Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Необходимость научной разработки проблемы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации обусловлена происшедшими за последнее десятилетие радикальными преобразованиями в государственной и общественной жизни страны.
Фундаментальные положения Конституции РФ не могли не отразиться на формировании административногозаконодательства, нормы которого охватывают разнообразный круг общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления и связанных с деятельностью органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Правовой статус гражданина рассматривается как одна из важнейших категорий, неразрывно связанная с социальной структурой общества, уровнем демократии, состоянием законности. Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм. Права и свободы человека и гражданина нуждаются в эффективных механизмах их реализации, без которых само существование и законодательное закрепление прав и свобод становится правовой фикцией. Эффективность решения проблем обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России зависит не только от усилий государства, но и от активизации деятельности формирующихся институтов гражданского общества, помогающих государственным органам власти разрешать самые сложные задачи в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Административно-правовой статус человека и гражданина представляет собой совокупность прав и обязанностей личности, складывающихся в процессе его взаимодействия по разнообразным вопросам не только с государственным аппаратом, но и с негосударственными структурами (например, трудовые отношения с предпринимательскими структурами).
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением гражданами своих прав и обязанностей, как субъектов административного права.
Предметом работы являются нормативные правовые акты, регулирующие правовое положение граждан, как субъектов административного права, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме исследования.
Целью работы является анализ правового положения граждан, как субъектов административного права.
Задачами работы ставится:
• исследовать основы административно-правового статуса граждан;
• проанализировать права граждан, как субъектов административного права;
• определить влияние института гражданства на административно-правовой статус граждан;
• выявить особенности прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления.
Разработанность исследования – рассматриваемой теме посвящали свои труды такие авторы как: Авакьян С.А., Алехин А.Е., Вискулова В.В., Гриб В.В., Агрба А., Кулакова Ю., Тихомиров М.Ю., Синицын С.А. Тепляшин И.В. и других.
Нормативно-правовой основой данной работы являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие нормативные правовые акты.
Методология исследования - в работе применяются общие и частные методы исследования, в том числе описательный, исторический, системно-правовой, формально-юридический, метод сравнительного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Правовое положение граждан в административном праве
1.1. Основы административно-правового статуса граждан
Административно-правовой статус граждан Российской Федерации составляет важнейшую и органическую часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», другими законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.
Содержание административно-правового статуса гражданина составляют:
а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;
б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами власти.
Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.
Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержание названной правоспособности устанавливается и изменяется при помощи административного права. В соответствии с Конституцией Российской Федерации изданы многочисленные федеральные акты, а также акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие те или иные стороны административно-правового положения граждан в целом и в отдельных сферах общества. Так, права и обязанности граждан в области защиты Отечества детализируются в Федеральном законе от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе».
Конституция Российской Федерации провозглашает равенство прав и обязанностей человека и гражданина. В реальной жизни равноправие даже при самом тщательном его закреплении в Конституции не может исключить особого административно-правового статуса. Сейчас его имеют переселенцы, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, Герои Российской Федерации и т.д.
Объем административной правоспособности граждан может изменяться лишь в соответствии с законом. Такое ограничение возможно для отдельных граждан временно и только в случае и в порядке, которые определены законодательством (например, в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которое закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и другие правоограничения).
Кодексом об административных правонарушениях РФ также устанавливается в исключительном случае временное лишение или ограничение у отдельных граждан некоторых прав за совершение административных проступков. Так, предусматривается возможность лишения гражданина специально предоставленных ему права управления транспортным средством, права охоты. Режим чрезвычайного положения предполагает возможность введения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным законом (ст. 55 Конституции РФ) ограничения прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.
Особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление ограничивается рамками государственного управления. Административная правоспособность характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов личност
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета, N 67, 05.04.1995.
2. Хартия Европейского союза об основных правах (2007/C 303/01). Принята в г. Страсбурге 12.12.2007 // СПС «КонсультантПлюс».
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ETS N 5) (заключена в г. Риме 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
4. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
7. Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 03.06.2002, N 22, ст. 2031,
8. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, N 13, ст. 1475.
9. Федеральный закон от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов и проектов нормативных правовых актов» // Собрание законодательства РФ. 2009. N 29. Ст. 3609.
10. Федеральный закон от 2 апреля 2014 года N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» // Собрание законодательства РФ. 2014. 7 апреля. N 14.
11. Федеральный закон от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» // Российская газета. 2014. 23 июля. N 163.
12. Федеральный закон от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 24. Ст. 2789.
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 года N 10-П // Собрание законодательства РФ. 2000. N 25. N 2728.
14. Агрба А. Второе гражданство граждан России // ЭЖ-Юрист. 2015. N 1 - 2.
15. Авакьян С.А. Общественный фактор в законотворчестве: некоторые проблемы и предложения // Конституционное и муниципальное право. 2006. N 3. С. 9 - 10.
16. Алехин А.Е. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» нуждается в совершенствовании // Российская юстиция. 2016. N 9. С. 42.
17. Вискулова В.В. Некоторые размышления об ограничении избирательных прав бипатридов // Государственная власть и местное самоуправление. 2015. N 5.
18. Гриб В.В. Правовые формы воздействия институтов гражданского общества на органы государственной власти // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 11. С. 15.
19. Зимина-Лекорню И.Р. Закон о двойном гражданстве // Миграционное право. 2015. N 2. С. 16 – 19.
20. Кулакова Ю. Некоторые вопросы правовых ограничений на государственной гражданской службе // Арбитражный и гражданский процесс. 2007. N 9, 10. С. 27.
21. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. 25-е изд., испр. и доп. М.: Оникс: Мир и Образование, 2007. С. 976.
22. Публичные услуги и право: Науч. практ. пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2007. С. 11 - 13.
23. Синицын С.А. Субъективные публичные права: к разработке вопроса о понятии и системе // Адвокат. 2016. N 7. С. 20.
24. Тепляшин И.В. Участие российской молодежи в управлении делами государства: современное состояние и вопросы развития // Российская юстиция. 2013. N 11. С. 68.