Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современное понимание культуры связано с многочисленными значениями этого термина. Имеется около 400 определений данного термина. Содержание культуры – это общность биологически наследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, отношений между людьми, способов их регулирования на оценочных критериях.
В обычной жизни культура – это сумма ценностей, которые являются идеалом для общества. Культура включает в себя не только то, что сформировано человеком, но и средства и итоги человеческой деятельности. Такое широкое понимание культуры делает ее объектом исследования различных наук . Важнейшей частью культуры является ценности, которые представляют собой свойство того или иного предмета общества удовлетворять потребности, желания и интересы . Формирование ценностей происходит как результат осознания человеком своих потребностей и сопоставления их с явлениями окружающей действительности.
1 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX-НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
1.1 Специфика современного искусства и глобализация
В настоящее время постепенное «улучшение» человека посредством новейших технологий становится реальностью. Эта идея смело вышла за стены кабинетов ученых и мыслители и уже реализуется в лабораториях. Все ближе становится рутинное применение многих технологий «будущего» . В настоящее время людьми создано огромное количество образов своего «Я», каждый из образов зависит от определенного стиля и ценностей . Образы обладают ключевой ролью, поскольку образ своего «Я» играет важную роль в мыслях и действиях человека. Данный достижимый образ «Я» и самоодобрение на «завершенное-незавершенное» обладают взаимосвязью с индивидуальным поведением и мотивами определенной личности, которые направлены на достижение определенных результатов . Когда самоодобрение зависит от критерия «значимость — не значимость», человек склонен к тому, чтобы разнообразить художественно-творческую работу и контактировать с символическим значением своего «Я». На эту проблему можно смотреть с точки зрения поисков личного смысла и смысла жизни. Важно ответить себе на вопросы: «Каким предстаёт мир, в котором мне приходится жить?», «Как я должен жить, чтобы моя жизнь соответствовала моим потребностям и ценностям?» и «Кто я?».
Первый вопрос заставляет думать о мировоззрении человека. Второй побуждает на определение стиля жизни, третий демонстрирует образ «Я». Последнему вопросу принадлежит важное место, поскольку он охватывает широкие понятия – мировоззрение и стиль жизни. Глобализация представляется последним уровнем длительного накопления достижений научно-технического прогресса, который дал человечеству возможность вести свои дела по всему миру, не привязываясь к определенной национальности, власти государства, времени суток или окружающей среде .
1.2 Влияние Интернет-технологий на развитие икусства
Также крайне важны и Интернет-технологии. Сегодня они – универсальная коммуникационная и информационная сфера.
Новые коммуникационные и информационные технологии влияния на человеческое сознание сегодня широко применяются при создании нового поколения брендинга. Наиболее широкое представление об окружающем мире у человека создается под влиянием информации, которая получается 5-ю основными органами чувств: обонянием, осязанием, зрением, слухом и вкусом. Данные органы чувств связываются человеческой памятью, лежащей в основе формирования его эмоционального состояния . Эти 5 каналов чувств восприятия используются в брендинге на основе опыта практики религии. Активизация 5-и каналов чувств широко используется для того, чтобы установить эмоциональную связь между людьми при выполнении обрядов религиозного характера. Церковное богослужение связано с мерцанием свечей, запахом ладана, хоровым сопровождением, исполнением церковных псалмов. Вся эта церемония проводится при помощи священников, которые одеты в красивые одежды. В каких-то особых случаях люди, пришедшие в храм, могут получать ритуальные яства. В храмах всех религий мира огромное место принадлежит шестому чувству человека – интуиции, которая выходит за границы возможностей познания мира при помощи пяти органов познания .
ГЛАВА 2 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТИЛИ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
2.1 Основные направления в изобразительном искусстве начала XXI века.
Искусство второй половины XX – начала XXI века с трудом поддается оценочным категориям культуры в традиционном понимании . Поп-арт, лэнд-арт, концептуализм, практика перформанса, акционизм не предполагают возможности художественного анализа с точки зрения формы, композиции, манеры, стиля. Даже статус того или иного артефакта современного искусства в качестве объекта исследования становится сомнительным.
Постмодернизм
Основной принцип постмодернизма – плюрализм, децентрация и фрагментарность, изменчивость и неопределенность. Постмодернистское течение отвергает все двойные конфронтации – классовые, возрастные, половые, расовые. Но постмодернизм создает новую конфронтацию, противопоставляя себя модернизму. На место целого приходят части, их взаимообмен.
«Постмодерн начинается там, где кончается целое. И он категорически выступает против новых попыток тоталитаризации…» .
Разнообразие в постмодернизме возможно при помощи определения позиций, мнения субъектов познания и временных границ. Взаимосвязь зависит от попытки соединения несоединимого, применяя мозаичный способ.
«Одновременность разновременного, симультанность и взаимопроникновение различных точек зрения стали новым естеством» .
Модерн арт – это новаторское и экспериментальное искусство, созданное в период с конца XIX века по 1960-е или 1970-е годы.
Контемпорари арт – это собственно современное искусство, созданное в последней трети ХХ - начале XXI века. И если термину «modern art» оответствует в отечественном искусствоведении понятие «искусство модернизма», то для «contemporary art» не существует точного аналога.
Contemporary art – это более широкий термин, чем «искусство постмодернизма». Он охватывает творчество художников, работающих, начиная примерно с 1960-х – 1970-х годов, в традициях модернизма, позднего модернизма или постмодернизма, но ключевыми его характеристиками являются актуальность и тесная связь с художественным рынком.
Стакизм
Стакизм стал опровержением развития модернизма двадцатого века, которое, по мнению стакистов, привело к все более раздробленной, изолированной, материально одержимой академии искусств, существующей не за счет добросовестности работы, а за счет «выслуженной» политической и финансовой власти.
2.2 Изобразительное искусство в начале XXI века в России
Особенностью современного художественного процесса может быть названо стремление к экспансии художественных технологий в разные сферы действительности – от дипломатической до экономической. Эти тенденции маркируют изменение не только способа существования искусства, но и его природы. Демократизация творческого процесса, переосмысление дилетантизма как культурного феномена и как способа преодоления исчерпавших себя эстетических норм позволяют поставить вопрос о необходимости развести классическое понимание искусства и изобразительной деятельности, пронизывающей всю жизнь человека.
Ответвления абстракционизма
К примеру, в абстрактной манере работает художник А. Н. Ваулин (1974).
А. Н. Ваулин закончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года (1994), Государственный институт искусств (2000, Москва). Член Союза художников России (2001).
Избранные групповые выставки: «Московская Абстракция. Вторая половина ХХ века» (2003, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Абстракция в моде» (2003, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Художники без границ» (2005, Московский музей современного искусства, Москва), «Проект Мемория» (2005, Московский музей современного искусства, Москва) .
А. Н. Ваулин провел двенадцать персональных выставок.
Работы находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), «Горбачёв-Фонда» (Москва), Московского музея современного искусства (Москва), Музея современного изобразительного искусства на Дмитровской (Ростов-на-Дону) Museo de Arte Contemporáneo (Панама, Республика Панама), в собрании Константина и Федора Елютиных (Москва), в других частных коллекциях в России, Испании, Нидерландах.
Художник формирует выразительные образы, используя динамичные формы и соотношения цвета. Цвет в данном случае – способ самопознания, изучения реальности и современной души. Образы Ваулина носят определенный и узнаваемый характер.
Работа А. Ваулина из серии «Волшебное зеркало души» размещена в Приложении 1.
Идеал постмодернистов – это отсутствие порядка, структуры, огромное количество смыслов и субъективность истин. Посмодернисты выступают за асистемность, множество вариантов, за то, чтобы наука соединяла себя с искусством, философия соединялась с филологией и др.
Децентрация, или ликвидация центра, связывается с ликвидацией силы власти, границ пространства и времени, что приводит к приоритету любых стилей, форм и направлений. Стирание границ во времени и пространстве связывается с потерей важности традиций. Поэтому внимания заслуживает понимание времени в постмодернизме, где время как процесс не представляется важным. Важным является становление настоящего. Реальность есть, поэтому, только «здесь и сейчас».
Постмодернизм – это, скорее, определенный тип мышления, в основе которого располагается плюрализм как свойство нашего времени. Это принцип, который исключает любое подавление и ограничение. Вместо прежних ценностей и канонов создается ценность относительности во всем и наличия множественных смыслов, стилей и оценок. Постмодернизм выступал против одинаковых типов сознания человека. Ранний постмодернизм – низвержения традиционных критериев в искусстве, ликвидация границ, смешение языков, кодов культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы.
Сегодня мы в праве говорить о стремлении рассматривать процесс творчества через понятие «технэ», как умение, навык в производстве различных форм. Да и сам навык со временем сильно изменился. Применение техники отодвинуло или исключило необходимость достижения высокой технологии освоения творческого процесса. Современные технологии воспроизводства и образа и его рекламы создают условия при которых уже нельзя отделить символический образ произведения от него самого.
Произведение искусства сегодня может быть таковым только проходя через процесс тотального потребления, при котором происходит смещение оценочных процедур актуального искусства от ценности к цене .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Монографии, литература
1) Вельш, В. Наш постмодернистский модерн, 1987
2) Ковалёв А. Российский акционизм 1990—2000. Журнал «World Art Музей» № 28/29. — М.: Книги WAM, 2007. — 416 с.
3) Хен Ю.В. Философия природы сегодня (влияние техники на природу человека). - М. 2018
Статьи
4) Альберт Ю., Операционная система искусства // Диалог искусств. — 2020. — № 2. — С. 16-17
5) Балашова Л., Иная реальность или наше будущее? // Юный художник. — 2020. — № 7. — С. 8-10
6) Бударина С., Гиперреализм // Творчество народов мира. — 2020. — № 5. — С. 59-62
7) Вельш, В. Постмодерн. Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. - 1992. - №1. С. 21-25
8) Вольных Р., Зритель не обязан признаваться, что ему понравилось // Теория моды: одежда, тело, культура. — 2020. — Вып. 2: лето. — С. 327-332
9) Золотухина-Аболина Е. В., Переживание и артефакт // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2020. — № 1. — С. 14-25.
10) Максимова С., Сохраняя академические традиции // Юный художник. — 2020. — № 9. — С. 40-42
11) Медкова Е. С., Семантические подходы в художественном образовании: миф - кинесика - пластические формулы в изобразительном искусстве // Учитель музыки. — 2020. — № 2 (49). — С. 31-41
12) Попов С., Адаптация маргиналий // Диалог искусств. — 2020. — № 2. — С. 28-31
13) Поэзия неведомых слов в ХХI веке // Каталог проекта. - Москва: AVC Charity. — 2019. — 98 с.
14) Пугачева Л. Г. Личность в сетевом обществе: диалог культур прошлого и настоящего // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 38—45.
15) Смирнов Д. И., Современное рисование в цифровом варианте // Юный художник. — 2020. — № 3. — С. 26-27
16) Тихонова В. А. Глобализация и проблемы культурно-национальной идентичности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3 (65). С. 22—26.
17) Тищенко П.Д. Биотехнологическая ре-деконструкция человеческого в человеке//Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Выпуск 3. М. 2018
18) Шестаков Ю. А., Ценностные детерминанты формирования личности в контексте культурно-исторического процесса // Гуманитарные и социально-экономические науки. — 2018. — № 5. — С. 39-45
Электронные ресурсы
19) Ваулин А. Каталоги// https://www.vaulin.info/catalog (дата обращения 17.05.2021)
20) Агацци Э. Системный образ мысли для решения проблем глобализации.// Доклады участников XVII Международных Лихачевских научных чтений. [Электронный ресурс]. http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2017/dokladi/AgazziE_plen_rus_izd.pdf(дата обращения — 17.05.2021)
21) Лихачев Д. С. Русская культура [Электронный ресурс] // День за днём. Наука. Культура. Образование : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: www.den-za-dnem.ru/page.php?article=215