Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы состоит в том, что по мере интеграции России в мировое хозяйство внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) становится все более важным и результирующим фактором ее экономической жизни. Формируется принципиально новая сфера предпринимательства, направленная на самостоятельное освоение внешнего рынка и подчиняющаяся в своей деятельности законам мировой экономики.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги и др.), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).
Создание на базе Таможенного союза ЕврАзЭС Евразийского экономического союза (ЕАЭС), вступление Армении, Кыргызстана, России и Казахстана во Всемирную торговую организацию (ВТО), ратификация государствами - членами ЕАЭС Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) дали мощный толчок развитию интеграционных процессов на основе формирования единого механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Вместе с тем усиливающаяся в кризисный период международная конкуренция, сопровождаемая формированием широких зон преференциального торгово-экономического сотрудничества и расширением спектра протекционистских мер, введение зарубежными государствами санкций в отношении ключевых отраслей российской экономики и высокий уровень дискриминации российских экспортеров на внешних рынках, передача государствами - членами Евразийского экономического союза значительного объема полномочий в сфере таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности на наднациональный уровень, усиливающийся отрыв желаемого уровня интеграции государств - членов ЕАЭС в сфере таможенного регулирования ВЭД от фактического уровня торгово-экономического сотрудничества порождают серьезные вызовы для дальнейшего развития интеграционных процессов и актуализируют необходимость научной разработки вопросов модернизации механизма таможенного регулирования ВЭД ЕАЭС.
Принципиально новой задачей в условиях наличия существенных различий в масштабах деятельности, механизмах регулирования национальных экономик государств - членов ЕАЭС является научное и практическое обоснование направлений преодоления дивергенции национальных механизмов таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности и создания условий для отмены принципа резидентства при прохождении таможенных процедур как базы для развития интеграционных процессов.
Вступление большинства государств - членов ЕАЭС в ВТО является дополнительным стимулом к модернизации механизма таможенного регулирования, направленного на упрощение и повышение транспарентности таможенных процедур с помощью современных информационных систем и технологий.
На сегодняшний день насущно необходимым является осознание государствами - членами ЕАЭС того, что усиление позиций ЕАЭС в глобальной экономике, развитие интеграционных процессов на базе Евразийского экономического союза, улучшение качественных параметров внешнеэкономической деятельности, решение задач модернизации национального хозяйства во многом зависят от эффективности функционирования механизма таможенного регулирования ВЭД ЕАЭС, способности союза генерировать мощные позитивные сигналы для национальных хозяйств участников евразийской экономической интеграции.
Объектом исследования является механизм регулирования внешнеэкономической деятельности и – в узком смысле – внешней торговли - Евразийского экономического союза.
Предметом исследования являются международные и внутристрановые организационно-экономические отношения по вопросу модернизации механизма таможенного регулирования ВЭД ЕАЭС.
Цель работы - проанализировать основные инструменты осуществления государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а также осветить основные проблемы, связанные с присоединением России к ВТО и участия в ЕАЭС.
Задачами настоящей работы являются:
1. Анализ целей таможенной политики.
2. Характеристика функций институтов, осуществляющие государственное регулирование внешней торговли.
3. Обзор форм, методов и инструментов таможенной политики.
4. Характеристика современного состояния применения форм, методов и инструментов таможенной политики в Российской Федерации.
5. Анализ выполнения Российской Федерацией обязательств перед ВТО по государственному регулированию внешней торговли
6. Выявление основных направлений развития практики регулирования внешней торговли в Российской Федерации и Таможенном союзе ЕАЭС.
Глава 1. Теоретические основы таможенной политики
Таможенная политика государства регулирует направления и объемы внешней торговли в целях повышения уровня благосостояния народа. Она обеспечивает защиту отечественных товаропроизводителей, продвижение товаров на экспорт, балансирование пропорций на внутреннем рынке и его переход на более высокий уровень эффективности.
Таможенная политика осуществляется экономическими и административными методами. Экономические методы проявляются в использовании таможенных тарифов и прямого финансового стимулирования участников международной торговли . Административные методы проявляются в принудительном ограничении таможенных операций, в том числе в установлении границ в отношении количества и номенклатуры товаров, которые идут на экспорт и импорт.
Существует два основных типа таможенной политики, которые проводит государство по отношению к внешней торговле: протекционизм и фритредерство.
Протекционизм - государственная экономическая политика, которая направлена на поддержку внутренней экономики страны с помощью высоких таможенных пошлин, таможенных барьеров, низких квот на ввоз определенных групп товаров, стимулирование экспорта. В отдельных случаях государство может использовать полный запрет на торговлю с каким-либо государством или на импорт определенного товара, т.е. прибегнуть к эмбарго.
Фритредерство - проведение политики свободной торговли, проявляющееся в снижении таможенных пошлин, поощрении импорта, увеличении квот.
Проводя протекционистскую и фритредерскую политику, государство может использовать различные пограничные таможенные режимы: режим недискриминации в торговле, режим наибольшего благоприятствования, национальный и преференциальный режимы.
Режим недискриминации обеспечивает права в осуществлении внешней торговли для всех таможенных партнеров страны.
Режим наибольшего благоприятствования - это такие торгово-экономические отношения между странами, которые предусматривают предоставление друг другу преимуществ, льгот в виде снижения пошлин, налогов, сборов, снятия ограничений, запретов, приоритетного допуска товаров в страну, государственных закупок.
Национальный режим позволяет предоставлять иностранным торговым партнерам такие же права, какие имеют местные юридические и физические лица. Национальный режим предполагает установление в международных договорах и соглашениях нормативного положения о том, что юридические и физические лица договаривающихся стран при совершении таможенных операций взаимно пользуются правами местных граждан.
Преференциальный режим представляет собой особый льготный режим осуществления внешнеэкономических связей, экономического сотрудничества, который предоставляется одним государством другому без распространения на «третьи» страны. Преференции могут выступать в форме снижения налогов, скидок с таможенных пошлин, освобождения от платежей, предоставления выгодных кредитов и др. Преференции могут предоставляться в одностороннем и двустороннем порядке .
Таможенный тариф - это сбор, который изымается с таможенной стоимости товаров, пересекающих таможенную границу государства, по заранее установленным ставкам. Целью таможенного тарифа является защита отечественного производства, новых «молодых» отраслей, национальных производителей от демпинга, сохранение достигнутого уровня занятости или его увеличение, рост доходов бюджета, обеспечение сбалансированности платежного баланса страны и валютного курса национальной валюты, так как при пассивном платежном балансе национальная валюта может обесцениться.
Процентная ставка тарифа растет при продвижении продаваемого полуфабриката от сырья к готовой продукции. Этот метод повышения процентной ставки тарифа называется тарифной эскалацией.
Инструменты таможенной политики могут быть тарифными, т.е. основанными на использовании таможенного тарифа, и нетарифными, которые подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма.
Классификация таможенных тарифов, которая построена с учетом объекта таможенного обложения, включает импортные пошлины, экспортные пошлины и транзитные пошлины.
Таможенная пошлина - это вид косвенного налога, который увеличивает стоимость и цену товара. Он обязательно взимается таможенными органами при экспорте, импорте товара и его продвижении транзитом через национальную территорию страны.
К числу функций таможенной пошлины относятся фискальная, протекционистская и балансировочная пошлины.
Фискальную функцию выполняют импортные и экспортные пошлины, так как они пополняют государственный бюджет.
Протекционистскую (защитную) функцию выполняют импортные пошлины, так как с их помощью государство защищает своих товаропроизводителей от противоречащей их интересам иностранной конкуренции .
Балансировочную функцию выполняют экспортные пошлины, которые устанавливаются для ограничения экспорта товаров, имеющих в стране внутренние цены ниже, чем цены на мировом рынке.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
I.Нормативно-правовые акты
1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 16 апреля 2010 г.).
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014) //Официальный правовой портал Евразийского экономического союза https://docs.eaeunion.org
3. Договор от 10.10.2014. О присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года //Официальный правовой портал Евразийского экономического союза https://docs.eaeunion.org
4. Договор от 23.12.2014. О присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года //Официальный правовой портал Евразийского экономического союза https://docs.eaeunion.org
5. Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2575-р «О стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.pravo.gov.ru
7. Постановление Правительства Республики Казахстан № 319 от 4 апреля 2014 года «Об утверждении стандартов государственных услуг, оказываемых таможенными органами Республики Казахстан» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.alta.ru/tamdoc/14kz0319
II.Учебники и ученые пособия
8. Оводенко А.А., Фетисов В.А. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие СПб.: СПбГУАП., 2006.
9. Барамзин С. В. Управление качеством таможенной деятельности: монография/ М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.
10. Войтович А.И. Внешнеэкономическая деятельность: Курс лекций. Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2003.
11. Гупанова Ю.Е. Научно-методические рекомендации по управлению качеством таможенных услуг: научно-методическое пособие. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012
12. Гупанова Ю.Е. Разработка системы основ управления качеством таможенных услуг: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012.
13. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. М. : Консалтбанкир, 2002.
14. Ершов А.Д., Евдокимов Е.А., Доля А.Н. Теория и методология формирования «сервисной таможни»: монография. СПб.: С.-Петерб. Филиал РТА, 2005.
15. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. М.: Экзамен, 2011. - 768 с.
III.Периодические издания
16. Апостолов М. С. План действий по улучшению ВЭД //Таможенное регулирование. Таможенный контроль. - 2013. - № 11. - С. 20-22.
17. Байнев В. Подходы к согласованию промышленной политики стран Таможенного союза и ЕЭП: неоиндустриализация и вертикальная интеграция //Экономист. - 2014. - № 2. - С. 56-64.
18. Байнев В. Ф. Неоиндустриализация союзного государства Беларуси и России: от конкурентно-рыночной парадигмы к интеграционной доктрине развития //Теоретическая экономика. - 2014. - № 3. - С. 30-35.
19. Бакаева О.Ю., Старкова О.А. Управление качеством таможенных услуг на современном этапе // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 1. С. 73-77
20. Баландина. Г. К новой модели // Таможенное регулирование и таможенный контроль. - 2012. - №6. - С. 3-7.
21. Барамзин С.В. О сущности таможенной деятельности // Вестник Российской таможенной академии. 2013. № 3. 3. С. 47-52.
22. Бурмистров В.Н. Внешнеэкономическая политика России: современное состоянии и основные направления оптимизации // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 7. С. 59.
23. Гладков И. С. К новому этапу во взаимной торговле Европейского союза и Российской Федерации //Власть. - 2013. - № 5. - С. 14-18.
24. Гладков И. С. Международная торговля в эпоху перемен //Международная экономика. - 2014. - № 4. - С. 4-12.
25. Голухов Д. О координации макрополитики в ЕЭП и ЕврАзЭС // Евразийская экономическая интеграция. - 2014. - № 1 (22). - С. 43- 48.
26. Дианова В.Ю. Роль таможни - контроль или сервис? // Таможенное регулирование и таможенный контроль. № 6. 2011. С. 34-37.
27. Дышаева Л. О роли государства в хозяйственной жизни общества // Экономист. № 10. 2012. С. 46-54
28. Зиядуллаев Н. Евразийский экономический союз: проблемы и перспективы //Экономист. - 2014. - № 10. - С. 70-79.
29. Зуев В. Н. Наднациональный механизм в теории интеграции //Мировая экономика и международные отношения. - 2011. - № 4. - С. 30-38.
30. Колесников Г.Г. Таможенные услуги как результат взаимодействия частного и публичного в таможенном законодательстве // Вопросы экономики и права. 2010. № 2. С. 42-47
31. Костин А. А. Управление рисками в Таможенном союзе: состояние и перспективы //Таможенное дело. - 2013. - № 3. - С. 11-16.
32. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Экономист. 2007. № 11. С. 3-12.
33. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: цели, теоретические модели, практика // Экономист. № 2. 1995. С. 72-74
34. Макрусев В.В., Тимофеев В.Т., Колобова И.Н., Барамзин С.В., Андреев А.Ф. Основы управления таможенными органами России: учебник. под общей ред. Черных В.А. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009.
35. Маркина О.В. Совершенствование сервисной функции таможенной службы как приоритетное направление ее развития // Учен. зап. С.-Петерб. им. В.Б. Бобкова фил. Рос. таможенной акад. 2007. № 28. С. 234-240.
36. Новиков А.Б. Концепция «сервисной таможни» в системе административной реформы в Российской Федерации / А.Б. Новиков // Законодательство и экономика. 2006. № 10. С. 19-24.
37. Смагина В.В. Принципы индикативного государственного планирования в условиях международной интеграции // Философия хозяйства. 2014 . № 3. С. 141-148
38. Терещенко Л.К. Услуги: государственные, публичные, социальные // Журнал российского права. 2004. № 10. С. 15-23.
39. Тимошин В. А. Понятие государственного регулирования таможенной деятельности //Административное право и процесс. - 2011. - № 3. - С. 47-50.
40. Тимошин В. А. Понятие государственного регулирования таможенной деятельности // Административное право и процесс. 2011. № 3. С. 47-50.
41. Тодосийчук А. Государственное и рыночное регулирование инновационной экономики // Экономист. № 11. 2014. С. 31-40.
42. Толстая С.Б. Новации таможенного декларирования товаров по таможенному законодательству Таможенного союза // Право и экономика. - 2012. - № 2.
43. Трунина Е.В. Таможенные органы как субъекты обеспечения безопасности государства: задачи, приоритетные направления // Современное право. 2010. № 4. С. 77-82.
44. Фомина Н.А. Государственное управление таможенной деятельностью // Международное публичное и частное право. 2009. № 6. С. 38-43.
45. Ходов Л. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь //Российский экономический журнал. 1995. № 1. С. 98
IV.Диссертации и авторефераты
46. Борзов А.А. Автореферат на соискание ученой степени к.э.н. по специальности 08.00.05 на тему «Государственное управление структурными преобразованиями сферой таможенного регулирования в условиях активизации российской внешнеэкономической деятельности».