Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Нормирование труда решает целый ряд задач. Использование норм на предприятии позволяет повысить эффективность деятельности кадрового состава.
Существуют нормы труда, утвержденные на государственном уровне. Однако предприятию рекомендуется на основе официальных значений разработать собственные нормы. Они должны отвечать индивидуальным потребностям компании. К примеру, предприятие определяет объем продукции, который должен быть изготовлен за заданный промежуток времени.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что предприятиям, независимо от форм собственности, предоставлены права самостоятельного решения вопросов по организации, нормированию и оплате труда.
За счет результатов своего труда предприятия должны покрывать текущие производственные затраты, в том числе и на оплату труда, осуществлять вложения на расширение и реконструкцию производства, обеспечивать социальное развитие, выполнять обязательства перед бюджетом, банками и другими органами.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА
1.1 Нормирование труда: основные понятия, характеристика и функции
В современных условиях производящей экономики процедура организации и нормирования труда на предприятии требует грамотного подхода, так как процесс помимо всех условий и обстоятельств регулируется законодательством. [5]
Нормирование труда – это регулятивный процесс производства, заключающийся в том, что руководитель предприятия в лице работодателя или лица, ответственного за процесс, в рамках действующего законодательства определяет необходимые затраты производственной деятельности (или времени) на сам процесс производства (получение конечного результата производства, выраженного в единице продукции).
Процедура установления трудовых норм может производиться как по отношению к отдельным работникам, так и к их группам.
В пределах РФ процедура организации и создания базы норм и принципов осуществления труда на предприятии регулируется 22-й главой актуального на 2017 год Трудового кодекса.
Согласно содержанию нормативно-правового акта нормы труда – это определенные ограничения, которые работодатель устанавливает в соответствии с существующей степенью развития организации производственной составляющей предприятия и труда, методической части, технологиями и др. [11]
Изменение системы трудовых норм с точки зрения трудового права может быть связано с:
- внедрением в работу предприятия инновационного, не используемого ранее оборудования, технологической составляющей производства;
- формированием перспективы активного стимулирования производительности труда;
- наличием на производстве оборудования и техники, которая в силу определенных обстоятельств устарела и пришла в негодность, а по этой причине ее использование вызывает определенные трудности и даже создает опасные условия для работников. [15]
1.2 Методы нормирования труда работников предприятия
Вариантов, как можно осуществлять описанную в статье процедуру, существует немало. Проанализируем наиболее распространенные.
Первый – бумажный журнал. Это «классический» подход, который используется на протяжении многих десятилетий. Его суть заключается в том, что информация хранится на бумажных носителях. Хотя многие организации до сих пор пользуются ими, такой тип уже устарел.
Другой выход – видеонаблюдение. Оно может быть автоматизированным или предусматривать наличие сотрудника за пультом. Второй вариант делает систему более эффективной. Работник будет отслеживать соблюдение внутреннего распорядка и фиксировать нарушения со стороны персонала. Преимущество такого подхода в возможность оценить продуктивность каждого специалиста в выполнении задач. Минус – необходимость закупать дополнительное оборудование.
Еще один способ – использование таблиц в программе Excel или сервисах Google. Главный плюс – это простота использования. Достаточно создать шаблон, а потом в каждый учетный период вписывать цифры. Также фирма не несет дополнительных расходов. Но этот подход работает только в небольших компаниях. Когда штат составляет несколько десятков человек, необходимо внедрять автоматизацию. [20]
Бухгалтерские программы. В большинстве из них предусмотрена функция, позволяющая специалистам вести учет рабочего времени. Это дает возможность сэкономить временные ресурсы и снизить риск ошибок.
Метод, к которому прибегают крупные организации, – это установка контроллеров. Каждому сотруднику выдают магнитную карту. Чтобы попасть на территорию предприятия, ее нужно приложить к сканеру. Оборудование служит для тщательного контроля часов и минут, которые человек провел на рабочем месте. Но у этого подхода есть и слабые стороны. Прежде всего, это высокая стоимость аппаратуры. Поэтому небольшие фирмы не могут себе ее позволить. Ремонт устройств тоже недешевый, что влечет за собой дополнительные затраты. Кроме того, в период обслуживания персонал не сможет добраться до рабочих мест. Еще один недостаток – довольно высокая вероятность потерять карту. [12]
1.3 Изучение затрат рабочего времени
Согласно существующему законодательству, работодатель должен осуществлять эту операцию. Но способ при этом не регламентируется. Это остается на усмотрение фирмы.
Выделяют несколько основных подходов учета рабочего времени персонала:
1) Поденный.
Этот тип отличается хорошим сочетанием с нормированным расписанием. В документах отображается занятость за смену. В момент подсчета зарплаты бухгалтеры складывают цифры.
Однако при гибком графике предложенный метод может оказаться неудобным. К примеру, сотрудник работает 5 часов во вторник и 11 в четверг. В среднем выходит 8, но из них три придется оплачивать сверхурочно.
2) Понедельный.
Этот вид оптимален для ситуации, приведенной выше. В нем суммируется время, отработанное за неделю. Главное, чтобы показатели не шли вразрез с нормативными актами. Как было сказано ранее, максимальное значение – 40. Работа выше нормы вознаграждается дополнительно.
3) Суммированный.
Если возникает необходимость, то учетный период можно расширить до:
- месяца;
- квартала;
- года. [11]
2 АНАЛИЗ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА АО «ТРАНСНЕФТЬ-ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ»
2.1 Краткая характеристика производственно – хозяйственной деятельности исследуемой компании
Рассмотрим деятельность кафе «La Vita».
Основной вид деятельности кафе кафе «La Vita» деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.
Основные учредительные документы - устав общества и договор. В уставе содержится информация о целях и предмете деятельности общества, правах и обязанностях участников общества, уставном капитале, вкладах участников общества в имущество общества, порядке хранения документов и ликвидации общества.
Интерьер помещения в мягких тонах с использованием ярких элементов.
Главная цель работников кафе кафе «La Vita» повышать в клиентах желание возвращаться в заведение снова и снова.
Основные требования к персоналу:
- наличие медицинской книжки;
- опыт работы;
- опрятность;
- аккуратность;
- честность;
- трудолюбие;
- отзывчивость;
- приветливость.
Всем работникам начисляется фиксированная заработная плата. Официанты дополнительно получают от клиентов чаевые.
Рассмотрим организацию коммерческой деятельности кафе «Башня»
В качестве основных составляющих стратегии управления персонала на данном предприятии можно выделить: условия и охрана труда, установление норм и принципов взаимоотношений в коллективе, политика занятости, профориентация и адаптация персонала, разработка новых профессионально-квалификационных требований к персоналу, разработка концепции развития персонала, совершенствование механизма управления мотивацией, разработка новых систем и форм оплаты труда и стимулирования.
С утра составляется план работы на текущий день и в течение рабочего дня выполняет свои функции. Каждый из них имеет свое рабочее место, но все рабочие места размещены в одном офисном помещении.
Рабочее место бухгалтера оснащено компьютером. Основные программы, используемые здесь – 1-С: бухгалтерия и 1-С: торговля.
Стратегия управления персоналом исследуемого предприятия охватывает следующие аспекты:
– Совершенствование структуры персонала.
– Оптимизацию численности персонала с учетом его динамики.
– Повышение эффективности затрат на персонал.
– Развитие персонала.
Оповещение своих клиентов об обновлениях меню, новинках, скидках и акциях ресторана «Башня» осуществляет на электронную почту и через наиболее популярные социальные сети, в частности, через Facebook и Вконтакте. Для этого потребуется создать свои группы (подобная услуга бесплатна) и постараться регулярно наполнять их контентом, интересным для аудитории.
Однако эти ресурсы не раскрутятся самостоятельно – приходится вкладывать в них время, силы и, пусть и небольшие, но деньги.
Любой посетитель стремится максимально сохранить свои денежные средства. Одним из таких способов сбережения денежных средств являются бонусные программы.
Постоянные посетители «Башня» получают дисконтную карту, по которой может получить на товар накопительную (то есть с возможностью собирать баллы за покупки, а потом ими оплачивать часть ее или целиком).
В итоге у покупателя появляется некая зависимость от магазина. Все свои последующие покупки, такой покупатель стремится делать в магазинах, у которых он получил право на скидку, благодаря дисконтным карточкам.
В итоге все стороны остаются в выигрыше — посетители получают скидки на блюда, а рестораны — постоянных клиентов, которые тратят больше денег в их заведениях.
Поэтому, при помощи дисконтных карт происходит стимуляция постоянных клиентов и расширяется целевая аудитория ресторана за счет привлечения новых покупателей.
2.2 Анализ нормирования труда Кафе «La Vita»
Для работников Кафе «La Vita» устанавливается сменный график с двумя плавающими выходными днями. Продолжительность ежедневной работы определяется графиком работы Кафе «La Vita», утвержденным руководителем организации по согласованию с Объединенной первичной профсоюзной организацией «Газпром».
График работы разрабатывается исходя из годовой нормы рабочего времени с соблюдением установленной 40-часовой продолжительности рабочей недели (при сокращении продолжительности рабочего времени для отдельных категорий работников – 39; 36; 35; 33; 30 часовой рабочей недели).
3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ НОМИРОВАНИЯ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Методическое обеспечение совершенствования регулирования трудовых процессов
Локальные акты, регулирующие процесс производства и предусматривающие осуществление различных операций по отношению к трудовым нормам, воплощаются работодателем в работу предприятия с опорой на мнение работников, которое выражается в воле их представительного органа на предприятии. [5]
О том, что на производстве были введены новые трудовые нормы, работники должны быть уведомлены не более, чем через два месяца после официального внесения изменений.
Для того, чтобы изменения трудовых норм вступили в силу, работодатель должен составить положение о нормировании труда.
Приказ в обязательном порядке заверяется печатью и подписью руководителя.
3.2. Совершенствование норм труда на предприятии
Для повышения эффективности использования рабочего времени применяются некоторые методики тайм-менеджмента и специальные программы, устанавливающиеся в офисе и на персональных компьютерах. С их помощью можно контролировать эффективность труда отдельно взятого сотрудника, анализировать результаты его работы.
Чтобы свободно распоряжаться рабочим временем, для начала можно воспользоваться такими советами:
1) Планировать предстоящий день в письменной форме. Время должно быть четко отведенным под каждое дело. Важно сохранять в списке четкую структуру.
2) Среди всех задач необходимо выбрать приоритетную. Все дела можно условно разбить на подгруппы: срочные и несрочные, важные и неважные. Начинать стоит со срочных и одновременно важных дел.
3) Все задачи за рабочее время выполняются для достижения цели. Важно перед сотрудниками или перед собой визуализировать эту цель и ежедневно отмечать, насколько компания приблизилась к ней за время работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В целях роста и укрепление команды необходимо научиться отсеивать неподходящих, подбирать специалистов под каждый сегмент клиентов, совершенствовать обучение персонала, выстраивать грамотную схему компенсации и промоушна для сотрудников.
При условии вовлечения в работу с профильными менторов, консультантов и программ поддержки, выход на новый рынок и достижение стабильной динамики развития на нем займет около года.
Персонал компании остается важным ресурсом. Поэтому организации рабочего временив компании стоит уделить пристальное внимание.
В результате повышения эффективности трудовых процессов организация будет переживать экономический подъем. Таким образом, не только увеличится прибыль сотрудников, но и появятся возможности для дополнительного отдыха.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Алексеев, А. А. Инновационный менеджмент: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ А. А. Алексеев. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 247 с.
2) Армстронг М., Практика управления человеческими ресурсами: Учебник / М. Амстронг - Издательство «Питер», 2017-824 с.
3) Дейнека А. В. Управление персоналом: Учебник / А. В. Дейнека. — М.: Издательская торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 292 с.
4) Епишкин И.А. Управление человеческими ресурсами: Учебное пособие / И.А. Епишкин «Менеджмент». –М.: МИИТ, 2018. – 242 с.
5) Жданкин Н.А. Инновационный менеджмент: учебник / Н.А. Жданкин. — Москва: КНОРУС, 2017. — 316 с.
6) Зарецкий А.Д. Менеджмент: учебник/А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. —М.: КНОРУС, 2016. —268с.
7) Костенко, Е. П. История менеджмента: учебное пособие / Е. П. Костенко, Е. В. Михалкина; Южный федеральный университет. – Ростов-на Дону: Издательство Южного федерального университета, 2016. – 606 с.
8) Кравченко А.И. История менеджмента: учебник/А.И. Кравченко М.: Академ. Проект: Трикста, 2016. — 560 с.
9) Красина Ф.А. Управление персоналом: Учебное пособие. — Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2014. — 177 с.
10) Мальцева, С. В. Инновационный менеджмент : учебник для академического бакалавриата / под ред. С. В. Мальцевой. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 527 с.
11) Маслова, В. М. Управление персоналом: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. М. Маслова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 492 с.
12) Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 415 с.
13) Разумов И.В. История менеджмента/ И.В. Разумов – Ярославль: ЯрГУ, 2017. – 120с.
14) Семиглазова В.А. Инновационный менеджмент: Учебное пособие/ В.А. Семиглазов.-Томск: ЦПП ТУСУР, 2019. -172 с.
15) Степанова И.П. Инновационный менеджмент/ И.П. Степанова. -Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». – Саратов, 2018. – 124 с.
16) Управление персоналом: учеб.-метод. пособие / И.Б. Тесленк; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. – 80 с.
17) Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. Учебник, 4-е изд./ Р.А. Фатхутдинов — СПб.: Питер, 2020. — 400 с:
18) Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2017. — 432 с.
19) Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник для нач. проф. образования/ Г. М. Шеламова. — 7-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2019. — 160 с.
20) Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / П.Экман — СПб.: Питер, 2017. — 334 с.
21) Финансовая отчетность Кафе «La Vita»
22) Штатная численность персонала за 2020 год Кафе «La Vita»