Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования определяется современным нестабильным социально-внешнеэкономическим положением Российской Федерации, находящимся в состоянии нарастающих во времени и пространстве внешних и внутренних угроз, вызовов и рисков. Необходима систематическая мониторинговая деятельность органов государственного управления с использованием инструментов измерения фактического уровня базовых параметров социально-внешнеэкономической устойчивости и безопасности для эффективного регулирования стабильных темпов социально-внешнеэкономического развития, роста качества жизни человека, общества, государства.
Целью данной работы является изучение особенностей внешнеэкономической безопасности государства.
В соответствии с поставленной целью определим круг задач:
описать понятие, структуру и показатели внешнеэкономической безопасности;
охарактеризовать внешние и внутренние факторы, негативно влияющие на внешнеэкономическую безопасности государства;
рассмотреть потенциальные угрозы внешнеэкономической безопасности страны;
проанализировать механизм обеспечения внешнеэкономической безопасности;
выявить пути совершенствования внешнеэкономической безопасности.
Объектом исследования в данной работе является внешнеэкономическая безопасность государства как главный аспект обеспечения национальной безопасности, предметом – особенности и сложности ее обеспечения в рамках сегодняшней действительности.
1 Теоретические основы внешнеэкономической безопасности
1.1 Понятие внешнеэкономической безопасности
Экономическую безопасность во внешнеэкономической сфере описывают различными учеными в большей степени с точки зрения безопасности страны в целом. Потом уже вытекает понятие региональной безопасности и безопасности организаций и предприятий как первоначальной составляющей системы.
Необходимо выделить два подхода к определению экономической безопасности предприятия. Первый подход связан с выделением угроз, всегда существующих в организациях и влияющих на его сущность и развитие негативным образом. Второй описывает некоторое состояние экономической системы без акцента на какие-то угрозы.
Меламедов С.Л. дает следующую трактовку экономической безопасности предприятия, под которой понимает защиту важных интересов жизнедеятельности от внутренних и внешних угроз [1].
Мнение Сенчагова В.К. терминологически сводится к тому, что экономическая безопасность - это некоторое состояние организации, при которой она может выжить и в дальнейшем развиваться при определенных внешних и внутренних угрозах, а также в условиях непредсказуемости рынка [2].
Интересно мнение Глазьева С.Ю., который описывает экономическую безопасность с точки зрения определенного состояния экономики и общественных производительных сил в условиях возможностей независимого обеспечения рационального социально-экономического развития страны, удержания нужного уровня экономической безопасности государства, а также необходимого уровня конкурентоспособности отечественной экономики в границах глобальной конкуренции.
Несмотря на множество подходов самыми распространенными среди ученых в области экономической безопасности считаются индикативные системы С. Ю. Глазьева и В. К. Сенчагова.
Отдельные американские исследователи при оценке экономической безопасности стремятся акцентировать внимание в большей степени в социально-экономической, а не в военной и политической среде [3].
В Китае большое значение уделяют устойчивым поставкам ресурсов в страну, «здоровой» конкуренции китайских товаров и защите от нестабильности мировой экономики. Такой подход поддерживается и большинством экономистов Китая, и именно Цзян Юн (Jiang Yong), мнение которого основано на том, что основополагающим фактором безопасности является «конкурентоспособность и независимый экономический суверенитет» (competitiveness and independent economic sovereignty).
Все индикаторы экономической безопасности организаций можно классифицировать по четырем видам:
1) индикаторы в финансовой сфере;
2) индикаторы взаимоотношений с контрагентами;
3) производственные индикаторы;
4) социальные индикаторы.
Разноплановые подходы к определению «экономической безопасности» недостаточно характеризуют данное понятие не учитывая специфику нормативно-законодательных трактовок.
Рассматривая экономическую безопасность во внешней сфере, в первую очередь обращают внимание на основы таможенно-тарифного регулирования.
Таможенно-тарифное регулирование определяют как комплекс различных форм влияния государства на внешнем рынке организации, которое основывается на применении специфических процедур, правил и пошлин.
Установление и выбор тарифов может применяться системно и включает в себя формы прямого и косвенного воздействия на стоимость товаров. В случае прямого влияния осуществляется административное вмешательство власти при установлении, корректировки ставок, государственное участие при создании структурных уровней, правил установления цен. Государство прямо воздействует на тарифы, регламентируя их уровень, устанавливая нормы рентабельности либо других составляющих цену элементов, предпринимает и другие меры, предусмотренные законодательно.
1.2 Структура внешнеэкономической безопасности
Как система знаний внешнеэкономическая безопасность объединяет в себе следующие подсистемы:
- правовые и законодательные документы, которые образуют правовую сферу внешнеэкономического права;
- бизнес;
- экономику;
- коммерческую деятельность;
- предпринимательство;
- банковскую деятельность;
- малый бизнес;
- рынок ценных бумаг и валюты и др .
Объединяющая цель этих подсистем, которые входят в внешнеэкономическую безопасность, представляет собой понятие «безопасность». Анализ определений безопасности позволяет заключить, что в самом общем смысле – это «состояние, при котором нет опасности кого-либо, чего-либо. Тем не менее, Федеральный закон «О техническом регулировании» под безопасностью понимает состояние, при котором не существует недопустимого риска, который связан с причинением вреда здоровью или жизни граждан, имуществу юридических или физических лиц, муниципальному или государственному имуществу, окружающей среде, здоровью или жизни растений и животных.
В этом же документе риск представляет собой вероятность причинения вреда здоровью или жизни граждан, имуществу юридических или физических лиц, муниципальному или государственному имуществу, окружающей среде, здоровью или жизни растений и животных с учетом тяжести этого вреда.
Опасность – вероятность отклонения стабильных характеристик ЭС, которые наносят угрозу ее безопасному и надежному функционированию под влиянием деструктивных факторов внешней или внутренней среды.
Надежная защищенность в области внешнеэкономической деятельности может быть достигнута за счет:
- стратегии формирования главных целей для достижения поставленной задачи;
- тактики достижения намеченных целей;
- выделения сферы знаний, исследование которых нужно для достижения цели, выработки средств познания и принципов, которые используются для принятия решений;
- формирования и разработки теоретических (научных) и практических задач внешнеэкономической безопасности.
Цель внешнеэкономической безопасности исходит из определения ее как науки, что представлено на рис. 1.1.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александрова А.И. Инновационная диверсификация бизнеса в системе управления внешнеэкономической безопасностью предприятия // Науч. журн. НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экол. менеджмент. - 2014. - № 1. - С. 2. ; То же [Электронный ресурс]. – URL:http://economics.ihbt.ifmo.ru/ru/article/8816/innovacionnaya_diversifikaciya_biznesa_v_sisteme_upravleniya_ekonomiches... (22.05.2021).
2. Бобошко В.И. Оценка эффективности системы обеспечения внешнеэкономической безопасности организаций малого и среднего бизнеса // Транспорт. дело России. - 2014. - № 2. - С. 140-142.
3. Бобошко В.И. Роль государственного регулирования внешнеэкономической безопасности малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики / Бобошко В.И., Бобошко Н.М. // Вестн. Костр. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 2. - С. 76-80.
4. Калинина Н. М. внешнеэкономическая безопасность региона: сущность, угрозы и меры обеспечения // СТЭЖ. 2010. № 10. С.17–23.
5. Короткова А.В. Инструменты контроля и их роль в внешнеэкономической безопасности бизнеса // Инновац. развитие экономики. - 2014. - № 2. С. 52-58. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://ineconomic.ru/sites/default/files/field_print_version/19-2014.pdf (22.05.2021).
6. Лизина О.М. Внешнеэкономическая безопасность как успешная составляющая современного бизнеса / Лизина О.М., Гусева С.В. // Контентус. - 2013. - № 2. - С. 25-29.
7. Новикова И. В., Красников Н. И. Индикаторы внешнеэкономической безопасности региона // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 330. С.132–138.
8. Собин О.А. Вопросы обеспечения государством внешнеэкономической безопасности малого бизнеса // Экономика и упр. в XXI веке : тенденции развития. - 2012. - № 5. - С. 236-243.
9. Шакиров А.Т. Институт бизнес-омбудсменов как гарантия внешнеэкономической безопасности развития малого и среднего предпринимательства в стране // Инновац. развитие экономики. - 2014. - № 2. - С. 21-23.