Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Международное экономическое сотрудничество - объективный процесс развития многообразных экономических связей между государствами. Посредством внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, обмен его результатами между разными странами. С целью ускорения экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена во всех формах.
Важнейшим элементом системы государственного управления внешнеэкономическими связями является таможенная структура в целом и таможенно-тарификационный механизм, в частности.
В СССР - процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. Хотя в целом в этот период - с октября 1917 г. и по 1991 г. - был накоплен ценный и полезный опыт, без учета и использования которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное российское таможенное право. Статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная структура не оставались неизменными в период с 1917 до 1991 года - они приспосабливались, видоизменялись (правда, не всегда достаточно динамично) в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и потребностями государства.
Цели данной работы: проанализировать таможенную систему СССР, изучить этапы ее развития.
Среди задач можно выделить:
- дать характеристику таможенной системы СССР в 1941-1945 гг.;
- определить общие тенденции становления таможенной системы СССР в 1950-1970 гг.;
- выявить направления таможенно-тарифной политики СССР;
Объектом исследования будет выступать таможенная система СССР.
Глава 1. Таможенное дело в период Второй Мировой войны
1.1.Внешняя торговля и внешнеэкономическая деятельность во время Второй Мировой войны
Истории ленд-лиза осуществляется по трем основным направлениям: история боевых операций военных флотов и соединений; деятельность транспортников, их вклад в победу; история внешней политики и международных экономических отношений в годы Второй мировой войны.
Деятельность таможенных учреждений СССР находит в научных исследованиях по этим направлениям лишь фрагментарное отображение. Упоминание о работе советских таможенных служащих можно встретить в исследованиях истории боевых действий военно-морских сил, поскольку таможенные учреждения, например, Северо-Запада страны, функционировали фактически в районах боевых действий .
Некоторые поставки по системе ленд-лиза позволили не только восполнить нехватку военно-морских материалов, но и оказать значительное влияние на развитие собственных технологий. К примеру, по причине того, что на вооружении флота отсутствовали неконтактные мины, сразу после начала войны у англичан были закуплены 2214 индукционных мин. Наибольшее распространение они получили у Черноморского флота. В дальнейшем эти мины были использованы для разработки мин отечественного производства, выпуск которых был налажен во второй половине войны .
Первые упоминания о ленд-лизе на страницах советской прессы и в официальных источниках (и то под давлением американской стороны) появились в 1943 году, когда в газете «Известия» от 16 марта была опубликована обширная статья о помощи союзников по антигитлеровской коалиции советским войскам. С тех пор данный материал изредка стал появляться на страницах газет «Правда», «Искра», «Известия», где наряду с указанием на военную помощь союзников, прежде всего, поднимался вопрос о первостепенном значении советских производств, переоборудованных на военную продукцию, и безмерном подвиге тружеников тыла, ежедневно ковавших нашу победу.
Несмотря на то, что со Дня Победы СССР в Великой Отечественной войне прошло уже более 70 лет, до сих пор ведутся споры о том, насколько ленд-лиз помог Красной армии в войне с вермахтом и насколько его значение можно считать решающим в победе над фашизмом. Было ли это благотворительностью со стороны наших заокеанских соседей или, быть может, за этим бескорыстием скрывалась точно просчитанная и хитроумно продуманная комбинация, рассчитанная на долговременную стратегию и собственные политические интересы?
Основные данные о размерах ленд-лизовских поставок известны и не оспариваются. Но было бы недостаточно убедительным, если бы эти факты не касались достаточно сложных и очень важных моментов доставки и качества ленд-лизовских поставок в воюющую армию.
К слову сказать, СССР не был первой страной, получившей товары по ленд-лизу. В свое время Великобритания после разгрома Франции гитлеровскими войсками, оставшись практически один на один с врагом, запросила у США помощи в поставке военных эсминцев. А за период Великой Отечественной войны более 30 государств получали эту помощь от США. Неудивительно, что за период военных действий 1941-1945 годов экономика Америки заметно укрепилась и уровень благосостояния американцев значительно вырос. Но при этом США не торопились оказывать Советскому Союзу военную помощь, поскольку считали, что долго Красная Армия не продержится, и поставки будут не только бессмысленны, но и убыточны, так как возвращать долги проигравшая войну страна будет не в состоянии. Однако уже первый месяц войны показал несостоятельность прогноза американских военных специалистов относительно скорого поражения и капитуляции советских войск.
За период Великой Отечественной войны было подписано четыре Протокола, по которым общая сумма поставок составила, по мнению американской стороны, 18,5 млн тонн груза, а по расчетам генерала армии А.В. Хрулева, непосредственно занимавшегося вопросами поставки грузов по ленд-лизу, не более 16 млн тонн, так как часть грузов до СССР просто не дошла и была или потоплена флотом противника, или разбита его авиацией. Кроме того, другая часть грузов, если говорить о качестве поставленных товаров, оставляла желать лучшего: их либо приходилось переоборудовать на заводах, как например грузовые машины, приходящие без кузовов (а это занимало немало времени), либо наращивать броню на быстроходных, но уязвимых при обстреле легких танках. Часть военной техники приходила в первые годы поставок с уже использованным ресурсом, и ничего не оставалось делать, как только отправлять их в тыл для работы не в военно-полевых условиях.
По мнению начальника Тыла ВС СССР А.В. Хрулева, отличавшегося особой скрупулезностью в подходе к учету при получении и расходовании армией материальных средств, регулярные поставки по ленд-лизу начались только с конца 1942 года, когда позади был тяжелейший год войны с агрессором, разрушена, а где-то и полностью уничтожена промышленная инфраструктура страны .
В первый же год поставки составили всего 5400 тонн, которые включали 35 танков, 39 самолетов, 109 грузовых автомобилей, 5 тыс. пар обуви для многомиллионной армии и т. д. Причем первые поставки (по так называемому прелленд-лизу) были оплачены золотом и другими ценными промышленными товарами - никелевыми и вольфрамовыми рудами, платиной, асбестом, хромом и другим стратегическим сырьем, столь необходимым Советскому Союзу в этот, пожалуй, самый тяжелый период войны. Так что говорить о решающей роли США в переломный для СССР период не приходится. Все основные трудности Союз вынес на своих плечах, на плечах своих граждан, тружеников тыла и бойцов Красной Армии.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Берков Е. А., Галанжин Е. Ф. Таможенное дело (1726 - 1986). - М., -1988.
2. Блинов Н. М. Таможенная политика России Х - XX вв. - М., 1997.
3. Воронин С. И., Луговая Г. М., Шишкина Н. В. Обзор деятельности таможенных органов в годы Великой Отечественной войны. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://museum.customs.ru
4. Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. - 3-е изд., доп. / Под общ.й ред. А.Е. Жерихова. - М.: РУСИ- НА-ПРЕСС, 2004. - 592 с.+ илл.
5. Котельников В. Р Авиационный ленд-лиз // Вопросы истории. - 1991. - № 9 -10. - С. 223 - 227.
6. Краснов В. Н. Ленд-лиз и развитие советского флота // Вопросы истории естествознания и техники. - 1993. - № 1. - С. 69 - 85.
7. Орлов А. С., Кожанов В. П. Ленд-лиз: взгляд через полвека// Новая и новейшая история. -1994.-№ 3. - С. 188, 190 -191.
8. Петров П. С. Фактическая сторона помощи по ленд-лизу // Военно-исторический журнал. - 1990. - № 6. - С. 34 - 40.
9. Пиляева В. В. История таможенного дела и таможенной политики России. - М.: БалтРус, 2007. - 592 с
10. Рыжков Н. И. Великая Отечественная. Ленд-лиз - М.: ИД «Экономическая газета», 2012. - 440 с.
11. Рыжков Н. И. Великая Отечественная: битва экономик и оружие Победы. - М.: ИД «Экономическая газета», 2011. - 440 с.
12. Таможенное дело России. Государственный Таможенный комитет Российской Федерации. Российская таможенная академия: Сб. документов и материалов: в 4 т. - М., 1997 - 2003.