Фрагмент для ознакомления
2
Показатель конкурентоспособности компании представляет собой результат реализации ее конкурентных преимуществ. Данный показатель характеризует возможности компании адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды и является необходимым условием ее эффективной работы.
Конкурентоспособность компании напрямую связана с определяемым е уровнем (рейтингом) среди компаний аналогичной стратегической конкурентной группы. Сегодня сформулировано значительное количество определений понятия «конкурентоспособность предприятия». Некоторые из них представлены в таблице 1 [6, с. 214].
Все либо почти все представленные в таблице 1 определения понятия «конкурентоспособность компании» можно назвать довольно обобщенными. По данным определениям не представляется возможным выделить конкретное место, занимаемое каждой отдельной компанией на рынке в своей конкурентной стратегической группе. Вместе с тем общеизвестно, что с определения конкретного места компании, занимаемой на целевом рынке, начинается процесс управления конкурентоспособностью этой компании.
В экономической литературе имеются такие определения конкурентоспособности предприятия, которые предлагает довольно большая группа авторов, которая подчеркивает, что конкурентоспособная компания - это объект, который может генерировать прибыль. Согласно данному утверждению, задача увеличения конкурентоспособности компании отождествляется данными авторами с задачей обеспечения роста эффективности ее работы. При этом под эффективностью работы компании следует понимать соответствие запланированных результатов работы сформулированным конечным целям деятельности компании [2, с. 5].
Таблица 1 - Трактовки понятия конкурентоспособности компании, сформулированные разными авторами
Определение понятия конкурентоспособности предприятия Автор определения
Сравнительная характеристика компании по отношению к другим компаниям данной отрасли внутри государства, а также за ее пределами Градов А.П.
Текущее положение компании на рынке (прежде всего занимаемая доля рынка - объем реализации в сопоставлении с общими по рынку и объемами продаж фирм-конкурентов) и динамика его развития Баумгартен Л.В.
Уровень экономических, технических, эксплуатационных параметров, которые позволяют могли бы выдержать соперничество с иными похожими компаниями, продуктами на целевом рынке Васильев Г.А.
Конкуренция между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производственной деятельности, купли и продажи продукции Ламбен Жан-Жак
Состязательность компаний, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них влиять на общие условия обращения товаров на целевом рынке и стимулируют изготовление той продукции на целевом рынке, на которые имеется спрос со стороны покупателей Котлер Ф.
Соперническое отношение между двумя или несколькими предприятиями, которые заключаются в стремления каждого обойти других в том, чтобы достичь поставленной цели либо получить более высокий конечный результат Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д.
Свойство объекта, которое характеризуется уровнем реального либо потенциального удовлетворения им определенной потребности в сравнении с похожими объектами, которые имеются на данном целевом рынке. Конкурентоспособность характеризует способность компании выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на этом рынке Фатхутдинов Р.А.
Экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи, а также борьбы выступающими на целевом рынке компаниями Азоев Г.Л.
Свойство объекта, имеющего определенную долю рынка, характеризующее уровень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и иных характеристик объекта требованиям потребителей, характеризует долю рынка, который занимает этот объект, и препятствует перераспределению данного рынка в пользу иных компаний Светуньков С.Г.
Обладание свойствами, которые формируют конкурентные преимущества для компании Гельвановский М.И.
Относительная характеристика, выражающая отличия развития данной компании от развития конкурентных компаний по уровню удовлетворенности своими продуктами потребности потребителей и по эффективности процесса производства. Конкурентоспособность предприятия характеризует способности и динамику его приспособления к условиям конкуренции в настоящее время Мескон М.Х.
Во-первых, применяемое в определении понятия «конкурентоспособность предприятия» слово «соперничество» может отразить только процесс, который происходит между компаниями одной стратегической конкурентной группы, и лишь до тех пор, пока они позиционируют себя на заданном целевом рынке либо в его определенном сегменте. Но высший менеджмент компании интересует числовая (рейтинговая оценка), которой соответствует анализируемая компания в данный временной период. По такой числовой оценке можно составить мнение об успешности либо неэффективности работы этой компании на заданном целевом рынке. Это даст возможность в перспективе выделить сильные и слабые стороны в его работе, после этого разработать необходимые мероприятия по еще большему улучшению уровня конкурентоспособности компании либо исправлению не удовлетворяющего его экономического состояния [7, с. 74].
Во-вторых, слово «соперничество» обычно не отражает настоящий характер взаимоотношений между российскими компаниями одной конкурентной группы. Более подходящим в данном случае к указанным рыночным взаимоотношениям подходит слово «борьба».
В-третьих, состав целей, которые называются в качестве базы для реализации в конкурентной борьбе, является довольно ограниченным, а именно: максимизация прибыли либо доли рынка, достижение лучших условий производственной и сбытовой деятельности, получение большего экономического эффекта. Все названные цели не являются конкретными, поскольку не имеют определенной достоверной, заранее установленной числовой оценки, поэтому они являются малопродуктивными. Любая цель, которая не имеет числовой оценки, как правило, называется лозунгом. Более того, формулируемые компаниями стратегические и частные цели регулярно меняются, их состав при этом приводится либо в стратегическом плане развития компании либо в разделе стратегического плана фирмы.
В-четвертых, ни в одном из рассмотренных определений не отражен механизм получения интегрированной оценки уровня конкурентоспособности компании [8, с. 105].
В-пятых, конкурентоспособность компании как характеристика оценки конечных результатов функционирования компании на целевом рынке является показателем относительным, где основой для сравнения выступают подобные показатели, применяемые для оценки конкурентоспособности компаний-конкурентов.
В-шестых, конкурентоспособность компании выступает категорией динамической, то есть изменчивой. Ее изменение во времени связано как внешними, так и внутренними факторами, большая часть которых рассматривается как управляемые параметры [5, с. 6].
В итоге можно сделать вывод, что ни одному из представленных выше определений понятия конкурентоспособности компании не стоит отдавать безусловного предпочтения, не внеся значительных коррективов [21, с. 10].
На основе анализа ряда терминов относительно сущности конкурентоспособности компании следует сформулировать обобщенное понятие конкурентоспособности компании: конкурентоспособность компании выступает относительным интегральным показателем, где основой для сравнительного анализа выступают аналогичные показатели конкурентоспособности компаний-конкурентов; конкурентоспособность компании можно назвать категорией динамической, ее изменения связаны с внешними и с внутренними факторами, на которые можно воздействовать; конкурентоспособность компании отражает эффективность использования ее экономического потенциала. Это связано тем, что результаты работы компании формируются в зависимости от реакции покупателей на поставляемый им на рынок товар [29, с. 59].
Учитывая все вышесказанное, можно привести наиболее удачную формулировку конкурентоспособности компании. Конкурентоспособность компании представляет собой наиболее вероятную обобщенную рейтинговую оценка анализируемой компании, фигурирующей в составе стратегической конкурентной группы, предполагающая экономически наиболее целесообразное и общее применение всех располагаемых видов потенциалов, каждый из которых имеет совокупную числовую оценку.
Из представленного определения понятия конкурентоспособности компании можно сделать вывод о том, что введенный в рассматриваемое определение понятия термин «интегрированная оценка» конкурентоспособности компании дает возможность достоверно определиться с тем местом в иерархии, которое занимает анализируемая компания среди своих основных конкурентов. Имея данные сведения, можно целенаправленно осуществлять необходимые коррективы в реализуемую конкурентную стратегию компании либо разработать новую [11, с. 215].
В иностранной и российской экономической литературе имеется значительное количество способов, на основе которых выявляют степень конкурентоспособности организации. Эти способы можно объединить в две группы [13, c. 15].
В соответствии с первой группой методов конкурентоспособность предприятия сводится к определению конкурентоспособности выпускаемой им продукции, а в соответствии со второй группой методов - к выбору системы показателей (экономических, финансовых, инвестиционных, социальных и т.д.), установлению их числовых оценок и на их основе получению интегральной оценки. Первую группу методов надо признать малообоснованной, поскольку на конкурентоспособность предприятия оказывает влияние множество разных по экономической, финансовой и социальной природе факторов. Вторую группу методов можно признать вполне научно обоснованной, так как она базируется на системном подходе к решению сложной экономической проблемы. Однако важным здесь является научная обоснованность состава подвергаемых анализу показателей и рекомендуемых методов расчета интегрированного показателя конкурентоспособности предприятия на основании этих частных показателей [15, c. 102].
Известные из научной литературы методы оценки уровня конкурентоспособности предприятия, как было отмечено выше, основаны на определении некоторого набора показателей и последующем их интегрировании. Например, В.А. Таран в качестве основных показателей конкурентоспособности предприятия предлагает использовать: кономический потенциал и эффективность деятельности (активы, основной капитал, собственный и заемный капитал, объем продаж, доля на рынке, прибыль); уровень управления (формы организации и опыт функционирования элементов хозяйственного механизма с позиции нововведений и ответственности); производственный и сбытовой потенциалы, указывающие на возможность фирмы производить и реализовывать ту или иную продукцию в требуемых количествах в необходимые сроки (наличие сырьевой базы; производственные и сбытовые мощности; объем и направления капиталовложений, определяющих производственную политику); научно-исследовательский потенциал (организация и направления научных исследований, ежегодные расходы на НИОКР, число патентов на изобретения, область патентоведения, оценка возможности занятия фирмой монопольного положения в какой-либо области техники); финансовое положение (платежеспособность, конкурентоспособность и условия кредитования, структура капитала - отношение собственного капитала к общей сумме активов); репутация фирмы, ее рыночная стратегия, инновационная деятельность; состояние и квалификация трудовых ресурсов.
В другой работе автор предлагает использовать для определения конкурентоспособности предприятия показатели: эффективности производственной деятельности предприятия; финансового положения предприятия; эффективности организации сбыта и продвижения товара; конкурентоспособности товара; эффективности инновационного процесса.
Ученый Фатхутдинов Р.А. оценивает конкурентоспособность предприятия по следующим показателям: преимущества во внешней среде (макросреда, инфраструктура региона, микросреда); преимущества ПВО внутренней среде (технология, организация процессов, ресурсы); преимущества в качестве и ресурсоемкости выпускаемых товаров, новшеств; преимущества рынков (по объему рынков, по количеству конкурентов, по оперативности и надежности финансовых операций).
В заключении еще раз необходимо подчеркнуть, что в настоящее время решение проблем конкурентоспособности занимает важное место среди других экономических проблем [8, c. 162].
Конкурентоспособность является важнейшей интегральной характеристикой, используемой для анализа экономических ситуаций как в целом по Российской Федерации, так и по отдельным субъектам хозяйствования. В современных условиях хозяйствования совокупность конкурентных отношений предполагает успешное функционирование конкурентоспособного предприятия, приспособление к быстро меняющимся условиям рынка и предложение потребителям конкурентоспособных товаров. Когда предприятие имеет высокую конкурентоспособность, это сопровождается удовлетворенностью и желанием потребителей повторно приобретать продукцию данной фирмы, отсутствием претензий к фирме как со стороны государства в лице налоговых органов, общества в целом, собственников и контрагентов.
1.2 Условия и методы обеспечения конкурентоспособности предприятия
Работа предприятий в условиях рынка должна основываться на новых стратегических подходах к решению вопросов обеспечения более высокого уровня конкурентоспособности предприятия [30, c. 56].
Для решения задачи роста конкурентоспособности предприятия необходимо осуществлять активный поиск и формирование собственной конкурентной стратегии. В данной стратегии указывается генеральное направление деятельности компании, конкурентные преимущества предприятия, источники формирования и распределения ресурсов компании.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анисимова, Е. Маркетинговая стратегия организации: Почему без нее никак? [Текст] / Е. Анисимова // Планово-экономический отдел. – 2020. - №1. – С. 22-29.
2. Афансаьева, О.Г. Повышение конкурентоспособности — важнейший фактор обеспечения устойчивого развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях: Монография [Текст] / О.Г. Афанасьев. – Москва: ИНФРА.- 2017 – 118 с.
3. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Т.Б. Бердникова. - М.: Инфра-М, 2017. - 224 c.
4. Глущенко, В.В., Глущенко И.В. Методические аспекты разработки маркетинговой политики организации [Текст] / В.В. Глущенко // Scientific journal. – 2018. - №5. – С. 370-378.
5. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры [Текст] / Е. П. Голубков. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 474 с.
6. Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга [Текст]: учебник / Ю.Н. Егоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 292 с.
7. Егоров, Ю. Н. Управление маркетингом: учебник [Текст] / Ю.Н. Егоров. – Москва: ИНФРА-М, 2020. – 238 с.
8. Егоршин, А. П. Эффективный маркетинг организации: учебник для вузов [Текст] / А. П. Егоршин. - 2-е изд., доп. и перераб. - Нижний Новгород: НИЭМ, 2020. - 302 с.
9. Иванова, Л.А. Маркетинговые исследования: практика проведения анализа конкурентоспособности организации [Текст] / Л.А. Иванова // Современное общество и власть. – 2018. - №7. – С. 67-69.
10. Калюжнова, Н. Я. Современные модели маркетинга: учебное пособие для вузов [Текст] / Н. Я. Калюжнова Ю. Е. Кошурникова; под общей редакцией Н. Я. Калюжновой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.
11. Карпова, С. В. Маркетинг: теория и практика: учебное пособие для бакалавров [Текст] / С. В. Карпова. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 408 с.
12. Кормишина, В.В., Романович В.К. Функции маркетинга в деятельности предприятия [Текст] / В.В. Кормишина // Инновационная наука. – 2019. - №11. – С. 58-64.
13. Корнеева, И. В. Маркетинг: учебник и практикум для вузов [Текст] / И. В. Корнеева, В. Е. Хруцкий. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 436 с.
14. Короткова, Т. Л. Управление маркетингом: учебник и практикум для вузов [Текст] / Т. Л. Короткова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 242 с.
15. Кохно, Н.О. Методология оценки конкурентоспособности коммерческих предприятий [Текст] / Н.О. Кохно // Новая наука: финансово-экономические основы. - 2017. - № 2. - С. 102-104.
16. Кузьмина, Е. Е. Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Е. Е. Кузьмина. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 385 с.
17. Кузьмина, Е. Е. Маркетинг: учебник и практикум для вузов [Текст] / Е. Е. Кузьмина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 419 с.
18. Лисин, Д.А., Пономарев Ю.В. Управление маркетинговой стратегией компании [Текст] / Д.А. Лисин // Управление и экономика в XXI веке. - 2017. - № 1. - С. 48 - 51.
19. Логунцова, И.В. Актуальные тренды рынка маркетинговых коммуникаций в условиях пандемии COVID-19 [Текст] // Государственное управление. Электронный вестник. – 2020. - № 82. – С. 54-66.
20. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник для бакалавров [Текст] / под ред. А. Л. Абаева, В. А. Алексунина, М. Т. Гуриевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 433 с.
21. Маркетинг. Практикум: учебное пособие для вузов [Текст] / С. В. Карпова [и др.]; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 325 с.
22. Маркетинг: учебник и практикум для вузов [Текст] / Т. А. Лукичёва [и др.]; под редакцией Т. А. Лукичёвой, Н. Н. Молчанова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 370 с.
23. Основы маркетинга. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования [Текст] / С. В. Карпова [и др.]; под общей редакцией С. В. Карповой. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 325 с.
24. Смирнов, А.А. Система управления маркетингом «MARKETING 12K [Текст] / А.А. Смирнов // Практический маркетинг. - 2018. - № 5(255). - С. 10-16.
25. Устимкин, О.А. Оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятия [Текст] / О.А. Устимен // Форум молодых ученых. – 2019. - №1 (29). – С. 7-10
26. Ходжеева, Д.О. Основы современного маркетинга [Текст] / Д.О. Ходжева // Символ науки. – 2019. - № 5. – С. 121-122.
27. Цахаев, Р. К. Маркетинг: учебник / Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева. – 5-е изд., стер [Текст]. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 548 с.
28. Черненкович, С.С. Принципы организации внутреннего контроля на коммерческих предприятиях [Текст] / С.С. Черненкович // Финансы коммерческих организаций: учет, контроль, анализ. – 2017. - №18. – С. 67-68.
29. Чичиренко, М.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятия [Текст] / М.А. Чичиренко // Аграрное образование и наука. - 2017. - № 1. - С. 59.
30. Щепакин, М. Б. Экономика маркетинговой и рекламной деятельности учебное пособие [Текст] / М. Б. Щепакин, Э. Ф. Хандамова, В. М. Михайлова. – Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2021. – 232 c.