Фрагмент для ознакомления
2
Существование современного мира неотъемлемо связано с воздействием на индивида, общественные и социальные группы, государства и мировое сообщество в целом различного вида угроз.
Рассмотрим природу и причины возникновения антропогенных угроз, а именно угроз национальной безопасности государства.
Одной из особенностей теоретико-методологического исследования проблемных вопросов теории национальной безопасности является отсутствие единого подхода к использованию базовых понятий и категорий, составляющих основу указанной теории.
К таким понятиям относятся понятия «угроза», «опасность», «ущерб» и др. Как показывает проведенный анализ научной литературы, посвященной проблемам национальной безопасности, термин «угроза» иногда используется без раскрытия его сущности, в качестве априорно известного всем понятия, либо как совокупность факторов, описываемых простым перечислением. В первом случае угроза воспринимается как интуитивно понятная всем категория , носящая, как правило, отрицательный характер и направленная исключительно на разрушение целостности той или иной системы.
Подобное использование понятия «угроза» представляет собой, как правило, определенный стереотип, познавательные составляющие которого состоят в том, что «информация, на которой они основаны, соотносится не с объектом, который находится вне пределов досягаемости, а с другими знаниями, наличие которых предполагается у человека, но они в свою очередь, скорее всего, оказываются ложными» .
Во втором случае под понятием «угроза» полагается совокупность факторов и условий, влияющих на систему и оказывающих на нее деструктивное воздействие или создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Подобный подход был реализован в Концепции общественной безопасности Российской Федерации, в которой была предпринята попытка максимально расширить перечень угроз общественной безопасности, в который входят преступность, терроризм, экстремизм, наркомания, коррупция, техногенные аварии и т. д.
Однако указанный подход не позволяет выявить сущность понятия «угрозы» как такового, необходимого для разработки соответствующей системы мер противодействия, включающих в себя формирование государственной системы мониторинга состояния национальной безопасности.
Следует отметить, что на сегодняшний день, несмотря на то что научное сообщество далеко от консенсуса по поводу принятия единого понятийного аппарата, некоторые не до конца обоснованные понятия, используемые в теории национальной безопасности, стали активно использоваться в научных трудах, наряду с традиционными терминами «угроза» и «опасность».
К таким понятиям с неустановившимися соотношениями относятся, например, «вызов» и «риск».
В настоящее время в теоретических работах рядом авторов принята следующая относительная последовательность указанных понятий: «вызов» – «опасность» – «угроза» – «риск».
Другая часть авторов «риски», «вызовы» и «угрозы» рассматривают как разные степени «опасности». В этом терминологическом ряду «риски» – самый низкий уровень опасности, а «угрозы» – самый высокий.
Третьи авторы, наоборот, отстаивают точку зрения, что, несмотря на семантическое сходство категорий «вызов», «опасность» и «угроза», каждая из них определяет различную степень риска причинения ущерба.
Необходимо отметить, что понятия «угроза», «вызов» и «опасность», активно использующиеся в работах по теории национальной безопасности, не нашли однозначного раскрытия в положениях статей Конституции Российской Федерации и иных нормативных правовых актах.
Проведенный анализ текста Конституции Российской Федерации позволяет сделать вывод, что такие базовые понятия, как «угроза», используемые в теории безопасности, рассматриваются в качестве составных элементов более сложных понятий, а понятия «опасность», «вызов» и «угроза безопасности» в тексте Конституции не употребляются совсем.
Следует отметить, что аналогичная ситуация складывается при анализе иных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности Российской Федерации. Так, анализ действующего Федерального закона «О безопасности» показывает, что в нем используется понятие «угроза безопасности» , которое в указанном нормативном правовом акте не раскрывается.
Иные понятия теории безопасности, такие как «вызов», «опасность» и «ущерб», в тексте Федерального закона «О безопасности», как и в тексте Конституции Российской Федерации, не используются.
Нормативное закрепление понятия «угроза» в контексте понятия «обеспечение безопасности» можно найти в тексте утратившего силу Закона Российской Федерации «О безопасности» от 1992 г., в котором указывается, что «угроза безопасности» представляет собой «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства» .
В указанном Законе использовались отсутствующие в действующем Федеральном законе «О безопасности» понятия «потенциальная» и «реальная угроза» объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности.
Необходимо отметить, что это определение основывалось на определениях понятий «угроза» и «опасность», данных в «Словаре современного русского литературного языка», в котором опасность определяется как «способность причинить какойлибо вред, несчастье; возможность чего-либо опасного, какого-нибудь несчастья, вреда» , а понятие «угроза» – как «возможная опасность», т. е. угроза и опасность рассматриваются как две стадии развития ситуации, которая может привести к ущербу.
При этом, исходя из определений понятий «угроза» и «опасность», данных в «Словаре современного русского литературного языка», можно сформулировать семантический ряд: «потенциальная угроза» (возможность возникновения угрозы при изменении или возникновении определенных обстоятельств) – «угроза» (возможная, потенциальная опасность) – «опасность» (ситуация, при которой возможно нанесение ущерба) – «ущерб».
Примером нормативного акта, одновременно использующим понятия «вызов» и «угроза», является «Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации», где под угрозой «энергетической безопасности» понимается «совокупность условий и факторов, создающих возможность нанесения ущерба энергетике Российской Федерации», а «вызов» энергетической безопасности представляет собой «совокупность условий и факторов, создающих новые стимулы для развития мировой энергетики» .
При этом в соответствии с положениями доктрины условия и факторы, составляющие понятие «вызов», способны привести к возникновению угрозы энергетической безопасности, что представляет собой понятие «риска» в указанной области.
Таким образом, понятие «риск» выводится в рассматриваемом нормативном акте через соотношение понятий «вызов» и «угроза».
Еще одним отраслевым нормативным актом угроза безопасности сети электросвязи определяется как «совокупность условий и факторов, создающих потенциальную или реально существующую опасность нанесения ущерба сети электросвязи или ее компонентам» .
Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Закон определяет силы и средства обеспечения безопасности в структуре силовых ведомств, органов, обеспечивающих безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве;
службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранных органов, органов охраны здоровья населения и других государственных органов обеспечения безопасности, действующих на основании законодательства.
Механизм государства представляет собой целостную иерархическую систему государственных органов и учреждений.
Механизм государства – обязательный элемент сущности государства. В широком смысле под механизмом государства подразумевается совокупность государственных органов, осуществляющих функции государства. Механизм государства при таком понимании включает государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия .
Государственный аппарат это система государственных органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ // «Собрание законодательства РФ». 07.01.2002. № 1 (ч. 1). ст. 1.
3. Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» // «Собрание законодательства РФ». 03.06.1996. № 23. ст. 2750.
4. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // «Собрание законодательства РФ», 04.06.2001. № 23. ст. 2277.
5. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // «Собрание законодательства РФ». 29.07.2002. № 30. ст. 3031.
6. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 02.06.2003. № 22. ст. 2063.
7. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ». 18.05.2009. № 20. ст. 2444. - Утратил силу.
8. Багамаева Д.М. Уголовно-правовая охрана государственной тайны в российском уголовном праве // Евразийский юридический журнал. 2020. № 12 (151). С. 235-237.
9. Бережнова Л.Н., Перов В.В. Актуальные направления классификации источников демографических угроз национальной безопасности // В сборнике: Войска национальной гвардии Российской Федерации в системе органов обеспечения безопасности Сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции. 2017. С. 59-65.
10. Вербицкая Т.В. Проблемы обеспечения национальной безопасности посредством устранения внутренних и внешних угроз суверенитету государства // В сборнике: Развитие политических институтов и процессов: зарубежный и отечественный опыт Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. Редколлегия: И.А. Ветренко (отв. ред.), А.М. Балацкий, И.К. Жуков [и др.]. 2017. С. 203-209.
11. Галазова З.В. Незаконность реорганизации юридического лица. // Журнал российского права. 2012. № 9. С. 114-119.
12. Галазова З.В. Признание недействительным решения о реорганизации юридического лица. // Вестник Северо-Осетинского государственного университета. 2013. № 3. С. 82-86.
13. Дамаскин О. В. Россия в современном мире: проблемы международной и национальной безопасности: монография. М., 2016; Дамаскин О. В. Современные военные проблемы международного права и международной юрисдикции // Военное право. 2017. № 1.
14. Деева Т.В. Создание единой системы противодействия кибератакам: ответ на большие вызовы и угрозы налоговой безопасности страны // Проблемы рыночной экономики. 2020. № 4. С. 100-112.
15. Жамбалдоржиев Т.Т. Коррупция как одна из основных угроз российской национальной безопасности // В сборнике: Современные проблемы теории и практики права глазами молодых исследователей Материалы XI Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Под редакцией И.А. Шаралдаевой. 2017. С. 234-239.
16. Казаченко О.П., Мирина Н.В. Реорганизация юридического лица в условиях реформирования российского гражданского законодательства. // Вестник Волгоградского государственного университета. 2013. № 3. С. 20-23.
17. Лермонтов Ю.М. Реорганизация юридического лица в форме преобразования. // Бухгалтерский учет. 2012. № 1. С. 120-122.
18. Марченко Д.Э. Правовой нигилизм как угроза национальной безопасности России // Правовая культура. 2017. № 2 (29). С. 7-13.
19. Орлова К.В. О богдо - гэгэне viii по документам из центрального архива ФСБ России // Монголоведение (Монгол судлал). 2020. Т. 12. № 2. С. 216-222.
20. Петров М.Н. Стражи государства. Великий Новгород, 2020.
21. Пономарев С.А. Порядок реорганизации юридического лица в форме преобразования // Все для бухгалтера. 2011. № 12. С. 36-41.
22. Правоведение. Мухаев Р.Т. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013. – 431 с.
23. Рябых А.В. К вопросу об оценке деятельности органов МВД, ФСБ, Росгвардии России и их взаимодействии в противодействии распространению коронавирусной инфекции // В сборнике: тамбовские правовые чтения имени Ф.Н. Плевако. Материалы IV международной научно-практической конференции. В двух томах. Тамбов, 2020. С. 353-357.
24. Скулаков Р.М. Обеспечение территориальной целостности российской федерации механизмом государства // Военное право. 2017. № 2 (42). С. 10-14.
25. Сулима Т. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Оценка приоритетов. – Сборник материалов XX международной научно-практической конференции «Предупреждение. Спасение. Помощь» (современность и инновации). – Химки: АГЗ МЧС России. Часть 1. – 2010.
26. Тарасов А.М. Полномочия президента российской федерации по контролю за деятельностью правоохранительных органов // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 3. С. 141-146.
27. Тонких В.А., Лытнева Н.А. Национальная безопасность России в условиях современных вызовов и угроз // Молодой ученый. 2017. № 11 (145). С. 404-408.
28. Туронок С.Г. Политология: Лексикон. Под редакцией А. И. Соловьева. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2007.
29. Усманова Р.М., Усманов А.К. Президент РФ в механизме защиты прав и свобод человека и гражданина // В сборнике: Права и свободы человека и гражданина в истории России Материалы Всероссийской научно-практической конференции: в 2-х частях. 2017. С. 170-175.
30. Францифоров Ю.В., Шинкарук В.М. Расследование преступлений экстремистской направленности // Правовая парадигма. 2020. Т. 19. № 2. С. 57-63.
31. Харитонова Ю.С. Договоры о реорганизации юридического лица (на примере акционерных обществ) // Гражданское право. 2013. № 3. С. 15-17.
32. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений / под ред. В. Г. Стрекозова; 4-е изд., испр. М.: Омега-Л. 2010. С. 129.
33. Шарыпова Т.Н., Настенко А.В. ФСБ в системе национальной безопасности // Colloquium-journal. 2020. № 3-4 (55). С. 9-10.
34. Экстремистские организации: сущность, идеология, тактика их деятельности / Лобзов К.М., Богданов А.В., Ильинский И.И., Лагуточкин А.В., Померлян А.Н., Санин В.Е., Хазов Е.Н. Новосибирск, 2021.