Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что несмотря на то, что Евгений Водолазкин является одним из самых интересных и оригинальных писателей современности, его знают только избранные целевые сегменты, которые интересуются исторической литературой. Основная масса современных читателей произведения Евгения Водолазкина не читала.
По некоторым данным, среди студентов выявлено только 15% опрошенных, которые хорошо знакомы с творчеством писателя, и только 24% слышали о его творчестве.
Это говорит о том, что такое искусство необходимо популяризировать различными способами, например, снимать фильмы по произведениям Евгения Водолазкина, проводить широкомасштабные конференции по его творчеству, внести его произведения в школьную и вузовскую программу.
ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСТВО ЕВГЕНИЯ ВОДОЛАЗКИНА КАК СОВРЕМЕННОЕ КУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1. Общая характеристика жизни и творчества Евгения Водолазкина
Евгений Водолазкин – необычный писатель, доктор филологических наук, литературовед, почетный доктор Бухарестского университета, автор текста одного из «Тотальных диктантов», колумнист газеты «Известия», обладатель премий «Большая книга», «Ясная Поляна», финалист «Русского Букера» – регалии этого автора можно перечислять долго.
Родина Евгения Водолазкина – Киев. По национальности он украинец, всю сознательную жизнь живет в Петербурге. Родился 21 февраля 1964 года. Евгений Водолазкин не любит делиться рассказами о детстве даже в интервью. Поклонники знают о том, что этот период в биографии писателя не был безоблачным. Вместе с родителями он жил в коммунальной квартире, и существование семьи было достаточно непростым [7].
Евгений Водолазкин оказался трудным ребенком, любил хулиганить, рано начал курить. Но склонность к гуманитарным наукам была присуща ему с детства. Он поступил в школу с углубленным изучением английского и украинского языков, а закончив ее в 1981 году, стал студентом филологического факультета Киевского университета им Т. Шевченко.
Евгения Водолазкина зачислили на русское отделение. Он демонстрировал успехи в учебе и в 1986 году получил красный диплом. Затем последовала аспирантура. Будущий писатель выбрал направление при отделе древнерусской литературы Института русской литературы. Тогда он был известен как Пушкинский дом.
Защита диссертации состоялась в 1990 году. Темой аспирант выбрал «Хронику Георгия Артамола в древнерусской литературе». Водолазкин устроился в Пушкинский дом на работу и трудился под началом Д.С. Лихачева. Кроме того, выпускник вошел в штат ученого совета ИРЛИ [4].
Евгений Водолазкин начал публиковаться в журнале «Русская литература» и других. Сотрудника задействовали в работе по подготовке энциклопедии «Слово о полку Игореве». Его основным профилем так и осталась литература древней эпохи.
В 1992 году Д.С. Лихачев получил Тепферовскую премию. Евгению Водолазкину это сулило годовую стажировку в Мюнхенском университете. Там молодой человек погрузился в изучение медиевистики, а также стал читать лекции по своему профилю. Вернувшись в Россию, он занялся исследованиями в области агиографии, экзегезы и вместе с соавторами выпустил книгу «Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартианин Белозерские» [10].
Многие двери оказались открытыми для начинающего публициста. Он участвовал в российских и международных конференциях, а в 1998 году самостоятельно организовал мероприятие под названием «Монастырская культура: Восток и Запад». Позднее было выпущено одноименное издание.
В 2000 году писатель защитил докторскую диссертацию по теме «Всемирная история в литературе Древней Руси». Он изучал концепцию повествования об истории в литературных памятниках.
Библиография Евгения Водолазкина регулярно пополнялась научными статьями и тематическими монографиями. Параллельно с исследовательской деятельностью автор реализовался и в художественной области, но разделял эти 2 направления, считая их невзаимосвязанными.
В 2002 году Евгений Водолазкин опубликовал книгу «Дмитрий Лихачев и его эпоха». В ней автор объединил эссе исследователей, воспоминания, записки известных общественных деятелей и ученых. В этот период писатель стал больше времени уделять художественной литературе. Он начал печататься в журналах «Звезда», «Эксперт», «Огонек». Наравне с этим научные произведения также продолжали издаваться в СМИ [1].
Евгений Водолазкин предпочитает не распространяться о своих буднях и взаимоотношениях с близкими. Публике известно, что писатель счастлив в личной жизни. С женой он познакомился благодаря Пушкинскому дому. Молодые люди встретились, будучи аспирантами. Избранницей публициста стала Татьяна Рудина. Пару объединили общие интересы, и сейчас Евгений Водолазкин называет знакомство с супругой одним из важнейших событий в жизни. О том, есть ли в семье дети, СМИ умалчивают.
1.2. Исследование актуальности и востребованности творчества Евгения Водолазкина для современного читателя
Социологическое исследование актуальности и востребованности творчества Евгения Водолазкина для современного читателя было проведено среди подписчиков писателя «Вконтакте». Всего было опрошено 100 человек в возрасте от 25 до 55 лет, среди них – 49% мужчин и 51% женщин.
Все опрошенные имеют высшее образование и различные профессии. Результаты исследования представлены на серии диаграмм (рисунки 1.1–1.5).
На рисунке 1.1 видно, что 63% опрошенных считает, что Евгений Водолазкин является одним из самых значимых писателей современности. 25% допускают это, 10% сомневаются в столь большом значении этого писателя. 2% отрицают значимость творчества Евгения Водолазкина.
На рисунке 1.2 видно, что более всего респондентов оценивают интересную стилистику произведения Евгения Водолазкина (46%). 28% нравятся поучительные сюжеты творчества писателя, 25% отметили актуальные темы произведений. Лишь 1% не смог назвать ни одного достоинства произведений Евгения Водолазкина.
На рисунке 1.3 видно, что 51% называют произведения Евгения Водолазкина романами о времени. По мнению 25% опрошенных, это пособия по нравственности. 22% назвали произведения писателя книгами о Боге. Лишь 2% посчитали творчество Евгения Водолазкина сатирической прозой.
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЕВГЕНИЯ ВОДОЛАЗКИНА
2.1. Художественный мир романа «Оправдание острова»
Действие этого романа Евгения Водолазкина разворачивается на Острове, которого нет на карте, однако его существование не вызывает сомнений. Его не найти в учебниках по истории, но события – узнаваемы до боли. Согласно древнему предсказанию, Остров ждут большие испытания. Смогут ли его обитатели: светлейшие князья, председатели, хронисты и пророки, повелитель пчел и говорящий кот преодолеть их.
Один из важнейших трюков в романе – это игра со временем, проделана и реализована она настолько мастерски, что можно говорить о большом успехе автора [3].
В «Оправдании Острова» время как таковое впервые может претендовать на звание безусловного протагониста. Если бы на вопрос, о чем этот роман, требовалось ответить максимально сжато, ответ был бы – о времени.
Большую часть текста составляет хроника жизни на воображаемом Острове, стартующая в момент его крещения и завершающаяся временем, многими своими чертами похожим на современность.
Сменяя друг друга, хронисты (их повествовательная манера варьируется от стилизации под архаическую летопись до попытки воспроизвести энергичный язык современных медиа) обстоятельно излагают цепочку исторических событий, с исторической же неизбежностью включающую в себя междоусобные распри, вероломство князей, моровые язвы, неурожаи, стихийные бедствия, многозначительные пророчества, хитроумные генеалогические фальсификации и династические браки.
На ранних этапах своего существования Остров более всего похож не на Россию даже, но на Византию. Сложные политические вопросы решаются здесь с истинно константинопольской жестокостью и коварством, а среди героев читатель без труда узнает клонов известных персонажей византийской истории.
Так, несимпатичный регент Юстин очевидно списан с императора Юстиниана, его жена Гликерия наделена многими чертами императрицы Феодоры, их придворный историк Прокопий, помимо официальной, пишет еще и «Истинную историю» правления «богопротивной пары» – куда менее лестную, а в благородном градоначальнике Амвросии, по приказу Юстина изгнанном из столицы и ослепленном, можно различить черты великого византийского полководца Велизария.
По мере приближения к эпохе модерна Остров приобретает сходство с захудалым государством Южной Европы: цивилизация из внешнего мира просачивается сюда преимущественно в виде заморских вторжений (не столько болезненных, сколько унизительных), а такие новшества, как трамвай, поезд или, скажем, библиотека, появляются здесь существенно позже, чем на материке [9].
В должный час на Острове начинаются волнения и происходит Великая Островная революция, влекущая за собой сначала абсурдные изменения в религиозной и социальной жизни, а после кровавые репрессии. За этим следует эпоха дикого капитализма и превращения Острова в сырьевой придаток могущественной Континентальной державы, а дальше на горизонте маячат события еще более мрачные и пугающие…
Такова первая – и бо́льшая по объему – часть текста. Вторая же (главы обеих частей чередуются и различаются шириной полей) представляет собой комментарии к собственно хронике, написанные Их Светлейшими Высочествами Парфением и Ксенией.
Определить точный статус этих важных особ непросто. Отцы Парфения и Ксении, правители Северной и Южной частей Острова, измученные долгой враждой и усобицами, договорились о браке своих детей еще до их рождения, и союз этот оказался не только прочным, но и очень счастливым.
Более того, скоро всем окружающим становится ясно, что время для князя и княгини течет не так, как для других людей: к тридцати годам у них едва-едва заканчивается детство, зрелость приходится на второе столетие жизни, а понемногу стареть они начинают лишь на пороге трехсотлетия.
Поначалу Парфений и Ксения правят островом как неограниченные владыки, потом принимают на себя тягостную роль наместников при заморских завоевателях, возвращают себе полноту власти – и вновь ее теряют во время Великой Островной революции. Парфения и Ксению свергают, изгоняют, вновь приглашают править, зовут на помощь в любой сложной для Острова ситуации – лишь для того, чтобы после снова ввергнуть в безвестность.
2.2. Особенности пьес Евгения Водолазкина из книги «Сестра четырех»
В книге «Сестра четырех» Водолазкин выступает в новой для себя роли драматурга. В книге собраны разные по жанру пьесы, которые соединены метафизической автора. «Герои этих текстов несут на себе родовые пятна прозы: слово они предпочитают действию».
Как он сам говорит, между писателем и драматургом лежит пропасть, которую совсем не легко преодолеть. И если у писателей есть много разных инструментов для выражения собственных идей и мыслей, то у драматурга он всего один – речь героев.
Пьесы Евгения Водолазкина, несмотря на строгое соблюдение драматической формы, сильно тяготеют к прозе. «В драматургических опытах я остаюсь прозаиком, а герои этих текстов несут на себе родовые пятна прозы: слово они предпочитают действию», – говорит сам автор [4].
Всего в сборник входит четыре текста.
Заглавная пьеса «Сестра четырех», давшая название всему сборнику, написана в духе театра абсурда. Герои пьесы оказались заперты в палате больницы имени Альбера Камю во время пандемии опасного вируса. Всего их пятеро: Доктор, Депутат, Писатель, развозчик пиццы Фунги и загадочная Сестра.
Всем им предстоит понять, кто они на самом деле и услышать правду о себе. Однако едва смыслы и ценности начинают обрисовываться, решительная Сестра откладывает в сторону шприц с «витаминами». И после этого ничто не остается прежним.
Пьеса «Пародист» создана на стыке жанров – детектива, семейной драмы, комедии с переодеваниями и пародии. Вкратце сюжет пьесы таков: по пути из загородного дома в город погибает известный петербургский пародист, а спустя три года начинается странное выяснение обстоятельств его смерти.
2.3. Автобиографическое и художественное в романе «Брисбен»
«Брисбен» – роман о музыканте, который из-за болезни теряет возможность выступать и ищет новый смысл жизни. Он находит его в воспоминаниях о прошлом и попытке помочь маленькой девочке, которую, увы, не спасти. Далеким и несбыточным раем на горизонте маячит австралийский город Брисбен – неведомая земля, про которую никто не знает, есть она на самом деле, или нет.
Это самый личный роман Евгения Водолазкина. Одна из важнейших черт книги – ее интимное и прежде не знакомое читателю звучание. 1964 год, Киев – время и место рождения героя книги гитариста-виртуоза Глеба Яновского и самого Евгения Водолазкина, который также окончил школу с углубленным изучением украинского языка и впоследствии уехал в Санкт-Петербург [7].
Будучи книгой личной, «Брисбен» – и это следует подчеркнуть – совсем не автобиографический роман. Как отмечает сам автор, несмотря на близость биографий, ассоциировать Яновского с ним не стоит.
В романе «Брисбен» Евгений Водолазкин продолжает истории героев («Лавр», «Авиатор»), судьба которых – как в античной трагедии – вдруг и сразу меняется. Глеб Яновский – музыкант-виртуоз – на пике успеха теряет возможность выступать из-за болезни и пытается найти иной смысл жизни, новую точку опоры.
В этом ему помогает прошлое – он пытается собрать воедино воспоминания о киевском детстве в семидесятые, о юности в Ленинграде, настоящем в Германии и снова в Киеве уже в 2000-е. Только Брисбена нет среди этих путешествий по жизни.
В «Брисбене» повествование распределяется между двумя параллельными хронологическими потоками: в одном герой был ребенком, в другом – взрослым, и точка перехода между ними намеренно была вынесена за скобки.
«Брисбен» – это роман о жизни музыканта, построенный как полифоническое музыкальное произведение. Есть два голоса – нижний и верхний, которые ведут каждый свою партию, постепенно сближаясь. Нижний голос – это рассказанная от третьего лица история жизни талантливого музыканта, гитариста-виртуоза Глеба Яновского, от его раннего детства до зрелости, она охватывает временной диапазон от 1971 до 2000 года.
Верхний голос – написанный от первого лица дневник Глеба Яновского, от 2012 до 2014 года. Фрагменты истории перемежаются фрагментами дневника, причем и те, и те – довольно короткие, не больше нескольких страниц, отчего и создается впечатление, будто оба голоса звучат одновременно [8].
Но одним лишь наличием двух голосов, двух планов повествования полифония романа не исчерпывается. Аккорд – это же не произвольное, а упорядоченное соединение нот. Важно то, какие именно – по сюжету и смысловому наполнению – фрагменты «низов» сочетаются с фрагментами «высот». И оказывается, что сочетание выстроено именно таким образом, что в любой момент повествования главный герой, Глеб, выглядит «стереоскопически», он воспринимается не только в контексте сиюминутно происходящих с ним событий, но и целиком.
Вот он маленький мальчик-первоклассник – и вместе с тем мы видим в нем немолодого, много испытавшего и еще больше продумавшего, прочувствовавшего мужчину. Вот он сильный, уверенный человек на вершине успеха – и вместе с тем нервный, ранимый подросток. Получается нечто вроде голографического эффекта, когда каждый кусочек голограммы содержит все изображение.
Кстати, про полифонию в романе говорится открытым текстом (давая тем самым ключ к правильному прочтению «Брисбена»). Когда Глеб учится на филфаке Ленинградского университета, то именно полифонию (в филологическом ее понимании) делает темой своей дипломной работы. «Глеб видел полифонию не только в параллельных голосах героев, но и в противопоставленных сюжетах, в разновременных линиях повествования, точка соединения которых может находиться как в тексте произведения, так и вне его – в голове читателя».
Вообще, роман выстроен очень тонко (здесь имеется в виду не только полифония как таковую, но и, например, стилистический контраст между обоими голосами). Нижний голос можно назвать «напевным» – события из детства, отрочества и юности Глеба рассказаны взрослым языком, лиричным и ироничным одновременно. Здесь подача идет не от героя, а от некого рассказчика (которого не стоит отождествлять с автором – рассказчик тоже герой... и может, даже не безымянный... может, это не кто иной, как писатель Нестор, по сюжету ставший биографом и другом Глеба Яновского) [4].
2.4. Языковые и стилистические особенности романа «Лавр»
Виртуозное знание русского языка, в том числе и древнерусского, позволило автору написать не просто роман о жизни, а настоящий роман-житие «Лавр». Несмотря на нелюбовь к историческим романам, Водолазкин умело смешивает различные эпохи и языковые стихии.
Произведение вошло в шорт-листы премий «Нацбест» и «Большая книга». В этот период Евгений Водолазкин работал главным редактором альманаха «Текст и традиция», выпускаемого в Пушкинском доме.
«Лавр» – роман о средневековом враче, который спасает жизни множества людей, но не может спасти свою возлюбленную. Он не смог сохранить её тело, но пытается спасти душу. Это книга о вечной любви, которая не зависит от времени [1].
«Лавр» Евгения Водолазкина – это умный, философский, неисторический роман о вере, о Боге, о смерти, о любви и ином взгляде на время.
Главный герой произведения, средневековый врач, обладающий даром исцеления. Несмотря на этот факт, ему не удается спасти свою возлюбленную, и он принимает решение начать жизнь отшельника, чтобы замолить свои грехи и грехи своей погибшей любви.
Он жертвует собой, спасая тысячи людей от смерти, а читателю предстоит понять, действительно ли можно спасти душу человека, не сохранив ее живой оболочки. По мнению самого автора, о Боге лучше всего говорить именно в древнерусском контексте, когда сам факт его существования был неоспорим.
Действие книги происходит в Средневековые времена – 15 век. Главный герой Арсений, которого читатель встречает ребенком и остается сторонним наблюдателем всех этапов его жизни: целителя-травника, врача, юродивого, странника, монаха.
Дар его крепнет, а слух о силе целительства доходит до городов и деревень быстрее, чем он. Его жизнь превращается в житие святого. Совершая свой долгий путь самоисцеления и прощения, он сменяет имена, как саны. Начинает жизнь Арсением-травником, заканчивает ее монахом-схимником Лавром.
2.5. Связь времен в романе «Совсем другое время»
Уникальная способность Евгения Водолазкина связывать события разных времен давно покорила сердца преданных читателей. В «Совсем другом времени» главным героем становится молодой историк, изучающий жизнь белого генерала. Удивительным образом полученная информация начинает влиять на жизнь историка, что подтверждает мысль о том, что «времени нет, все связано со всем».
«Совсем другое время» – книга, которая как бы опровергает свое название. В ней филолог и историк Евгений Водолазкин еще раз напоминает о цикличности времени и связи всех событий.
Главный герой первого произведения сборника, молодой историк, с головой погружается в изучение биографии белого генерала и часто находит отголоски его жизни в своей [5].
В другом произведении герой возвращается в Россию спустя десятилетия после войны, чтобы еще раз пройти путь до Сталинграда. Автор передает любое время так, как будто он сам присутствовал при описываемых событиях, что помогает не только лучше погрузиться в атмосферу романов, но и расширить свои знания о той или иной эпохе.
Соловьев отправляется в командировку для сбора биографических данных о белогвардейском генерале Ларионове, державшим оборону Крыма и Перекопа. Отправляется, соответственно, на жемчужину Черноморского побережья, в город Ялту.
Именно там постепенно находятся таинственные рукописи, раскрывающие тайну идентичности дневниковых записей генерала и рапорта красного командира о взятии Ялты большевиками. В сюжет вплетается красивая интрига и ее разгадка. Но это лишь одна из нескольких сюжетных линий романа.
В далеком 1920 году генерал Ларионов находится в затяжном противостоянии с большевиками в Крымских горах. Сдерживая необратимое наступление красной армии, идет на хитрые уловки.
Море, пальмы, зной. Аспирант Соловьев, проводя историческое расследование и оказывается втянут в любовную авантюру полную курьезов и адреналина.
Имеется еще ряд животрепещущих историй, разворачивающихся в двух временных плоскостях. К финалу романа эти плоскости таки пересекутся в общей точке.
2.6. Трагедия героя в романе «Авиатор»
В 2015 году на прилавках книжных магазинов появился роман «Авиатор», повествующий о начале XX века. Его главной темой стало отношение героя к собственной истории. Через биографию конкретного человека автор рассказывает об истории России.
Герой романа-бестселлера «Авиатор» – Иннокентий, что означает «невинный», и, как мы видим в произведении, он действительно оказывается невинной жертвой всех описываемых в книге событий.
Авиатор Платонов, главное действующее лицо романа, просыпается после глубокой заморозки, в которой он находился несколько десятков лет. События, о которых он вспоминает, происходили в начале ХХ столетия, тогда как на дворе 1999 год [9].
Читателям предстоит разгадать загадку героя, а сквозь его воспоминания и размышления о жизни подумать и о своей. Книга – краткий экскурс в историю, каждый человек в которой означает очень много, порой, даже слишком. В романе всего несколько действующих лиц, но этого количества достаточно, чтобы донести до читателей весь драматизм эпохи и цикличность истории.
Герой «Авиатора» просыпается в больничной палате и ничего не может вспомнить о своем прошлом, однако периодически он видит сны о событиях начала XX века. При этом на улице 1999 год, что не может не удивлять врача и самого пациента.
Герой нового романа «Авиатор» – человек в состоянии tabula rasa: очнувшись однажды на больничной койке, он понимает, что не знает про себя ровным счетом ничего – ни своего имени, ни кто он такой, ни где находится.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Евгений Водолазкин – необычный писатель, доктор филологических наук, литературовед, почетный доктор Бухарестского университета, автор текста одного из «Тотальных диктантов», колумнист газеты «Известия», обладатель премий «Большая книга», «Ясная Поляна», финалист «Русского Букера» – регалии этого автора можно перечислять долго.
Главная идея всех книг Евгения Водолазкина – «времени не существует, все едино и связано со всем». В своих произведениях он стремится передать это отсутствие времени, связь событий, произошедших когда-то давно с тем, что мы наблюдаем сегодня. Автор не раз называл ХХ век самым драматичным в истории России, а предреволюционный и постреволюционный периоды – временем для серьезных размышлений.