Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Правоприменительная практика делегирования нормотворческих полномочий сегодня обладает достаточным материалом, чтобы исследовать этот процесс, определить проблемы и обозначить субъективные и объективные особенности реализации нормотворческого механизма.
Практически по всем общественным отношениям, требующим подзаконного регулирования, стали приниматься нормативные правовые акты исключительно Правительством как нормотворческим государственным органом исполнительной власти. При этом законодательно нормотворческим органам предоставлено право делегировать свои нормотворческие полномочия соответствующим ведомствам.
В тоже время, суды признают противоречащими действующему КоАП РФ региональные нормы, принятые в порядке опережающего регулирования либо устанавливающие административную ответственность за нарушение региональных или муниципальных нормативных правовых актов, в случае если предмет их регулирования носит комплексный характер. Указанные проблемы являются следствием неясности и неточности разграничения предметов ведения и полномочий в области законодательства об административных правонарушениях.
Объект исследования – общественнее отношения в сфере делегирования нормотворческих полномочий в федеративном государстве на примере законодательства об административных правонарушениях.
Предмет исследования – правовые нормы, регулирующие делегирование нормотворческих полномочий в федеративном государстве на примере законодательства об административных правонарушениях.
Целью настоящей курсовой работы является анализ делегирования нормотворческих полномочий в федеративном государстве на примере законодательства об административных правонарушениях.
Задачами курсовой работы являются:
– раскрыть понятие делегирования полномочий;
– исследовать нормотворческие полномочия в федеративном государстве;
– проанализировать порядок делегирования нормотворческих полномочий в федеративном государстве на примере законодательства об административных правонарушениях;
– выявить проблемы делегирования нормотворческих полномочий в федеративном государстве на примере законодательства об административных правонарушениях.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы делегирования нормотворческих полномочий в федеративном государстве
1.1. Понятие делегирования полномочий
Часть 2 статьи 132 Основного Закона страны гласит, что органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей нужных для их реализации материально-финансовых средств.
Исследование содержание указанной статьи, нас интересует порядок передачи полномочий. В России передача полномочий реализовывается по позитивному регламентированию.
Механизм передачи полномочий регламентируется как на уровне федерации, так и на региональном уровне.
При этом на уровне муниципалитета должен быть издан законодательный акт, включающий конкретные полномочия, которые делегируются и механизм их реализации. Укажем также, полномочия, передаваемые сверху не должны перекрывать собой уже имеющиеся полномочия или же каким-либо образом ущемлять интересы общества данного муниципального образования.
Таким образом передаваться могут лишь полномочия в сфере:
1) осуществления социальных и культурных стандартов;
2) обеспечения надлежащего образования, а также медицинского обеспечения;
3) лицензирования отдельных видов деятельности (нотариат, и др.);
3) гражданской обороны и ЧС, а также в сфере контроль/надзора за соблюдением требований и норм закона на местном уровне.
Сегодня финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий реализовывается лишь посредством предоставленных бюджетом федерации субвенций местным бюджетам.
Органы государства на местах не обязаны на постоянной основе и полностью разрешать вопросы государственного значения, тем более если передаваемые полномочия не обеспечиваются предусмотренными Основным Законом положениями и нужными для их реализации материально-финансовыми средствами .
На основе вышесказанного можно представить весь процесс делегации государственный полномочий местным органам власти в следующем виде:
1. отдельные полномочия делегируется муниципалитетам с одновременным переводам образованиям материальных и финансовых средств для их осуществления;
2. осуществление муниципалитетами государственных полномочий под контролем государства;
3. прекращение осуществления данных государственных полномочий муниципалитетами. В данной столь гармонично выстроенной системе есть свои проблемы.
Причинами существования данных проблем в области делегирования полномочий являются:
1. Несовершенство законодательства;
2. Нехватка квалифицированных кадров;
3. Недостаточная обеспеченность отдельных регионов материальными средствами .
При принятии данного закона:
1) будет упорядочена практика наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями,
2) установится их закрытый перечень,
3) конкретизируются механизмы бюджетного регулирования, верификация предоставления местным бюджетам финансовых ресурсов из вышестоящих бюджетов при делегировании отдельных государственных полномочий.
Подводя итог, можно сказать, что органам власти на местах могут передаваться полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, при этом механизм передачи полномочий должен проходить в жестком соответствии с законодательством, согласно которым эти полномочия делегируются.
Государство должно контролировать механизм делегирования полномочий, выделять необходимые финансовые ресурсы.
Важным моментом является то, что в силу определенных причин или оснований на основании суда, органы государства на местах имеют права отказаться от реализации полномочий, которые им передаются.
В целом институт делегирования нормотворческих полномочий, независимо от имеющихся субъективных и объективных обстоятельств, имеет позитивный правовой эффект как необходимый механизм расширения правового инструментария оперативного реагирования на жизненные потребности, повышения правовой ведомственной компетенции и профессионализма.
К тому же ресурсы и фокус правительственного внимания не распыляются на узковедомственные вопросы, зачастую технического характера (утверждение состава групп, комиссий и т. д.), а концентрируются на стратегических документах.
При всех потенциальных преимуществах методологическая теория и практика показывает, что в перспективе, по нашему мнению, целесообразно разработать национальную концептуально-методологическую доктрину делегирования нормотворческих полномочий, чтобы видеть в делегировании окно возможностей, а не барьер для развития.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 06.10.2003. N 40. Ст. 3822.
4. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 июня 2015 г. N 71-АПГ15-3 // СПС «КонсультантПлюс».
5. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2013 г. N 53-АПГ13-9 // СПС «КонсультантПлюс».
6. Андреева Л. Нормотворчество: актуальные вопросы применения механизмов юридической техники // Annali d’Italia. 2021. № 18-2. С. 25-34.
7. Андреева Л.А. О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и государственной власти // Актуальные проблемы юриспруденции. сборник статей по материалам XL международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2020. С. 64-69.
8. Гребенникова А.А., Лагун И.В., Масляков В.В. Муниципальное нормотворчество: типовые проблемы и пути решения // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. № 1-4 (103). С. 73-76.
9. Демидов В.Н. Роль конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в осуществлении контроля за нормотворческой деятельностью органов местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 6. С. 57-61.
10. Иванов А.А. Нормотворчество и правотворчество: сравнительно-правовой анализ // Наука XXI века: актуальные направления развития. 2021. № 1-2. С. 298-301.
11. Каранда А.В. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: нормативные основы, способы и методы взаимодействия // Modern Science. 2020. № 12-1. С. 273-277.
12. Кобзев К.О., Кобзева Н.Д., Хвостов А.Г., Божко Е.С. Делегирование полномочий. сущность, цели и смежные понятия // Развитие юридической науки и проблема преодоления пробелов в праве. Сборник научных статей по итогам работы восьмого международного круглого стола. 2019. С. 129-131.
13. Куракина С.И. К проблеме соотношения понятий правотворчества и нормотворчества // Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: материалы XVIII Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. Тольятти, 2021. С. 17-20.
14. Медведева В.А. Делегирование государственных полномочий местными органам власти // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 1 (35). С. 6-8.
15. Попов В.А. Некоторые аспекты института отдельных государственных полномочий в решениях Конституционного и Верховного судов Российской Федерации // Конституционализм и государствоведение. 2020. № 1 (17). С. 70-76.
16. Руденко А.В. Нормотворческие полномочия субъектов РФ в сфере административной ответственности в свете проекта КоАП РФ // Административное законодательство и практика его применения: состояние, тенденции, эффективность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар, 2020. С. 218-223.
17. Рукавишникова И.В. О совершенствовании правового регулирования разграничения предметов ведения российской федерации и субъектов российской федерации в области законодательства об административных правонарушениях // Публичное право сегодня. 2018. № 3. С. 38-43.
18. Трещева О.Ю. Муниципальное нормотворчество: конституционно-правовые основы, стадии, проблемы // Тенденции развития юридической науки на современном этапе: материалы IV Всероссийской научной конференции с международным участием / отв. ред. Е. С. Трезубов. Москва, 2020. С. 276-282.
19. Шагойко Е.Ю. К проблеме делегирования отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления в условиях формирования единой системы публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 8. С. 66-71.