Фрагмент для ознакомления
2
В диалектическом понимании любое противоречие имеет всеобщий характер. Ведущая роль противоречий раскрывается между противоположностями, в процессе развития вообще. С философской точки зрения, источником всякого развития является единство и борьба противоположностей. Не существует предметов и процессов, которые не были бы внутренне противоречивыми. Язык как материализованная форма человеческого мышления по-своему представляет и воспроизводит факты различных противоречивых и противоположных явлений реальной жизни.
С древних времен многие мыслители отмечали, что феномен контраста в искусстве играет очень важную роль. Это объясняется тем, что в искусствоведении контраст трактуется как один из приемов, который заключается в резко выраженном противопоставлении отдельных художественных форм ради повышения их художественной выразительности и выразительности произведения в целом. В основу многих художественных произведений мировой литературы легли такие древнейшие оппозиции как добро - зло, жизнь - смерть, любовь - ненависть, счастье - страдание и др.
Над проблемой изучения оппозиций работали многие ученые: И.В. Арнольд, И.Р. Гальперин, Ф. Де Соссюр, Н.С. Трубецкой и другие. Первым учением об оппозициях наука обязана выдающемуся русскому филологу Н.С. Трубецкому. Разработанное Н.С. Трубецким учение имеет в своей основе известный тезис Ф. Де Соссюра: «Весь лингвистический механизм вращается вокруг тождеств и различий, причем эти последние только обратная сторона первых» (Арнольд 1959: 33). Однако ни сам Соссюр, и никто другой до Н.С. Трубецкого целостной теории оппозиций не давал. На основе этого учения об оппозициях в методике лингвистического анализа разработан метод оппозиций; внутри данного метода лежат следующие положения теории об оппозициях:
· не всякое различие является оппозицией;
· оппозиция возможна лишь тогда, когда между её членами имеются не только различия, но и общие признаки (основание для сравнения);
· оппозицию можно определить как семантически релевантное различие по одному признаку при сходстве остальных.
Психофизиологическую основу оппозиций в свое время выявил Л.С. Выготский. Он показал, что в каждом художественном произведении заложено некоторое противоречие (Выготский, 1997: 197).
Оппозиции в художественном тексте, как отмечают Г.В. Андреева(1998), Е.В. Марченко (1998), Л.А. Новиков (1998), реализуются на основе принципа контраста. В работах этих ученых контраст рассматривается как принцип организации художественного текста.
Путем различных оппозиций автор характеризует явления, характеры и эмоциональное состояние героев, выражает личное отношение к происходящему в тексте. В тексте противоречия (оппозиции) проявляются и реализуются на лексическом, синтаксическом и стилистическом уровнях. Все виды противоположных понятий, получивших отражение в тексте, обозначаются общим термином «контраст».
Наиболее обоснованным подходом к исследованию лингвистических оппозиций, по мнению многих лингвистов, является логико-лингвистический.
В логико-лингвистическом аспекте средством выражения семантических отношений между словами, выражающими контрадикторные (противоречащие) и контрарные (противоположные) понятия является антонимия.
Антонимичность - способность слова образовывать оппозиции, члены которых имеют противоположные значения.
В лингвистике антонимы определяются как:
1) слова, имеющие в своем значении качественный признак и поэтому способные противопоставляться друг другу как противоположные по значению;
2) слова, противопоставляемые друг другу как коррелятивные, обозначающие противоположно-направленное действие (Новиков Л.А. 1983: 50).
Реформатский А.А. определяет антонимы как слова противоположного значения, которые, являясь сильным стилистическим средством языка, обеспечивают передачу контрастов, осуществление приемов антитезы в ораторской и поэтической речи (Реформатский А.А. 2000: 98).
Завьялова В.М. дает следующее определение антонимам:
Антонимы - слова, связанные отношением противоположности и выражающие своим значением эти противоположности, которые образуют внутри словарного состава особый «пласт» или «микросистему» (Завьялова В.М. 1999: 3).
Таким образом, для того, чтобы решить, является ли данное слово антонимичным, необходимо выяснить, есть ли в его значении антонимичность, т.е. лингвистически выраженная противоположность (см Приложение 1).
Фрагмент для ознакомления
3
1.Интегральное описание языка и системная лексикография. - М.: Школа. Языки русской культуры, 1995. - С. 135-155.
2.Арнольд И.В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 1999. - 444с.
3.Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Прогресс, 1979. - С.373.
4.Булыгина Т.В., Крылов С.А. Функциональная лингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1990. -566с.
5.Вежбицкая А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. VIII. М., 1978. С. 402 - 422.
6.Дмитренко В.А. Анекдот и бытовая мини-сказка: типологические черты. Вестник № 567 2002. - 323с.
7. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград: Перемена, 2002. - 477 с.
8. Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. - М.:, 1999. - С.62 - 68.
9.Смирнов И.П. Порождение интертекста. (Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества Б.Л.Пастернака). - СПб., 1985. - 191с.
10.Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах функционирования поэтического языка.- 2004. - 272 с
11.Виноградов В.В. Русский язык. - М.: Наука, 1972. - 639с.
12.Диброва Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студентов высш. учеб. зав., ч.I Фонетика и Орфоэпия. Лексикология: М.: Изд. Центр “Академия”, 2002. - 544 с.
13.Колшанский Г.В. О языковом механизме порождения текста // Вопросы языкознания. - 1983. - No. 3. - С.44
14. Трубецкой Н.С. Основы фонологии. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 352 с.
15.Иллюстрированный словарь английского языка[Текст]: Москва.:Астрель, 2002. - 1008с
16.Мюллер В. К. Англо- русский словарь[Текст]: 53 000 слов - 21-е изд.., испр. - М.: Рус. яз., 1987. - 848 с.
17.A Selection from the World's Great Orations, Chicago, A. C. Mc- Clurg & Co, 1915, p. 108 -- 109.
18.СЭС 2003 - Стилистический энциклопедический словарь русского языка/ Под ред. М.Н. Кожиной. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 696 с.