Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время с учетом развития и усложнением межхозяйственных отношений, как на уровне различных организаций, так и государств, увеличением финансовых потоков, повышается значение такого инструмента финансовой деятельности как финансовый контроль.
Финансовый контроль - это совокупность различных действий и операций, которые осуществляются специально уполномоченными органами. Цель таких действий заключается в следовании как различными организациями, так и органами государственной власти и местного самоуправления установленным нормам права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.
Д.В. Дементьев считает, что финансовый контроль является необходимым условием полноценного функционирования финансовой системы.[12,13]
Развитие отечественной теории финансового контроля в основном определяется трудами отечественных ученых и специалистов-практиков Д.А. Аллахвердяна, В.Д. Андреева, Э.А. Белобжецкого, Н.Д. Бровкиной, А.Д. Ларионова, Н.С. Малеина, А.С. Наринского, Я.В. Соколова, Г.А. Соловьева, В.П. Суйца, А.А. Терехова, Н.Г. Гаджиева и других.
Н.С. Малеин, приводит следующее определение финансового контроля: «Это регулируемая правовыми нормами деятельность финансовых, кредитных и хозяйственных органов (организаций), направленная на обеспечение финансовой, бюджетной, кредитной, расчетной и кассовой дисциплины в процессе исполнения планов и заключающаяся в проверке законности, обоснованности и рациональности денежных затрат».[14,324]
И.А. Белобжецкий рассматривал финансово-хозяйственный контроль как «систему надзора наделенных контрольными функциями государственных и общественных органов за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, учреждений, организаций и других подразделений материального производства и непроизводственной сферы в целях объективной оценки законности, достоверности и целесообразности хозяйственных и финансовых операций, сохранности собственности, выявления внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства и роста доходов государственного бюджета».[15; 64]
Сама сущность финансового контроля определяется его основными составляющими - это цель и задачи финансового контроля; основные принципы организации финансового контроля; другие элементы, совокупность которых образует систему финансового контроля.
К самым основным составляющим элементам проверки, осуществляемой при финансовом контроле, относятся: следование требованиям действующих экономических законов; составление и исполнение бюджета; проверка финансового состояния и эффективного использования таких ресурсов как: трудовые, материальные и финансовые как частных предприятий и организаций, так и бюджетных учреждений, а также осуществление налогового контроля; другие направления финансового контроля.
Финансовый контроль реализуется в двух основных отраслях:
-государственный (муниципальный) контроль, осуществляемый на уровне государства;
-негосударственный финансовый кон¬троль, осуществляемый на уровне отдельно взятого предприятия.
При осуществлении мер финансового контроля в ходе достижения поставленной цели, заключенной в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами как на микро, так и на макроуровне, решаются следующие основные задачи:
-воздействие на состояние сбалансированности между той потребностью в финансовых ресурсах, что существует, и теми размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства, которые существуют в реальности;
-содействие своевременному обеспечению в полном объеме выполнения всех финансовых обязательств перед бюджетом (предприятия, государства);
-нахождение внутренних резервов;
-обеспечение эффективного использования имеющихся материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности в конкретном хозяйствующем субъекте;
-организация контроля за соответствием действующему законодательству и различным нормативным актам;
-обеспечение достижения высоких результатов от внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям.
Финансовый контроль осуществляется посредством прохождения следующих этапов:
1. Планирование финансового контроля выражается в определении объекта контроля, целей, задач и форм проводимого контроля, составление набора количественных и качественных показателей, при получении которых будет даваться оценка реализации тем финансовым решениям, которые были приняты;
2. Проведение контроля. На данном этапе необходимо провести сбор основных данных, которые характеризуют состояние объекта контроля, дать предварительную оценку;
3. Обобщение и упорядочение той информации, которая была получена в ходе контроля по определенным характеристикам, и вслед за этим составление отчетности;
4. Реализация результатов, при котором принятые по результатам контроля решения доводятся всех заинтересованных лиц, при этом обязательно проводятся мероприятия по устранению тех нарушений, которые были выявлены.
Каждая деятельность всегда основывается на тех или иных принципах. Так и финансовый контроль организуется и проводится на определенных принципах, таких как:
-системности, предполагающим наличие единой правовой базы;
-независимости - организационной, функциональной, финансовой, гарантируется действующим законодательством;
-объективности, выражающимся в отсутствии личностных интересов, предвзятости и невмешательства в оперативную деятельность субъекта, подвергающимся контролю;
-законности, предполагающим наличие определенной правовой базы, которая даст возможность обеспечить проведение контроля в соответствии с установленными целями и задачами;
-ответственности, заключенном в добросовестном отношении сотрудников, осуществляющих финансовый контроль, к своим должностным обязанностям;
-гласности, который предоставляет общий доступ к результатам финансового контроля при соблюдении определенных установленных норм и правил, касающихся как государственной, так коммерческой тайны;
-принцип разграничения полномочий, предполагающий отсутствие дублирования в деятельности лиц, осуществляющих финансовый контроль.
Финансовый контроль выполняет ряд определенных функций, к которым относятся:
-выявление отклонений;
-анализ причин отклонений;
-корректировка деятельности объекта, в отношении которого проводится контроль;
-функция превенции, представляющей собой профилактическую работу;
-функция правоохраны, выраженной в контрольной деятельности органов государства.
Таким образом, обобщая все вышесказанное, необходимо отметить, что финансовый контроль, выполняет функцию управления и регулирования всех финансовых взаимоотношений в государстве между его институтами, органами, субъектами финансовой деятельности.
1.2 Виды, формы и методы проведения финансового контроля
Финансовый контроль имеет различные виды, которые в общем можно классифицировать в зависимости от субъекта его осуществления. Основными видами финансового контроля являются:
-государственный финансовый контроль, целью которого является контроль за стоимостными показателями распределения валового национального продукта. В состав государственного контроля входит общегосударственный контроль и ведомственный контроль. Государственный финансовый контроль контролирует всю полноту и своевременность поступления денежных средств в бюджеты различных уровней, а также дальнейшее их использование по назначению.
-местный финансовый контроль, который осуществляют органы местного само¬управления (администрация района, города, села). Местный финансовый контроль не входит в систему государственного контроля, так как зачастую органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
-внутрифирменный контроль или как его называют иначе корпоративный. Особенностью данного финансового контроля является то, что он проводится предприятием самим.
В свою очередь, следует отметить, что внутрифирменный контроль разделяется на оперативный или текущий, и стратегический.
Оперативный внутрифирменный контроль проводится сотрудниками бухгалтерии с помощью четко организованного бухгалтерского учета, и ответственность за его ведение возлагается на главного бухгалтера. Именно главный бухгалтер отвечает за соблюдение государственной финансовой дисциплины и финансового законодательства предприятия, организации.
Что же касается стратегического финансового контроля, то он выражается в разработке наиболее оптимальных решений по использованию имеющихся финансовых ресурсов, которые обеспечили бы экономическую эффективность и предоставили возможность максимизировать прибыль.[1;16]
Независимый (аудиторский) контроль, который присущ экономическим системам с рыночной экономикой. Аудиторский контроль можно охарактеризовать как определенную предпринимательскую деятельность специальных лиц - аудиторов (аудиторских фирм), выраженную в проведении независимых вневедомственных проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, оценкой достоверности платежно-расчетной документации отдельных хозяйственных операций, различных форм отчетности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ; Феникс - Москва, 2014. - 532 c.;
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации;
3. Налоговый кодекс Российской Федерации;
4. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»
5. Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 714 «Об утверждении Порядка контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки»;
6. Приказ Минфина России от 25.12.2008 № 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля»;
7. Приказ Минфина России от 17.10.2011 № 133н «Об утверждении административного регламента исполнения федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей»;
8. Приказ Минфина России от 24.04.2013 № 48н «Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями»;
9. Приказ Минфина России от 20.03.2014 № 18н «Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере»;
10. Приказ Минэкономразвития России от 28.01.2011 № 30 «Об утверждении порядка проведения плановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков»;
11. Приказ Минэкономразвития России от 26.10.2011 № 598 «Об утверждении административного регламента по исполнению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной функции по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности».
12. О Счетной палате РФ: Федеральный закон №4-ФЗ от 14.01.1995 // Российская газета. - 1995 - 14 января
2. Литература:
13. Белобжецкий И.А. Финансово-хозяйственный контроль в управлении экономикой. - М.: Финансы и статистика, 1979;
14. Братухина О. А. Финансовый менеджмент; КноРус - Москва, 2013. - 240 c.;
15. Дементьев Д.В. Государственный финансовый контроль: оценка эффективности и направления развития: Новосибирск, 2004;
16. Ильин В. В., Сердюкова Н. А., Алексеев В. Н., Ермилов В. Г. Финансовый менеджмент; Омега-Л - Москва, 2013. - 560 c.;
17. Ковалев В.В. Финансовый анализ; М.: Финансы и статистика - , 2013. - 432 c.;
18. Малеин Н.С. Кредитно-расчетные правоотношения и финансовый контроль. - М.: Наука.-1964;
19. Мировая экономика. Мировая финансовая система. Международный финансовый контроль: Учебник Авторы: Щегорцов В.А. , Таран В.А. http://www.knigafund.ru/authors/9229 Издательство: Юнити-Дана, 2012 г.;
20. Терехова Е. В. Негосударственный финансовый контроль; Издательство МГУ - Москва, 2013. - 152 c.