Фрагмент для ознакомления
2
Федеральным законом «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» допускается участие в договоре на стороне производителя лиц, ведущих личное подсобное хозяйство. Закон прямо не перечисляет лиц, которые вправе участвовать в качестве товаропроизводителей, а лишь включает в абз. 2 ч. 3 ст. 3 личные подсобные хозяйства в круг товаропроизводителей. Но обязательно стороной в договоре должно быть лицо, которое производит сельскохозяйственную продукцию, являющуюся предметом данного договора.
Так, в Федеральном законе от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ (ред. от 05 апреля 2021 года) «О сельскохозяйственной кооперации» в ст. 1 таковыми названы физические или юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которое в стоимостном выражении составляет более 50% от общего объема всей производимой продукции.
Иной круг лиц указан в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ (ред. от 15 октября 2020 года) «О развитии сельского хозяйства» . В ст. 3 указанного закона таковыми признаны организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство, первичную и последующую (промышленную) переработку, а также реализацию сельскохозяйственной продукции, включенной в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень, если за календарный год доля от ее реализации в общем доходе указанных участников оборота составляет не менее 70%. Часть вторая рассматриваемой статьи расширяет понятие сельскохозяйственных товаропроизводителей, включая в перечень также граждан, ведущих личное подсобное хозяйство; сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», а также крестьянские (фермерские) хозяйства.
Что касается терминов «сельхозпроизводитель» и «производитель сельхозпродукции» можно с уверенностью сказать, что понятия эти по своей сути равнозначные и являются родовыми по отношению к вышеуказанным.
Как видим, законодателем не выведен единый подход к определению правового статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя. Проанализировав приведенные законы, сложно назвать его конкретные характеристики с целью квалификации конкретного субъекта правоотношений как сельскохозяйственного товаропроизводителя
Крайне важно определить, кто из рассмотренных лиц вправе выступать стороной договора контрактации в качестве производителя сельскохозяйственной продукции, так как его правовое положение имеет существенные отличия от правового положения продавца или поставщика сельскохозяйственной продукции. Т.Н. Малая и Т.И. Нестерова считают, что, исходя из того, что к отношениям контрактации применяются нормы о поставке, пусть и субсидиарно, в любом случае, стороной договора контрактации не могут выступать физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя .
В качестве покупателя по договору контрактации выступает заготовитель. К заготовителю же закон устанавливает довольно конкретные требования. Согласно ст. 535 ГК РФ закупать продукцию по договору контрактации могут юридические и физические лица, осуществляющие профессиональную предпринимательскую деятельность по переработке сельскохозяйственной продукции (молокоперерабатывающие фирмы, изготовители шерстяных изделий) или по ее продаже на оптовых или розничных торговых ранках. Таким образом, закон определяет даже цель приобретения продукции – последующая переработка или продажа.
В соответствии с Федеральным законом «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», заготовителем может быть и государство. В таком случае государство наделяет отдельные органы полномочиями по закупке сельскохозяйственной продукции. Правительство РФ определяет государственных заказчиков для формирования федерального фонда сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Региональных заказчиков определяют органы исполнительной власти субъектов РФ. До государственных заказчиков доводят объемы закупок и поставок по видам сельхозпродукции на предстоящие пять лет с ежегодным уточнением не позднее чем за шесть месяцев до начала года. Государственные заказчики не позднее, чем за три месяца до начала года сообщают эту информацию избранным им товаропроизводителям (поставщикам). Правительство РФ ежегодно устанавливает на сельхозпродукцию гарантированный уровень закупочных цен, обеспечивающий возмещение затрат и получение товаропроизводителями (поставщиками) дохода, достаточного для расширенного воспроизводства .
И все же, закон не делает исключений и поблажек для государства как стороны договора, прямо закрепляя право производителя самостоятельно выбирать контрагентов и распоряжаться производимой продукцией на свое усмотрение исходя из экономической выгоды.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ (ред. от 09 марта 2021 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (ред. от 09 марта 2021 года) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ (ред. от 15 октября 2020 года) «О развитии сельского хозяйства» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 1 (часть I). – Ст. 27.
4. Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ (ред. от 20 апреля 2021 года) «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 43. – Ст. 4190.
5. Федеральный закон от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ (ред. от 05 апреля 2021 года) «О сельскохозяйственной кооперации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 50. – Ст. 4870.
6. Федеральный закон от 02 декабря 1994 года № 53-ФЗ (ред. от 19 июля 2011 года) «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3303.
7. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2020 года по делу № А03-900/2020. [Электронный ресурс]. – URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/EHLp9tdXNuN4/ (дата обращения: 14 мая 2021 года).
8. Решение Арбитражного суда Ростовской области от 16 ноября 2020 года по делу № А53-12088/2020. [Электронный ресурс]. – URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/6bX1Xh63VCrm/ (дата обращения: 14 мая 2021 года).
9. Решение Арбитражного суда Камчатского края от 17 сентября 2020 года по делу № А24-2139/2020. [Электронный ресурс]. – URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/MQGayemIQE1O// (дата обращения: 14 мая 2021 года).
10. Баркова, Е.Н., Мухамеджанова, Ф.Г. К вопросу об исполнении договора контрактации // Интернаука. – 2019. – № 19-3(101). – С. 73-74.
11. Бочкарёва, А.И. Проблемы договора контрактации // Современные проблемы государства и права. Сборник материалов II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции с международным участием. – Новосибирск, 2019. – С. 527-531.
12. Бураева, Г.А. Основные особенности договора контрактации в условиях современного торгового оборота // Аллея науки. – 2020. – Т. 2. – № 1(40). – С. 416-419.
13. Гаврилов, В.Н., Бажко, С.И., Попов, И.Д. Особенности договора контрактации в Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2020. – № 9. – С. 103-107.
14. Головенко, Е.А. Стороны договора контрактации // Global and Regional Research. – 2020. – Т. 2. – № 3. – С. 140-148.
15. Дрозда, Е.С. Проблемы, связанные с договором контрактации и специфика его исполнения // E-Scio. – 2020. – № 7(46). – С. 286-297.
16. Маказиева, З.Д. Общие положения договора контрактации // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений. Сборник научных статей по итогам работы четвертого круглого стола со Всероссийским и международным участием. – Шахты, 2020. – С. 70-71.
17. Малая, Т.Н. Производитель сельскохозяйственной продукции как сторона договора контрактации // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2016. – № 7. – С. 38-45.
18. Орлова, А.И. Доказывание невиновности производителя сельскохозяйственной продукции при нарушении договора контрактации // Правовое регулирование устойчивого развития сельских территорий и АПК. Материалы национальной научно-практической конференции. – Красноярск, 2020. – С. 93-97.
19. Осипова, К.А. Договор контрактации и особенности его исполнения // Фокус знаний. – 2019. – № 2(2). – С. 30-36.
20. Пахаруков, А.А. Контрактация сельскохозяйственной продукции в современном гражданском обороте в поисках оптимальной модели регулирования // Социальная компетентность. – 2020. – Т. 5. – № 4(18). – С. 462-474.
21. Симонова, О.А. Особенности обязанностей заготовителя по договору контрактации // Аграрное и земельное право. – 2019. – № 4(172). – С. 62-65.
22. Хандкаров, Ю.С. Пределы ответственности продавца по договора контрактации в случае неудовлетворительного количества урожая // Вопросы российской юстиции. – 2021. – № 11. – С. 294-303.
23. Шошаева, Л.С., Сопыханова, А.Б. Роль договора контрактации в деятельности сельского хозяйства // Промышленность и сельское хозяйство. – 2020. – № 3(20). – С. 61-68.