документы.
1 Оценка роли специальных налоговых режимов в российской налоговой системе
1.1 Понятие и структура налоговой системы Российской Федерации
Чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации, необходимо изучить теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции.
Несмотря на то, что понятие налогообложения является довольно старым, нынешним налогам всего около 200 лет - первый современный подоходный налог был введен в Великобритании в 1799 году, а в США правительство ввело первый подоходный налог с физических лиц в 1861 году. в начале 20 века крупнейшие индустриальные экономики мира собирали менее 10% ВВП в виде налоговых поступлений, в настоящее время некоторые страны с развитой экономикой накапливают более 40% ВВП. Столь большие различия в налогообложении и масштабах государственного управления во всем мире можно объяснить различными предпочтениями и потребностями общества в предоставлении товаров и услуг с учетом существующих ограничений. Во многих европейских странах граждане платят относительно высокие налоги и взамен получают множество общественных товаров и услуг, которые недоступны в странах с низкими налогами. С другой стороны, есть правительства, которым не хватает возможностей собирать достаточно налогов для финансирования предоставления общественных благ, необходимых обществу.
Межстрановые различия в налоговом составе и доходах зависят от целей правительства и его способности эффективно собирать налоги. Согласно исследованию МВФ, страны с самым низким уровнем коррупции собирают в среднем на 4% ВВП больше налоговых поступлений, чем страны с более высоким уровнем коррупции.
Существует обширное количество теоретических исследований о том, как устанавливать налоги с оптимальными результатами. Теория оптимального налогообложения на самом деле является попыткой решить проблему максимизации функции социального обеспечения с учетом ряда ограничений (экономических, политических, информационных и т. Д.). Однако теоретические основы не всегда помогают в разработке конкретных налоговых графиков, применимых к различным реальные жизненные ситуации. Например, наименее искажающий и предпочтительный для фискальных органов вид налога - это единовременный налог, который представляет собой фиксированную сумму налога, единообразно применяемую ко всем налогоплательщикам. Однако паушальный налог не делает различия между богатыми и бедными и считается несправедливым. В реальной жизни разные люди имеют разную платежеспособность, а также в одном обществе существуют разные взгляды на то, сколько правительство должно предоставить гражданам и сколько налогов должно поднять. Таким образом, кроме максимизации доходов, существуют и другие соображения для разработки правильной налоговой политики.
Следует отметить, что современные методы анализа и оценки содержат различные оценки уровня работы субъектов хозяйствования, при выборе которых необходимо учитывать специфику деятельности малого бизнеса. Общие диагностические критерии для малого бизнеса должны быть скорректированы с учетом определенных значений и границ.
Следует помнить, что важной особенностью сферы малого бизнеса являются общие и особые интересы различных групп пользователей информации, поскольку владелец часто является одновременно инвестором и управляющим. Для лидера как владельца бизнеса важным фактом будет возврат вложенного капитала сейчас и в долгосрочной перспективе. Рост стоимости бизнеса является для него наиболее ценным показателем. Владелец как менеджер больше интересуется факторами, влияющими на эффективность текущего производства, использование трудовых, материальных и других ресурсов, развитие организации в целом и ее прибыльность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Несмотря на то, что понятие налогообложения является довольно старым, нынешним налогам всего около 200 лет - первый современный подоходный налог был введен в Великобритании в 1799 году, а в США правительство ввело первый подоходный налог с физических лиц в 1861 году. в начале 20 века крупнейшие индустриальные экономики мира собирали менее 10% ВВП в виде налоговых поступлений, в настоящее время некоторые страны с развитой экономикой накапливают более 40% ВВП. Столь большие различия в налогообложении и масштабах государственного управления во всем мире можно объяснить различными предпочтениями и потребностями общества в предоставлении товаров и услуг с учетом существующих ограничений. Во многих европейских странах граждане платят относительно высокие налоги и взамен получают множество общественных товаров и услуг, которые недоступны в странах с низкими налогами. С другой стороны, есть правительства, которым не хватает возможностей собирать достаточно налогов для финансирования предоставления общественных благ, необходимых обществу.
Межстрановые различия в налоговом составе и доходах зависят от целей правительства и его способности эффективно собирать налоги. Согласно исследованию МВФ, страны с самым низким уровнем коррупции собирают в среднем на 4% ВВП больше налоговых поступлений, чем страны с более высоким уровнем коррупции.
Налоги действительно влияют на поведение экономических агентов и снижают благосостояние тех, кто несет наибольшее налоговое бремя. Таким образом, оптимальная налоговая система должна минимизировать негативное влияние на благосостояние и производительность налогоплательщиков, максимизировать положительный эффект распределения и исправлять рыночные сбои (например, налогообложение употребления алкоголя и табака призвано ограничить потребление этих продуктов, поскольку они оказывают негативное влияние на здоровье и продуктивность человека; то же самое можно сказать о налогах на загрязнение и налогах на бензин). Другими словами, он должен соответствовать определенным принципам.
Аналитический раздел работы был проведен на примере малых и средних предприятий.
После проведенного исследования было предложено установить пороговое значение индекса неэффективности (угрозы) налоговой политики на уровне не более 70-80%.
Согласно вышеприведенным данным, Россия находилась в критической зоне весь исследуемый период. При этом, среднее значение индекса превышает верхнюю граница порогового коридора на 38,9%. Стоит отметить, что в отдельные года наблюдались значительные колебания данного показателя. Так, в 2012 индекс неэффективности демонстрировал минимальное значение (99,5%). Примечательно, что именно в 2012 г. наблюдался максимальный за период с 2011 по 2020 г. скачок налоговых поступлений (на 27,8%), а рост самый значительный прирост налоговой задолженности происходил в 2012-2013 гг. С 2013 г. индекс угрозы не приобретал значения ниже, чем 110%, при этом в 2019 г. он достиг максимума – 150%, что взаимоувязывается с очередным скачком в налоговой задолженности (снижением налоговой дисциплине) и резким снижением налоговых поступлений.
Таким образом, сообразно с обоснованной неэффективностью налоговой политики России необходимо далее выделить угрозы экономической безопасности в аспекте налоговой сферы.