Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблемы семьи и семейных отношений всегда вызывали интерес исследователей. Интерес к вопросам воспитания детей, формирования личности ребенка, его психического благополучия не угасал. Ни для кого не секрет, что семья важна и незаменима в этих аспектах. Даже выдающийся французский философ и педагог Ж. Ж. Руссо отмечал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий. Это означает, что влияние родителей на ребенка накладывает на него неизгладимый отпечаток.
Анализ работ современных исследователей (В. М. Миниярова, Г. Г. Филиппова, В. М. Целуйко и др.) свидетельствует о том, что семья начинает терять свои традиционные функции и становится "психологическим" убежищем для ребенка, своеобразным институтом эмоциональных контактов.
Именно семья становится первым местом социализации ребенка, где он приобретает свои первые социально значимые характеристики поведения и мышления, которые в будущем помогут в отношениях с социальным окружением. И правила, которые ребенок усваивает через общение и взаимодействие со взрослым, который является основным контактным агентом от рождения до школьного возраста, регулируют социализацию в обществе.
В семье ребенок получает первые представления о том, что нужно знать и как себя вести, а также получает практические навыки применения этих представлений в отношениях с другими людьми, усваивает нормы и правила, регулирующие его поведение в нормативных ситуациях повседневного общения, соотносит свое " Я "с" Я " другого человека.
Но, к сожалению, все чаще родители не могут реально оценить свой вклад и ответственность за формирование ребенка как субъекта культуры и всей личности в целом. В этом случае ребенок некритически усваивает ценности и нормы, передаваемые его социальным окружением, что в дальнейшей жизни может привести к деформации личности.
Таким образом, изучение влияния внутрисемейных отношений и стилей воспитания не только на общее эмоциональное состояние и психическое развитие ребенка, но и на усвоение правил и норм общества, а следовательно, и на социализацию ребенка, становится все более актуальным.
Из всего вышесказанного вытекает проблема исследования: каково влияние внутрисемейных отношений на усвоение ребенком норм и правил, передаваемых культурой, то есть на культурную конгруэнтность младших школьников.
Исходя из актуальности и выявленной проблемы, была определена тема работы: “ Особенности детско-родительских отношений в зависимости от уровня культурной конгруэнтности у детей младшего школьного возраста”.
Объектом исследования являются особенности детско-родительских отношений.
Предметом исследования является влияние стиля родительского отношения на культурную конгруэнтность детей младшего школьного возраста.
Цель исследования - определить влияние стиля родительского отношения на культурную конгруэнтность детей младшего школьного возраста.
Общая гипотеза исследования: стили воспитания влияют на культурную конгруэнтность детей младшего школьного возраста.
Конкретные гипотезы:
1. Степень культурной конгруэнтности младшего школьника зависит от стиля родительского взаимодействия.
2. Дети, чьи родители используют стиль воспитания "эмоциональный воспитатель", будут иметь более высокую степень культурной конгруэнтности, чем дети, чьи родители используют другие стили воспитания.
Цели исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по социализации детей школьного возраста и изучить вклад детско-родительских отношений в ее формирование.
2. Разработайте программу исследования, выберите необходимые методы, соберите и обработайте эмпирические данные.
3. Проанализируйте полученные данные и определите характер влияния стиля родительского отношения на культурную конгруэнтность детей младшего школьного возраста.
Теоретическая значимость: исследование позволяет понять, как развитие ребенком существующих культурных норм связано с семейной средой и методами воспитания.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в работе специалистов в области образования при консультировании и воспитании родителей.
Структура работы определяется логикой изложения материала и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Социальная ситуация развития младших школьников и особенности
психологии детско-родительских отношений
Проблема зависимости социального развития детей младшего школьного возраста от детско-родительских отношений в настоящее время стала особенно актуальной. Это связано с тем, что новая социальная ситуация развития, в которой оказываются дети, приходя в образовательную организацию, предъявляет к ним высокие требования, по сравнению с предыдущим возрастным этапом, и то, насколько быстро дети смогут в нее влиться, адаптироваться к новым условиям, во многом определяется особенностями детско-родительских отношений как модели, ориентируясь на которую дети строят отношения с другими людьми.
Вопросы детско-родительских отношений рассматриваются многими авторами, среди которых, в частности, М. И. Буянов, Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Н.Икрянникова, З. Мачачек, О. В. Скворцова, Р., Снайдер, А. С. Спиваковский, А. Фрамм, Г. Камантаускас и другие.
Т. Н. Икрянникова и О. В. Скворцова отметили, что понятие "детско-родительские отношения" в психолого-педагогической литературе четко не определено. На данный момент можно выделить два подхода к понятию детско-родительских отношений [7, С. 91-94]:
- в первой вариации детско-родительские отношения понимаются как отношения, взаимовлияние, активное взаимодействие между родителем и ребенком, в котором проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (З. Матейчек, А. Фрамм, Дж. Гиппенрейтер);
- второй подход определяет детско-родительские отношения как подструктуру семейных отношений, включающую взаимосвязанные, но неравноправные отношения: родители к ребенку – родительские (материнские и отцовские) отношения; и отношения ребенка к родителям (А. И. Захаров, А. Я. Варга, Н. И. Буянов, О. А. Карабанова, И. М. Марковская, А. С. Спиваковская) [Икрянникова 2012].
Основываясь на этих концепциях, Т. Н.Икрянникова и О. В. Скворцова приходят к выводу, что детско-родительские отношения отличаются от других видов межличностных отношений тем, что они более близки и начинаются с первых дней жизни человека, поскольку именно семья влияет на ребенка, в которой он получает образование, учится взаимодействовать и приобретает опыт. Эти отношения начинаются с самого рождения человека и длятся всю жизнь [Икрянникова 2012].
Отечественные и зарубежные авторы (А. Адлер, А. Я. Варга, М. И. Лисина, А. Е. Личко, Э. Эйдемиллер, Э. Эриксон и др.) признают, что процесс социализации (социального развития) детей определяется детско-родительскими отношениями.
Особенности социального развития детей младшего школьного возраста отражены в работах Л. И. Божовича, Л. В. Бороздиной, Л. С. Выготского, Д. Н. Джола, Б. Т. Лихачева, И. Ю. Кулагиной, А. А. Мелик-Пашаева, Е. М. Торошиловой, В. Н.Шацкой. На этом возрастном этапе социальное развитие определяется с учетом ведущего вида деятельности – обучения, поэтому все изменения, происходящие в социальном развитии на этом возрастном этапе, возникают под влиянием образовательной деятельности [Плеханов 2013].
По мнению Л. И. Божович, в младшем школьном возрасте интенсивно развиваются все качества личности ребенка, начинается его социальное и личностное развитие, связанное с вхождением в жизнь общества [Божович 1997].
Ю. В. Брочикова указывает, что ребенок младшего школьного возраста, будучи личностью, испытывает социальные влияния, в результате которых он осознает, что обязан учиться и изменять себя в процессе обучения, усваивать общепринятые коллективные знаки (речь, ноты, цифры и другие), понятия, знания и идеи. В связи с этим развивается его самосознание, наполняясь новыми ценностными ориентациями по отношению к окружающему миру и к самому себе [Брочикова 2008].
Как отмечает Н. Ю.Молостова, в детско-родительских отношениях формируются условия для социального развития ребенка, в том числе для формирования его как субъекта образовательной деятельности.
Одним из главных условий успешного социального развития в рассматриваемый период является чувство безопасности и доверия к миру, формируемое в первую очередь родителями. Если ребенок не чувствует себя в безопасности в связи с новой социальной ситуацией развития, это порождает многочисленные страхи (страх оценки, режима, учителей, разлуки с родителями, что их будут ругать за плохое поведение и оценки) и негативно влияет на социализацию. По словам Н.Ю. Молостова, в детско-родительских отношениях существует пространство межличностного взаимодействия, которое должно быть безопасным для ребенка, но часто этого не происходит, и тогда ребенок не чувствует уверенности в своих способностях строить гармоничные отношения в обществе [Молостова 2016].
Если в отношениях между ребенком и родителями преобладают эмоциональное принятие, теплота, доверие и забота, то у ребенка развивается творческая активность, позитивный образ себя и уверенность в себе, что положительно сказывается на школьном образовании. Когда родители подавляют интересы ребенка, враждебное отношение к нему, эмоциональное отвержение, ребенок становится замкнутым, неуверенным в себе, и эти качества усугубляются, когда они попадают в новую социальную ситуацию развития, которая является началом школьного образования [Молостова 2016].
Таким образом, детско-родительские отношения в младшем школьном возрасте имеют ряд особенностей, а именно:
1) для детей младшего школьного возраста характерно изменение ситуации социального развития: социального статуса, структуры межличностных отношений: "ребенок – родитель", "ребенок – учитель" и "ребенок-ребенок", учебная деятельность становится ведущей, меняется система ценностей;
2) в младшем школьном возрасте характерен период интенсивного развития и качественной трансформации познавательных процессов, а именно таких, как память, восприятие, мышление, внимание;
3) на развитие личности младшего школьника влияют положительные и отрицательные родительские позиции, с одной стороны, положительное отношение родителей к ребенку, его успеху, взаимопониманию в процессе конструктивного общения влияет на мотивацию к успеху, а с другой стороны, негативное отношение к ребенку, его неудаче, в процессе деструктивного общения влияет на мотивацию страха неудачи.;
4) стиль семейного воспитания может положительно и отрицательно влиять на успешное развитие детей младшего школьного возраста, с одной стороны, гармоничные детско-родительские отношения характеризуются взаимным принятием, высокой мотивацией совместной деятельности, об этом свидетельствует успешное развитие личности ребенка, с другой стороны, дисгармоничные детско-родительские отношения характеризуются отсутствием положительного эмоционального контакта, недоверием к родителям, напряженностью и конфликтностью в отношениях - это свидетельствует о нарушении детско-родительских отношений, что предполагает социально-педагогическую коррекцию детско-родительских отношений [4].
1.2. Культурная конгруэнтность как показатель личностной характеристики школьника в условиях социализации
Социальная ситуация развития определяет социальные отношения ребенка с окружающими его людьми, среди которых главными являются взрослые. Отношения между ребенком и взрослым, которые наиболее ярко проявляются в младшем школьном возрасте от 6 до 10 лет, связаны с социализацией ребенка и переводом правил, существующих в культуре, от взрослых к детям. Социальная ситуация в контексте культуры становится явно нормативной в этот возрастной период, поскольку культурная норма, позиционируемая правилом, является ядерным компонентом, организующим взаимодействие взрослого и ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдеева, Т. Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка / Т. Г. Авдеева // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2017 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2017. — С. 97-99.
2. Аргентова Л.В. Психологические проблемы неполных семей разного типа и их психологопедагогическое сопровождение / Л.В. Аргентова, Т.Е. Аргентова. – Кемерово: Кемеровский гос. университет, 2017. – 144 с.
3. Баянова Л. Ф. Особенности правил в нормативной ситуации младших школьников / Л. Ф. Баянова, Е. А. Цивильская // Научный педагогический и психологический журнал «Образование и саморазвитие». Казанский (Приволжский) федеральный университет. - 2014. - № 3 (41). - С. 73-78.
4. Бочанцева Л.И. Психология семьи и семейного воспитания Family psychology and family educaJon: учебно-методическое пособие: / Л.И. Бочанцева. – М. Библио-Глобус, 2017. – 274 с.
5. Векилова С. А. Психология семьи: учеб. и практикум для вузов / С.А. Векилова. — М.: Юрайт, 2020. — 308 с.
6. Галасюк И. Н. Семейная психология: методика «оценка детско-родительского взаимодействия». EvaluaJon of Child-parent InteracJon (ecpi-2. 0) : практическое пособие / И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина. — 2-е изд. — М.: Юрайт, 2020. — 223 с.
7. Детско-родительские отношения как фактор установления сотрудничества педагогов и родителей в системе образования дошкольного учреждения / Т. И. Зимукова, А. Ю. Буянова, А. В. Купцова [и др.]. // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2016. — С. 91-94.
8. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. – 2017.- №1. – С. 135.
9. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб. для вузов / О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2020. — 177 с.
10. Иванова Н.Л. Психология современного подростка: поведенческие проблемы, воспитание толерантности: метод. пособие / Н.Л. Иванова, Е.В. Конева, О.А. Коряковцева. – Ярославль: Аверс–пресс, 2016. – 56 с.
11. Коряковцева О. А. Социально-педагогическое сопровождение семей с детьми: учеб. пособие для вузов / О.А. Коряковцева. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2020. — 225 с.
12. Котова Е.В. Детско-родительские отношения в различных типах семей. - Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2017. – 156 с.
13. Лукьянова М.В. Психология семьи: учеб. пособие: / М.В. Лукьянова, С.В. Офицерова. – Ставрополь: СКФУ, 2017. – 138 с.
14. Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики: учеб.-метод. пособие / Л.И. Маленкова. – М., Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 142 с.
15. Мальтиникова, Н.П. Методологические приоритеты рассмотрения детско-родительских отношений в системе взаимодействия образовательного учреждения с семьёй // Методология педагогики: актуальные проблемы и перспективы. – Челябинск. – 2018. – С. 122–125.
16. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Учебное пособие. - М: Жизнь и мысль, 2017.– 166 с.
17. Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода / М. С. Матусевич, Н. Н. Плахов, Л. И. Сыромятникова [и др.]. // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 686-689.
18. Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. – М.: Просвещение, 2016. – 200 с.
19. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. –. 2017. – С. 38-44.
20. Столин В.В., Соколова Е.Т., Варга А.Я. Психология развития ребёнка и взаимоотношений родителей и детей как теоретическая основа консультационной практики // Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / Под ред. А.А. Бодалёва, В.В. Столина. – 2015.- №3.- С.16-37.
21. Фоменкова, Я. Г. Понятие конгруэнтности в терапевтическом процессе и роль семейного воспитания в развитии конгруэнтности личности / Я. Г. Фоменкова. // Молодой ученый. — 2019. — № 30 (268). — С. 105-108.
22. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л. К. Фомина. // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 704-707.
23. Фуряева Т.В. Детско-родительское сообщество: теория и практика социально-педагогического сопровождения. – Красноярск: РИО КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. – 132 с.