Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Ежедневно в руки читателей попадают миллионы газетных страниц. Сегодня в воздухе витают волны сотен радиостанций, доставляя новости слушателям со всех уголков нашей планеты. Тысячи телебашен и десятки космических спутников делают нас свидетелями событий в разных странах мира.
Значение печати, радио и телевидения в современном мире просто невозможно переоценить. Они стали мощным инструментом влияния, которым пользуется беспрецедентное количество людей в истории. Из вышесказанного ясно, что социологу-исследователю просто необходимо знать все процессы, связывающие СМИ и их аудиторию, чтобы понять законы, регулирующие формирование общественного мнения и идеологии.
ГЛАВА 1. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
1.1 Общие понятия, классификация
Если средствами журналистской деятельности были преимущественно устные и письменные формы общения, то сама журналистика напрямую связана с использованием развитых технических средств коммуникации - прессы (средства распространения информации с использованием печатной репродукции текста и изображений), радио (трансляция) звуковой информации с использованием электромагнитных волн) и телевидения (передача аудио- и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения использование соответствующего приемника обязательно).
Благодаря использованию этих средств коммуникации возникли три подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых состоит из множества каналов - отдельных газет, журналов, альманахов, книжных продуктов, радио- и телепрограмм, которые могут распространяться как по всему миру. в мире и даже в небольших регионах (областях, районах, округах). Каждая отдельная подсистема выполняет свою долю функций журналистики, исходя из своих специфических характеристик, которые в основном проявляются в методах записи и передачи информации.
Полиграфия (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в медийной системе в связи с фиксацией информации на бумажном листе (на ткани, полимерном холсте и т. техника воспроизведения текстов и изображений в черно-белом или цветном исполнении. Продукция, выпущенная из печатного станка, несет информацию в виде печатного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, диаграмм, графиков и других изобразительных и графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств (при получении радио - телевизионная информация требует ТВ, радио, магнитофона и т. д.).
Это обстоятельство (то, что информация в прессе фиксируется на листе бумаги и воспринимается читателем «без посредников») способствует проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и общественности. Выпуск или книга, что в свою очередь обеспечивает первичную целостную ориентацию всего объема и разнообразия информации (в зависимости от места работы на странице, заголовков и подзаголовков, «отводов» и других выделенных частей произведения). Благодаря этому можно получить общее представление о содержании номера, а затем, выбрав интересующий вас материал, определить характер «извлечения» (визуализация, выборочное знание, подробное прочтение, сохранение номера или вырезать для хранения и повторного ознакомления и т. д.).
Во-вторых, можно воспользоваться функцией «отложенное чтение» - после первоначального прочтения с материалом оставьте его для внимательного и подробного прочтения в удобное время и в нужном месте (например, отложите ознакомление с номером на вечер, перестаньте читать книга, чтобы вернуться к ней позже и т. д.)
Все это возможно, потому что отпечатки автономны благодаря методу фиксации. Легко иметь их «с собой» и прибегать к «извлечению» информации в удобное время, не беспокоя окружающих и в обстоятельствах, которые не позволяют или не мешают слушать радио или смотреть телевизор (в поезде, метро, автобусе, самолет и т. могут быть помехи и запреты, экранирование, передача программ без процентов и тд).
При этом чтение текста и восприятие имиджевого полиграфического материала осуществляется выборочно в порядке, темпе и ритме, которые определяет сам читатель. Он может ссылаться на одно и то же произведение несколько раз, сохранять то, что необходимо, подчеркивать, делать пометки на полях (полях). Все это определяет множество степеней свободы при контакте с печатными СМИ, что сделает их незаменимыми и важными в обозримом будущем.
Однако печать также имеет свойства, по сравнению с которыми она уступает другим материалам. Если телевидение, и особенно радио, способно передавать информацию почти непрерывно и чрезвычайно быстро, то технология печати сама по себе обречена на незаметную выдачу цифр и книг. В настоящее время периодичность выхода печатных журналов варьируется от ежедневных (газета) до годовых (альманах). Конечно, можно выпускать газеты, в основном с экстренной информацией, и несколько раз в день (это часто происходило в условиях слаборазвитой аудиовизуальной коммуникации), но это связано с трудностями в печати и доставке и, следовательно, с повсеместным распространением на радио и телевидении эта практика почти прекратилась.
Таким образом, пресса теряет актуальность информации. Ведь невозможно избежать значительного временного лага между подготовкой выпуска, печатью тиража, доставкой и получением «потребителем». Это особенно верно в отношении прессы, распространяемой по всей территории страны. Хотя многие публикации печатаются на месте (из оригиналов, полученных фототелеграфом) почти одновременно с их печатью в основном месте публикации, однако из-за разницы во времени между разными регионами страны и необходимости сроков доставки значительная часть общественность получает национальные газеты намного позже, чем местные, а иногда и на второй или третий день.
Также следует учитывать, что полиграфия доступна только грамотному человеку и достаточно развита в чтении, чтобы использовать все преимущества этого средства коммуникации: высокий уровень и, в связи с развитием радио и телевидения, уровень аналитическая информация и комментарии; организация сборников и страниц газет и журналов по особым «правилам»; система выбора шрифтов, размещения материалов по важности, различных типов выделения и т. д. Например, отсутствие возможности просматривать публикацию по названию и материалу, определяя тем самым цели и характер чтения, значительно затрудняет контакт читателя с прессой и ограничивает возможности оптимального использования периодических изданий для получения «необходимых и достаточная "информация".
Как положительные, так и отрицательные свойства печати зависят от характера носителя. В условиях близости к радио и телевидению они должны быть максимально приняты во внимание журналистами, чтобы в полной мере использовать положительные моменты и минимизировать отрицательные. Основа, на которой строится деятельность пресс-журналиста, предполагает опору на конкретику: относительно редкий выезд, позволяющий и требующий углубленной аналитической информации; фиксированность на бумаге, позволяющая разнообразить режим «снятия» информации; возможность длительного хранения и различных форм использования информации, записанной на бумаге.
ГЛАВА 2. ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Есть много микросоциологических концепций. В целом концепция социального взаимодействия - это проявление разнообразия социологического знания. В свою очередь, это частный случай действия системного принципа множественности описания сложных систем.
Концепция социального обмена
Основные идеи концепции социального обмена:
В поведении человека преобладает рациональный принцип, который подталкивает его к определенным выводам.
Социальное взаимодействие - это постоянный обмен различными благами между людьми, а обменные операции - это элементарные акты социальной жизни (схема стимул-реакция).
2.1 СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ: ПОНЯТИЕ, ТИПОЛОГИЯ
Социальное взаимодействие - систематическая, достаточно регулярная социальная активность партнеров, направленная друг на друга, направленная на то, чтобы вызвать у партнера четко выраженную (ожидаемую) реакцию; более того, ответ вызывает новый отклик от лица, оказывающего влияние. В противном случае социальное взаимодействие - это процесс, с помощью которого люди реагируют на действия других.
Ярким примером взаимодействия является производственный процесс. Здесь происходит глубокая и тесная координация системы действий партнеров по вопросам, по которым между ними установлена связь, например, производство и сбыт товаров. Примером социального взаимодействия может быть общение с коллегами по работе, друзьями. В процессе взаимодействия происходит обмен деятельностью, услугами, личными качествами и т. д.
Важную роль в реализации взаимодействия играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг другу перед выполнением социальных действий. Взаимодействие может продолжаться и стать стабильным, многоразовым, постоянным. Итак, общаясь с коллегами по работе, руководителями, членами семьи, мы знаем, как они должны вести себя по отношению к нам и как мы должны с ними взаимодействовать. Нарушение таких устойчивых ожиданий, как правило, приводит к изменению характера взаимодействий и даже нарушению общения.
Среди всего многообразия социальных взаимодействий выделяются два наиболее важных типа: сотрудничество и соперничество, отличительным критерием которых является форма взаимодействия.
Сотрудничество как вид взаимодействия проявляется во множестве специфических взаимодействий между людьми: деловое партнерство, политический союз между партиями, сотрудничество между компаниями и т. Д. Это основа для объединения людей в организацию, взаимной поддержки и взаимопомощи.
Отличительной особенностью взаимодействия по типу сотрудничества является взаимная заинтересованность, выгодность для обеих сторон и нацеленность на достижение общей цели.
Соперничество как вид взаимодействия предполагает наличие единого неделимого объекта претензий обеих сторон (голоса, территории, права власти и т. Д.). В основе соперничества лежит желание продвинуться вперед, убрать или уничтожить соперника. Каждая сторона видит в противнике и его действиях препятствие на пути к достижению цели. Когда долгосрочное сотрудничество поддерживается посредством обмена лояльностью, признательностью и поддержкой, соперничество поддерживается завистью, враждебностью и гневом.
Соперничество может принимать форму соперничества и конфликта. В условиях конкуренции конкуренты просто пытаются опередить друг друга (например, предложить более дешевый или лучший товар). При наличии конфликта предпринимаются более жесткие попытки заставить противника отказаться от претензий на неделимый объект. Конкуренция предполагает не прямое воздействие на противника, а демонстрацию его возможностей третьим лицам.
Однако некоторые конкуренты могут игнорировать правила конкуренции и прибегать к прямому влиянию на конкурента, чтобы дистанцировать его от объекта конкурентной борьбы (экономическая война, физическое устранение соперника).
В этом случае конкуренция перерастает в конфликт. По мнению ученых, социальный конфликт существует, когда две или более сторон убеждены в несовместимости своих целей.
2.2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
В зависимости от числа индивидов
В зависимости от количества взаимодействующих индивидов можно различать социальные группы, составленные из взаимодействия:
1) двух людей друг с другом,
2) одного и многих (напр., лектор и аудитория, артист и зрители),
3) многих и многих (напр., схватка двух полков, борьба двух государств и т.п.).
Сообразно с этим и общества бывают малочисленные и многочисленные.
В зависимости от качества индивидов
В зависимости от качества взаимодействия людей социальные группы или общества распадаются на множество форм. Это могут быть люди одного пола (например, женские монастыри, женские интернаты, воинские части, Запорожская Сечь и др.) И люди разного пола. людей, похожих друг на друга (по религии, языку, национальности, профессии, расе, образованию и т. д.), и людей, которые отличаются друг от друга в этих отношениях. Какие будут люди, составляющие общество, и последнее. Если эти люди темные и невежественные, тогда все общество будет отсталым. Если члены общества - плохие и ленивые люди, тогда вся социальная жизнь такой группы будет очень плохой: не будет ни мира, ни покоя, ни богатства, ни удовлетворенности, ни свободы. Одни будут угнетать других, власть будет тиранической, свобода в таком обществе невозможна. Напротив, если члены общества образованы, уважают друг друга, все работают, никто не пытается жить за чужой счет, в таком обществе будет порядок, свобода, удовлетворенность и хорошее правительство.
Взаимодействие одностороннее и двустороннее
В зависимости от характера отношений взаимодействующих людей можно различать одностороннее и двунаправленное взаимодействие. Любое взаимодействие между двумя людьми будет односторонним, когда одна сторона влияет на поведение другого, а другая не влияет на поведение первого. Таким образом, тот, кто обладает властью, определяет поведение субъекта своими приказами. Но не всегда подчиненный может повлиять на поведение государя. Судьба и жизнь раба зависит от воли хозяина; поведение хозяина редко зависит от раба. Любое взаимодействие будет двунаправленным, при котором обе стороны влияют на поведение друг друга. Пример: А согласен доставить В пуд муки, если В доставит Л 20 арш. материи. В таких явлениях поступки обеих сторон взаимно обусловлены.
Солидарное и антагонистическое
Наряду с односторонним и двусторонним взаимодействием можно различать поддерживающие (согласные) и антагонистические (враждебные) взаимодействия. Любое взаимодействие будет благоприятным, когда устремления обеих сторон совпадают, где одна сторона не только не вмешивается, но, напротив, помогает реализовать чаяния другой стороны. Пример: Л голоден, B дает ему кусок хлеба. Л хочет сдвинуть регистр, В помогает Л в этом вопросе. Общество, члены которого взаимодействуют в духе солидарности, будет обществом солидарности. Примеры: все группы, в которых люди помогают друг другу; все группы, в которых люди объединенными силами борются за цель; все кооперативные союзы, в которых определенное количество людей добровольно объединяются для достижения общих целей и интересов. Противоположностью солидарному взаимодействию будет антагонистическое взаимодействие.
Это такое взаимодействие, при котором одна сторона мешает или препятствует реализации стремлений другой стороны. Примеры: А хочет есть, В отрывает кусок хлеба; Л хочет жить, B хочет убить его. Общество, в котором члены враждебно взаимодействуют друг с другом, будет антагонистическим обществом. В таком обществе неизбежна взаимная борьба людей друг с другом, начиная с кровавых войн и заканчивая судебными тяжбами, оскорблениями, взаимной враждой, принуждением, угнетением и насилием со стороны одних и других.
В объединенном обществе человека не унижают и не притесняют; здесь все равны друг другу. Нет необходимости в принуждении, в деспотической власти. В антагонистическом обществе порядок должен поддерживаться силой; здесь власть обязательно деспотична, царит неравенство, права и достоинство человека не соблюдаются.
Кратковременное и длительное
По длительности взаимодействие бывает краткосрочным и долгосрочным. В результате социальные группы бывают краткосрочными и долгосрочными. Примеры первого: взаимодействие между двумя людьми, встречающимися в трамвае или поезде. Обменявшись несколькими словами, проведя вместе несколько минут или часов, они расходятся в разные стороны и забывают друг друга. Примеры долгосрочного взаимодействия: отношения между мужем и женой, родителями и детьми, давними друзьями и т. д. Здесь взаимодействующие люди живут вместе и влияют на взаимное поведение годами и даже на протяжении всей своей жизни. Эти социальные группы существуют годами и десятилетиями. Краткосрочные социальные группы похожи на однодневных бабочек: как только они появились, они уже распались и перестали существовать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, социальное взаимодействие можно охарактеризовать как процесс, посредством которого люди действуют и взаимодействуют друг с другом. Механизм социального взаимодействия включает в себя людей, которые совершают определенные действия, изменения в социальном сообществе или обществе в целом, вызванные этими действиями, влияние этих изменений на других людей, составляющих социальное сообщество, и, наконец, обратная связь человека. . Взаимодействие приводит к формированию новых социальных отношений.
Если мы посмотрим на весь человеческий мир своим мысленным взором, он покажется огромным человеческим морем. Это море состоит из отдельных волн. Такие отдельные волны представляют собой индивидуальные процессы взаимодействия и социальные группы, которые они создают.