Фрагмент для ознакомления
2
Отношения при партнерствах регулируются с помощью контрактов разных видов:
- классический, при котором заключается всеобъемлющее соглашение, так как в нем специально оговорены все условия и действия сторон в случае наступления того или иного события;
- неоклассический, предполагающий заключение в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки;
- отношенческий. Вид контракта, где неформальные условия преобладают над формальными.
Выбор типа контракта зависит от ситуаций, в которых планируется осуществление трансакций. На выбор контракта, в первую очередь влияет сравнительный анализ транзакционных издержек.
Таким образом, деловое партнерство является видом экономических отношений, базой которой представляются совместные действия и усилия сторон, имеющих одни интересы. При этом партнеры направлены на достижение конкретных целей, которые хорошо понимаются участниками таких отношений.
Создание условий для делового партнерства способствует возникновению инфраструктуры, которая изменяет «среду обитания бизнеса» и расширяет возможности приобретения различных ресурсов [15].
1.2 Характеристика основных форм партнерства организаций
Деловое партнерство весьма разнообразно и многогранно. Тем не менее можно предложить его классификацию.
1. Вынужденное/инициативное.
Вынужденное деловое партнерство обусловлено внешними обстоятельствами, возможно даже вопреки желанию участников. Инициативное деловое партнерство формируется в результате желания участников объединить усилия сторон.
2. Конкурентное партнерство/сотрудничество (неконкурентное партнерство).
Конкурентное партнерство — это кооперация конкурирующих между собой субъектов экономической деятельности. Такое взаимодействие сочетает в себе как конкуренцию, так и элементы кооперативной деятельности: сотрудничество, взаимопомощь, взаимосодействие [19].
Сотрудничество — это кооперация субъектов экономической деятельности, не являющихся конкурентами. Такое взаимодействие основывается на совместной экономической деятельности, а также взаимопомощи и взаимосодействии, может включать элементы соревнования.
3. Тактическое /стратегическое. Тактическое партнерство — это непродолжительное деловое партнерство для достижения вполне определенных близких целей, решения конкретных задач.
Стратегическое партнерство — долговременное, стабильное партнерство. В таком партнерстве стратегические цели (перспективы) имеют преимущество пред сиюминутными выгодами.
Важным также считается выделение в составе делового партнерства следующих элементов:
- экономически- обусловленного;
- социально- обусловленного;
- личностно- обусловленного.
Каждый из приведенных элементов может быть в разной степени проявлен в каждом конкретном случае делового партнерства.
В соответствии с определением делового взаимодействия, как составляющей деловой активности субъектов, направлено на обмен или перераспределение ресурсов между участниками экономической деятельности. И в деловом партнерстве, и в деловой конкуренции экономические субъекты оперируют ресурсами, с той разницей, что в деловом взаимодействии партнерству соответствует обмен между участниками существующими ресурсами и их совместное преумножение, а в случае конкуренции — перераспределение существующих или борьба за потенциальные ресурсы [8].
Исходя из существующих типов обмена и учитывая мотивационные тенденции, причины делового партнерства следует выделить следующие его элементы:
- экономически-обусловленное;
- социально-обусловленное;
- личностно-обусловленное.
1. Экономически- обусловленное (обусловлено экономической необходимостью). Обмен ресурсами: это товары, деньги, информация и другие (возможно — некоторые услуги), которые могут быть сопоставлены с экономически определенным эквивалентом. Цель — получение экономической выгоды.
2. Личностно6обусловленное (обусловлено личностью партнера). Обмен психологическими отношениями: доверие, ответственность, честность, верность, симпатия, дружба и т. п. Нацелен на то, чтобы создавать и оберегать узы близости, поддерживать взаимность и солидарность.
3. Социально-обусловленное (обусловлено «политическими» соображения). Обмен дарами и услугами с целью подтверждения или распределения статусов участников, власти, влияния, перспективы получения других выгод не экономического характера. Это может также выражаться в демонстрации доверия как особого способа достижения взаимности, демонстрации почтения, уважения, а также, например, в подобострастии, в лести и т. п.
Важным с психологической точки зрения, на наш взгляд, является то, что в экономически-обусловленном и социально-обусловленном деловом партнерстве полезность пронизывает собой все социально- экономические отношения между партнерами.
В рамках же личностно-обусловленного делового партнерства —наоборот: полезность не является основополагающим принципом и не доминирует в отношениях между людьми.
Таким образом, в основе экономически-обусловленного партнерства лежат требования самой экономической деятельности, оно проявляется в решении ряда существующих реально деловых проблем и задач. При этом акцент делается не на личности партнера, а на оценке его возможностей, исходя из соображений экономической целесообразности. Личность партнера в таком виде партнерства далеко не главное, главное — результат взаимодействия, экономическая выгода.
Личностно-обусловленное партнерство во многом определяется личностными качествами партнера, его особенностями, психологическим комфортом данного взаимодействия для его участников. В этом случае личность партнера играет весьма существенную роль наряду с требованиями экономической целесообразности. В отдельных случаях личность партнера может иметь даже более важное значение, нежели возможные деловые показатели.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Вавокина, С. С. (2019) Ценностные ориентации как фактор отношения российских предпринимателей к деловому партнерству // Сибирский журнал экономической психологии. № 1. С. 51–64.
2. Вавокина, С. С., Пазняков, В. В. (2018) Типы отношения предпринимателей к деловому партнерству // Личность и бытие: субъектный подход. Материалы научной конференции. М. : Изд-во ИП РАН. С. 342–346.
3. Гаравский А. «Инновационная скрипка экономики». – Газета «Красная звезда»,№ 193 (24713), 19 октября 2016 г. -3 с.
4. Государев М.А. Экономика партнерства: Учеб.пособие. – Н.Новгород: ВГИПИ, 2011. – 94 с.
5. Дирлав, С. (2017). Избранные концепции бизнеса. Теории, которые изменили мир. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес».
6. Доцинко, Л. Л. (2016) Психология манипуляции. М.
7. Журовлев, А. А. (2015) Психология совместной деятельности. М. : Изд-во «Институт психологии РАН».
8. Журовлев, А. А., Поздняков, С. П., Тилова, О. Д. (2018) Гендерные особенности конкуренции и партнерства // Наука. Культура. Общество. № 3. С. 102–115.
9. Заключение Счетной палаты о результатах аудита эффективности использования средств федерального бюджета, внебюджетных источников и федеральной собственности
в интересах интеграции образования и научной деятельности, М., 2006.
10. Инновационный путь развития для новой России / Отв. ред. В.П. Горегляд:Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. - М.: Наука, 2005. – 343
11. Масленников В.В. Формирование партнерских отношений в предпринимательской деятельности (вопросы теории и практики): Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Высшая школа приватизации и предпринимательства. – М.: 1998. – 318 с.
12. Мулен Э. Кооперативное принятие решений: аксиомы и модели: Пер. с англ. – М.: Мир, 1991. – 464 с.
13. Поздняков, С. П. (2012) Психологические отношения и деловая активность российских предпринимателей. М. : Изд-во ИП РАН.
14. Поздняков, С. П. (2012) Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М. : Изд-во ИП РАН.
15. Предварительная компьютерная версия доклада «Инновационное развитие: основа ускоренного роста экономики РФ», подготовленного Ассоциацией Менеджеров совместно с АФК «Система от 23 марта 2005 г. 4. с.
16. Сколько стоит Россия / И.А. Николаев и др.; Под ред. И.А. Николаева. М.:ЗАО «Издательство «Экономика», Издательский центр «Елима», 2004. – 400 с.6. Российская экономика в 2021 году. Тенденции и перспективы. М.: ИЭПП, 2021.- 646 с.
17. Стародупцев, Л. Ф. (2017) Деловое взаимодействие: путь к успеху (проблемы межкультурной коммуникации в сфере бизнеса и предпринимательства). М. : ЗАО «Издательство “Экономика”».
18. Сувков, Г. Р. (2018) Психологические отношения человека в социальной системе. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 412 с.
19. Шмеловский, Р. А. (2017) Продуктивная конкуренция. Опыт конструирования объединительной концепции. М. : Магистр.