Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
А.А.БЕСТУЖЕВ – ЯРКОЕ, ЗНАКОВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ. НЕИЗУЧЕННОСТЬ ЕГО ТВОРЧЕСТВА
Литературная судьба Александра Александровича Бестужева, лит. псевдоним – А.А.Бестужев-Марлинский (1797-1837) весьма парадоксальна. С одной стороны, он представляет собой ярчайшее явление «активного», или «героического» русского романтизма, своего рода «визитной карточкой» этого направления. Такую славу он заслужил ещё у современников. С лёгкой руки критиков, в том числе и Белинского, вначале сочувственно отозвавшегося о нём в «Литературных мечтаниях» 1834 г., а шесть лет спустя подвергшего его наследие резкой критике, возникло широко известное понятие «марлинизм», которое ассоциируется прежде всего с героическими персонажами, обуреваемыми бурными страстями, яркими, броскими словесными красками, настоящим фонтаном эмоций.
Иными словами, творчество Бестужева-Марлинского стало знаковым, одним из ключевых явлений развития русской литературы, важной вехой её развития, а именно - максимальной фазой романтизма.
С другой стороны, его творчество изучено крайне недостаточно, по сути, не собрано по крайней мере в основном своём объёме за всё послереволюционное время. Помимо трёх указанных в библиографии изданий (из которых двухтомник 1981 года представляет собой вариацию предшествующего), да дважды выходившего в серии «Библиотека поэта» собрания его стихотворных произведений, мы больше не имеем изданий его сочинений.
Как правило, его творчество рассматривается в контексте общего развития русского романтизма, отдельными главами в исследованиях, посвящённых этой теме. Отдельных книг – буквально единицы.
Всё это крайне несправедливо к столь яркому и выразительному, признанному ещё при жизни, несмотря на все злоключения судьбы, писателю. Ибо он даже погиб, как лучшие из его героев, прожив всего 39 лет, героически, в бою с горцами у мыса Адлер.
В исторической концепции он характеризуется как наиболее яркий представитель «активного», или «героического» русского романтизма - своего род противовеса «пассивному» или «психологическому» романтизму, представляемому прежде всего В.А.Жуковским. Читателей привлекало его стремление к активным действиям на благо Родины и общества (не случайно он стал одним из основных деятелей событий 14 декабря 1825 года на Сенатской площади Петербурга), чем отличались также его герои. А одним из главных стимулов для него и его героев становилась любовь – к любимой женщине, к Отчизне, ради которых мужчина готов совершить подвиг. Очень выразительно тема романтического подвига, основанного на любви, представлена в его повестях, из которых мы хотели бы рассмотреть три: «Роман и Ольга», «Аммалат-бек» и «Фрегат «Надежда».
Они представляют собой разные направления его творчества, которые складывались в определенные тематические (по месту действия) циклы: русский, ливонский, кавказский и т.п. – «Роман и Ольга» относится к «русскому» циклу, связанному с героическим прошлым русского народа. «Аммалат-бек» основан на кавказских реалиях, времён борьбы кавказских народов против российского самодержавия, наконец, во «Фрегате «Надежда» сильна морская тематика, которой посвятили свои жизни два его брата – Михаил Николай, став первоклассными моряками.
Тем самым тема романтических героев и любовных отношений будет представлена достаточно репрезентативно, раскрываясь на разном художественном материале.
Но вначале необходимо определить суть, идеи и эстетику «героического» романтизма в русской литературе.
ГЛАВА 1.
РУССКИЙ «ГЕРОИЧЕСКИЙ» РОМАНТИЗМ, ЕГО ИДЕОЛОГИ – ДЕКАБРИСТЫ. ИДЕОЛОГИЯ И ЭСТЕТИКА «ГЕРОИЧЕСКОГО» РОМАНТИЗМА, ЕГО ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
Как мы уже говорили, «активный», или «героический» романтизм возник как ответ «пассивному», или «психологическому» романтизму Жуковского. Жуковский наводнил русскую литературу сюжетами, заимствованными из Германии, прежде всего «кладбищенскими». Да и в оригинальной лирике он, стремясь едва ли не впервые в русской литературе разобраться в особенностях человеческой психологии, нюансов душевных состояний, подробно разрабатывал темы психологических состояний, зависимости от явлений природы, мечтательности, меланхолии из-за несправедливо устроенной жизни, мечты о заветном «там» (ином мире), где все противоречия будут устранены, щедро сдабривая свои произведения моральными установками. Иными словами, Жуковский оказывал дестимулирующее, расслабляющее воздействие на читателей, когда всё внимание сосредотачивалось на нюансах своего душевного состояния.
С этим не могло примириться новое поколение русских авторов, входивших в литературу 1820-е годы. После победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года в обществе резко выросли патриотические настроения, гордость за собственную страну, возник интерес к её прошлому, к национальному характеру.
События 1812 года и победоносный поход русской армии через всю Европу до Парижа вызвали патриотический подъём, небывалое воодушевление в обществе. Происходившее показало силу, военную и духовную, и значимость русского народа.
Многие из тех, кто исповедовал эти идеи, вышел на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года. Поэтому можно сказать и так, что «героический» романтизм связан именно с движением декабристов.
Идеологами этого направления были два видных русских литератора - поэт К.Ф.Рылеев и А.А.Бестужев, известный и как поэт, и как прозаик, а также как литературный критик и публицист. Рылеев и Бестужев создали и в течение ряда лет (1822/1823-1825) выпускали альманах «Полярная звезда», в котором были собраны лучшие силы русской литературы. Но особенно выделялись в трёх книжках «Полярной звезды» обзоры русской литературной истории, которые писались именно Бестужевым.
В своих статьях Бестужев выступал как против психологической расслабленности в духе Жуковского, так и против подражания зарубежным литературным образцам. Бестужев, как и другие писатели-декабристы, был убеждён в необходимости действенности литературы.
Во-первых, писатели-декабристы выступали за самобытность литературы. Это означало, что авторы должны были прежде всего обратиться к русской истории, к русским духовным началам, к русскому складу характера, выявить их и изложить в соответствующих литературных формах.
Огромное место в произведениях декабристов занимали сюжеты из русской истории. Во многом это было своеобразным продолжением и развитием «подвига Карамзина», который своей «Историей государства Российского» открыл читателям, воспитанным на французской литературе и более того, говорящим (в среде аристократии) прежде всего на французском же языке (несмотря на обстоятельства Отечественной войны 1812 года), русскую историю, как Колумб открыл для Европы Америку (используя знаменитый образ Пушкина). Вслед за научным открытием целого пласта культуры (Карамзиным) началось его художественное освоение писателями, и прежде всего представителями «героического» романтизма.
«Декабристы остро ощущали связи героев и событий с «исторической жизнью эпохи», с её предметным миром, с её умственными движениями... Пафос национальной самобытности приобрёл в декабристской прозе социально-политическое содержание. Романтические образы их произведений утверждались не только как «личностное проявление национального характера», но и как выражение определенной общественной позиции». Для писателей-декабристов сама история становилась глобальным, движущим фактором общества. «В произведениях декабристской прозы ярко обозначался «конфликт, ведущий вглубь социальных отношений», судьбы героев переплетались с судьбами государства, драматизм вырастал на почве столкновений характеров и исторических обстоятельств» .
При этом «программное значение приобретало и обращение к народному поэтическому творчеству, которое нередко воспринималось и толковалось декабристами как «глас народа» . В глубинах народной психологии и философии писатели-декабристы искали моральную основу праведного состояния общества.
По словам исследователя, «патриотические чувства, уверенность, что «русский народ имеет неотъемлемое право и на уважение других европейских народов», сознание того, что «стон народа раздаётся от Петербурга до камчатки», заметно отразились в декабристской романтической прозе. Одним из отличительных её признаков является глубокое, одухотворённое уважение к достоинству простого народа» .
Во-вторых, герой романтизма должен быть активным, наполненным высокими чувствами и глубокой страстью, прежде всего любовью – к женщине, к родной стране, которые и должны воодушевлять его на подвиги, на героические деяния. Отсюда и вариант обозначения «активного» романтизма – «героический». Герои романтических произведений – будь то в стихах или в прозе – воодушевлённые глубокими чувствами и высокими целями, действуют во исполнение своих идеалов, готовы жертвовать собой ради их исполнения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бестужев-Марлинский А.А. Сочинения в 2-х томах. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958.
2. Бестужев-Марлинский А.А. Сочинения в 2-х томах. – М.: Худож. лит-ра, 1981.
3. Бестужев-Марлинский А.А. Кавказские повести. – СПб.: Наука, 1995. – (Лит. памятники).
4. Бестужев Александр Александрович // Русские писатели. 1800-1917. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – С. 253-257.
5. А.А.Бестужев // Писатели-декабристы в воспоминаниях современников. – М.: Худож. лит, 1980. – Т. 2. – (Серия литературных мемуаров).
6. Бэгби Л. Александр Бестужев-Марлинский и русский байронизм. – СПб.: Акад. проект, 2001. – (Соврем. зап. русистика).
7. Голубов С. Бестужев-Марлинский. – М.: Мол. гвардия, 1960. – (Жизнь замечательных людей).
8. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. – М.: Интрада, 1995.
9. Гусев Вл. Судьба Александра Бестужева // Бестужев-Марлинский А.А. Повести и рассказы. – М.: Сов. Россия, 1976.
10. История романтизма в русской литературе. В 2-х кн. - 1790-1825. 1825-1840. – М.: Наука, 1979.
11. История русской литературы в 4-х томах. – Т. 2. От сентиментализма к романтизму и реализму. – Л.: Наука, 1981.
12. История русской литературы XIX века. 1800-1830-е годы. Учебник для вузов. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой.- 2-е изд., доп. – М.: Изд-во Оникс, 2008.
13. Манн Ю.В. Русская литература XIX века. Эпоха романтизма. Уч. пособие. – М.: РГГУ, 2007.
14. Сахаров В. И. Страницы русского романтизма. – М.: Сов. Россия, 1988.
15. Сахаров В. Чудесная живость // Бестужев-Марлинский А.А. Ревельский турнир. Исторические повести. – М.: Сов. Россия, 1984.
16. Троицкий В.Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х годов XIX в. – М.: Наука, 1985
17. Янушкевич А.С. История русской литературы первой трети XIX века. Уч. пособие. – 2-е изд. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015.