Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Социально-экономическое развитие – это планомерный управляемый процесс, направленный на достижение качественного изменения социальной сферы и экономического благосостояния, одновременно с сохранением состояния окружающей природной среды и приводящим к улучшению условий жизни населения. В качестве интегрального показателя и главной цели социально-экономического развития рассматривается повышение качества жизни населения, при этом преобразования в экономической сфере выступают как средства достижения этой цели.
Для решения отмеченных проблем и совершенствования системы и процесса управления региональным развитием необходима социально-экономическая политика и определенные институциональные преобразования.
Эффективным механизмом корректировки общей стратегии экономических и социальных реформ является создание и развитие новых институтов управленческого воздействия, что обосновывает актуальность темы исследования.
Многие современные ученые исследуют разные аспекты социально-экономического развития с учетом новых требований цифровизации. Наиболее активно в данном направлении работают исследователи, которые занимаются вопросами теоретико-методологического обоснования процессов государственного и регионального управления, такие как Бабун В.Р., Бухвальд Е.М., Вололин В.Н., Зерчанинова Т.Е., Парахин В.Н., Радченко А.Ю. и другие.
В последние годы появилось много исследований, посвященных влиянию институциональных преобразований на развитие социально-экономических процессов. При написании данной работы использовались труды таких авторов как Иванов В.В., Кокорев А.С., Малинецкий Г.Г., Савич А.Ю., Садовая Е.С., Юзефов В.С. и других.
Цель курсовой работы – анализ институциональных преобразований как фактора социально-экономической политики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- исследовать формальные и неформальные институты,
- определить типы и причины институциональных изменений, институциональные ловушки,
- определить понятия Институциональное проектирование, институциональная селекция и «институциональное протезирование» как методы социально-экономической политики;
- выявить предпосылки институциональных изменений в современной России;
- провести анализ и оценка эффективности институциональных преобразований в современной России;
- определить перспективы дальнейших институциональных преобразований в российской экономике.
Предмет исследования – институциональные преобразования.
Объект исследования – общественные отношения, ориентированные на планирование и реализацию институциональных преобразований в социально-экономической политике Российской Федерации.
Информационной базой для написания работы послужили источники сети Интернет, периодические издания, нормативные документы.
Методологическая база исследования представлена общенаучными методами исследования:
- анализа и синтеза,
- дедукции и индукции,
- историческим анализом,
- комплексным анализом,
- сравнительным анализом,
- анализом отраслевых отчетов,
- анализом нормативно-правовых и научных источников,
- анализом публикаций в открытых интернет-ресурсах.
1 Институциональные основы социально-экономической политики
1.1 Формальные и неформальные институты
Под социально-экономической моделью следует понимать отношения собственности, традиции предпринимательства и его инфраструктуры. комплекс институтов и механизмов, определяющих характер той или иной экономической и социальной системы, а также формы и методы взаимодействия государства и бизнеса в интересах повышения эффективности и конкурентоспособности производства.
Изучение моделей и форматов экономического развития необходимо осуществлять с разных точек зрения, во-первых, с целью выявления наиболее успешных мировых практик по их разработке и применению. Во-вторых, это важно для выстраивания экономических отношений и расширения масштабов взаимовыгодного сотрудничества со странами, применяющими разные модели развития, для установления взаимопонимания интересов и возможностей экономик.
В нашем представлении, экономическая модель – это способ сочетания посредством ресурсов определенных институтов целей национального социально-экономического развития с имеющимися материальными и интеллектуальными ресурсами и их потенциалом, особенностями геоэкономического положения, культурными традициями, с одной стороны, и трендами развития мировой политики и экономики, вопросами национальной безопасности, с другой.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» / Официальный интернет-портал президента РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа – URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/54477 (дата обращения: 03.12.2020).
Научная литература
2. Бабкин А.В. (ред.) Методология развития экономики, промышленности и сферы услуг в условиях цифровизации. СПб.: Политех-Пресс, 2018. 756 с.
3. Бабун Р.В. Организация муниципального управления. Спб:Питер, 2018
4. Башмачникова Е. Воспроизводственный подход к управлению интеллектуальными ресурсами в регионе / Е.Башмачникова, Л.Абрамова // Пробл. теории и практики управл. - 2018. - N 3. - С.36-43.
5. Болонин А.И. Детерминанты формирования стратегий развития региональных социально-экономических систем в условиях отраслевой интеграции / А.И.Болонин, К.Д.Лайпанов // Микроэкономика. - 2017. - N 4. - С.94-95.
6. Бухвальд Е.М. Федерализм в России: от всплывающего лозунга к долговременной стратегии развития / Е.М.Бухвальд, О.Н.Валентик // Регион: экономика и социология. - 2019. - N 4. - С.24-45.
7. Важенина И. Конкурентный иммунитет территории / И.Важенина, С.Важенин // Пробл. теории и практики управл. - 2018. - N 2. - С.70-78.
8. Захарова С.Г., Соменкова Н.С. Государственное и муниципальное администрирование. Учебник. — Екатеринбург: Издательские решения, 2019. — 378 с.
9. Зерчанинова Т.Е. (Ред.) Государственное и муниципальное управление: состояние, проблемы и современные тенденции. Монография. — Екатеринбург: Уральский институт управления – филиал РАНХиГС, 2019. — 256 с.
10. Иванов В.В., Малинецкий Г.Г. Цифровая экономика: мифы, реальность, перспектива.М.: Изд-во Российской академии наук, 2017. – 64 с.
11. Истомина Н.А. Развитие программно-целевого планирования в субъектах Российской Федерации в 2009-2017 годах // Государственные финансы. – 2019. - №1. – С.39
12. Кокорев А.С. Цифровая экономика: смена ценностей и ориентиров в управлении предприятием // Московский экономический журнал. 2019. № 1. С. 252-259.
13. Купряшин Г.Л. Институциональные ловушки и кризисы государственного управления // Государственное управление. Электронный вестник. 2017. №60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnye-lovushki-i-krizisy-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 02.06.2021).
14. Моисеев А.Д., Московцева Л.В., Шурупова А.С. Муниципальное управление. М:Юнити-Дана, 2015
15. Парахина В.Н., Галеев Е.В., Ганшина Л.Н. Муниципальное управление. М:Кнорус, 2015.
16. Паспорт национального проекта «Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/(дата обращения: 03.12.2020).
17. Постсоциалистический мир: итоги трансформации. В 3 томах / Под общ. ред. С.П. Глинкиной. Т. 2. Постсоветские государства / Отв. ред. Л.Б. Вардомский. СПб: Алетейя, 2017.
18. Садовая Е.С. Цифровая экономика и новая парадигма рынка труда // Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 12. С. 35-45.
19. Свириденко Д. Принять вызов цифровой экономики // Эксперт-Сибирь. 2017. № 48-49. С. 40-41.
20. Синицина И.С. Социальная ориентированность «транзитных» стран: общее и особенное // Мир перемен. 2020. №1. С. 148–164.
21. Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика / И.В Сударушкина // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. – Т. 6. – № 1 (18). – С. 182–184.
22. Суходолов А.П., Марченко В.А. Системный анализ, моделирование, математическое моделирование. Иркутск: Издательство Байкальского университета, 2018. – 144 с.
23. Толорая Г.Д., Яковлев А.А. Итоги и перспективы реформирования азиатского социализма // Постсоциалистический мир: итоги трансформации / Под общ. ред. С.П. Глинкиной. В 3 т. СПб.: Алетейя, 2018. Т. 3. Азиатские модели реформирования. Возможности и вызовы для России / Отв. ред. Г.Д. Толорая.
24. Чалдаева Л.А. Риски современного предпринимательства: характерные особенности и практика эффективного управления. Развитие предпринимательства и бизнеса в современных условиях: методология и организация. Монография / Под общ. ред. ректора Финансового университета, д.э.н., профессора М.А. Эскиндарова. – М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2017. – 466 с.
25. Шарандина Н.Л. Цифровая экономика как приоритетная национальная цель развития Российской Федерации: правовой аспект // Финансовое право. 2018. № 9. С. 15-19.