Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Текстовые публикации в газете различаются содержанием и формой. Один из важнейших элементов формы публикации - ее жанр. Под жанром журналистского произведения понимают устойчивые особенности его содержательно-тематических характеристик, типа отображаемой действительности, композиции, стилистики. Эти особенности жанра не зависят от воли журналиста, наоборот, выбрав какой-либо жанр для своей публикации, он вынужден считаться с его особенностями и возможностями.
Глава 1. Информационные жанры
1.1. Заметка. Структура и виды заметок
Жанр публицистики — это исторически сложившийся тип журналистского произведения. Главными отличиями жанров журналистики от литературных являются объективность, достоверность и опора на факты. Критериями для различения жанров являются понятия «первичная реальность» и «вторичная реаль-ность». Под «первичной реальностью» понимаются объективные явления действительности (для заметки и репортажа — факты, события; для корреспонденции и статьи — процессы и т.д.). «Вторичная реальность» — это те документальные свидетельства, на основе которых уже создаются публицистические тексты. Например, книга, телефильм дают повод написать рецензию; вышедшие в печати материалы за определенный период становятся объектом обзоров печати. [1, с. 15]
Основным методом информационных жанров становится пе-редача новости или факта в режиме реального времени на основе повествования и так называемого «телеграфного стиля» .
В основе структуры текстов информационных жанров лежат пять главных вопросов: Кто? Что? Где? Когда? Почему?
Главными характеристиками информационных жанров жур-налистики являются точность, оперативность, краткость и ясность подаваемой информации. Кроме того, информационные жанры, несмотря на вышеозначенные требования, используют обширный арсенал художественно-выразительных средств и предназначены для всей аудитории. Для того чтобы привлечь и удержать внимание читателей и зрителей, журналисты стараются сочетать такие слова и понятия, которые в других обстоятельствах не способны вызвать интерес аудитории .
Заметка является первичным и исходным информационным жанром. В ее основе лежит информация о каком-либо актуальном событии или происшествии .
Это один из самых мобильных жанров. Факт является базисом заметки, однако главным требованием является его социальная значимость.
Журналистика новостей создает материалы, сильные прежде всего эффектом “самоочевидности факта”, допуская комментарии в случаях, когда факт надо “поддержать”, “подогреть” к нему ин-терес, продлить его существование в качестве новости.
Заметка, как правило, — это небольшой по объему материал, в котором отражаются результаты знакомства с каким-либо предметом или явлением действительности. В таких текстах можно кратко упомянуть об источнике информации, однако ни методы ее получения, ни отношение автора к излагаемому материалу, ни ход исследований не раскрываются.
Заметка отличается от других жанров краткостью изложения, сигнализированием о произошедшем, о чертах явления или пред-мета действительности. [12, с. 105]
Из всех информационных жанров заметка — самый распро-страненный. В основе текста заметки лежат вопросы: что, где, когда? Анализ событий, как правило, отсутствует.
Структура и композиция заметки подчиняются главной цели - цели передачи актуальной информации. Самое удобное для жур-налиста — это использовать принцип перевернутой пирамиды, когда факт ставится в начало текста, а остальной материал распо-лагается в зависимости от значимости .
Исследователи выделяют два структурных типа заметки .
Первый структурный тип представляет собой ответы на ос-новные пять вопросов, о которых говорилось выше . Как правило, цель создания текста в данном случае ставит перед журналистом выбор количества вопросов и порядок их освещения. Второй структурный тип — это текст, где факт сопровождается коротким комментарием. Журналист связывает событие, послужившее поводом для создания заметки, с другими фактами или явлениями действительности .
Заметка как жанр подразделяется на несколько видов. Выде-ляют: хроникальную заметку, краткую заметку или заметку- анонс, развернутую или событийную заметку, мини-рецензию .
Развернутая или событийная заметка. В ее основе лежит описание уже свершившегося события на основе фактологического описания. Как правило, в событийной заметке приводятся мнения экспертов, рассматривается значение факта, можно использовать оценочные выразительные средства. Помимо основных, даются ответы на вопросы: как, почему, каково значение события. В отличие от других видов заметки, этот материал может публиковаться как самостоятельный и иметь заголовок. [2, с. 25]
1.3. Своеобразие жанра репортажа. Виды репортажей
Репортаж — это сообщение, рассказ о событии или событи-ях, происшедших на глазах журналиста.
Это один из самых распространенных и любимых жанров оте-чественных журналистов.
Возник репортаж в письменной культуре Древней Греции . Тексты, где описывались события, странствия, назывались путевыми заметками. Одним из наиболее известных культурных дея-телей, который работал в этом жанре, являлся Геродот. Именно тогда появилась одна из главных характеристик репортажа: если хочешь, чтобы текст привлек внимание аудитории, пиши о том, что читатель не может рассмотреть сам, а не о том, что он видит каждый день. Главное назначение репортажа — «преодолевать дистанцию». [9, с. 15]
В современной журналистике авторы в репортаже снимают не только географические границы, но и социальные. Иначе как за-интересовать читателя репортажем, который описывает их страну или город? Журналисты чаще выбирают для репортажей темы, связанные с различными социальными группами, описание жизни которых дополняет общественную картину страны или города, которая сложилась в сознании аудитории. Проблема современно-го общества состоит в том, что социальная дистанция становится только шире, поэтому репортажи помогают устранять данный разрыв. Кроме того, с помощью репортажей перед аудиторией раскрываются двери так называемых «закрытых» учреждений: тюрем, НИИ, воинских частей. С помощью репортажа читатели и зрители могут познакомиться с особенностями разных профессий. [9, с. 36]
Немецкий ученый Михаэль Халлер сформулировал пять тезисов, которым должен соответствовать репортаж, чтобы быть успешным:
1. Задача журналиста-путешественника — преодолеть дис-танцию, чтобы сделать близким далекое и чужое. Это далекое и чужое проявляет себя через переживания журналиста, которыми он хочет поделиться.
2. Задача журналиста-свидетеля — преодолеть барьеры, чтобы сделать доступным неизвестное и спрятанное. Это неизвестное и спрятанное становится близким через описание событий. Репортаж — это мостик к событиям, которые происходят и без журналиста.
3. В обоих типах репортажей журналист дает возможность чи-тателю почувствовать себя участником событий. Поэтому язык репортажа — рассказывающий и описательный, а происходящее передается конкретно, чувственно и непосредственно.
4. В современном “непрозрачном” обществе дистанция и барьеры также проявляются в переносном смысле: журналист преодолевает социальную дистанцию и институциональные барьеры, то, что граждане самостоятельно преодолеть не могут.
5. Каждая хорошая репортажная тема предполагает преодо-ление или дистанции, или барьеров. Если же тема содержит и то и другое, тогда она для репортажа подходит идеально. Наоборот, чем обыденнее тема, тем меньше дистанции и барьеров она содержит, тем труднее оформить ее как репортаж. В этом случае журналист должен найти какой-то неожиданный аспект этой темы, например, рассказать о ней “с другой стороны прилавка”, из-за кулис, чтобы знакомую ситуацию показать как новую. Еще один прием — провоцирование событий, чтобы сделать их центром репортажа».
Прежде чем приступить к тексту репортажа, автор должен посетить место события. Главным критерием для хорошего материала является непосредственное наблюдение, в ходе которого автор фиксирует развитие события и его результат. Иногда жур-налисты как метод сбора материала используют включенное наблюдение, становясь непосредственными участниками собы-тия. Отсюда главной целью данного жанра является передача ин-формации таким образом, чтобы читатели ощутили себя на месте журналиста, смотрели на событие его глазами. Этот прием назы-вается «эффект присутствия». Основным способом достижения данного эффекта является изложение «динамики события или изложение динамики авторских переживаний».
1.4. Интервью. Виды интервью
С английского языка «интервью» переводится как «беседа». Это диалоговая форма передачи актуальной социально значимой информации. Журналист ведет беседу с интересными, общест-венно активными лицами и передает ее по каналам СМИ. [12, с. 25]
Главным в этом диалоге становится человек, с которым беседует журналист. Все факты, комментарии передаются от лица, которого интервьюируют. Для читателя главными становятся слова авторитетного человека, этим интервью и ценно для аудитории .
Но не следует сводить роль журналиста всего лишь к передаче слов собеседника. Обычно успех интервью зависит от умения наладить контакт, разговорить человека, создать условия для плодотворного сотрудничества. Очень сложно составить вопро-сы, так как журналист должен поставить себя на место своих читателей и понять, что им будет интересно прочитать, какие темы станут для аудитории актуальными. Кроме того, журналист дол-жен предугадать интерес и желания своего собеседника.
Отличительными чертами интервью являются актуальность для современной общественной, культурной, политической и экономической сфер; целеустремленность и деловитость.
Интервью может играть даже роль официального политиче-ского документа, если его дает журналисту крупный политический деятель, глава правительства, президент. Особенность таких официальных интервью в том, что они отражают не индивидуальное мнение, а точку зрения официальной власти, политической партии, движения. [10, с. 15]
1.5 Аналитические жанры журналистики
Аналитические жанры журналистики – это публицистические мате-риалы, цель которых разъяснить причины, значение и последствия проис-шедших событий. Такой материал охватывает отрезок времени до совер-шения основного события, во время его свершения и после него.
Задача автора ответить на вопросы почему это произошло и какие будут последствия.
Основные жанры: корреспонденция, комментарий, рецензия, жур-налистское расследование, статья, обозрение. [14, с. 75]
Обозрение - рассмотрение разнообразных важнейших событий жизни за определённый период времени.
Обозревать - значит наблюдать и обдумывать замеченное, а не лю-боваться им. Предмет обозрения – общие вопросы политики, экономики, характерные социальные явления и их развитие и мн. др. Предметом обо-зрения могут быть не только события и явления, но и идеи, почерпнутые из философии, литературы, истории и.т.п.
1.6 Художественно-публицистические жанры
Художественно-публицистические жанры обычно относят к «автор-ской» или «писательской» журналистике, подчеркивая тем самым их осо-бый характер. Проявляется он прежде всего в повышенной требовательно-сти к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности текстов, глубине авторского обобщения действительности.
К художественно-публицистическим жанрам относятся: очерк, фе-льетон, памфлет - они сочетают в себе понятийные и образно выразитель-ные ср-ва, обладают высокой эмоциональностью, раскрывают типическое через индивидуальное. В этих жанрах присутствует комбинация фактов и событий, отраженных в образной форме. Сфера отражения в художе-ственно-публицистических жанров - это социальные, духовные, нравствен-ные коллизии. Они характеризуются актуальностью, оперативностью, яр-ко выраженным отношением автора к содержанию высказывания, а также чередованием стандартных и экспрессивных единиц языка.
Глава 2. Жанровое своеобразие публикаций федеральной и регио-нальной сетевой газетно-журнальной периодики
2.1 Жанровая характеристика публикаций качественного сетевого
издания на примере издания «Российская газета»
Качественные СМИ несут ответственность перед своей аудиторией, поэтому материалы, которые выходят на страницах «Российской газеты» более сдержаны, тактичны и содержат проверенные сведения. «Российская газета» издается с 1990 года - она является официальным печатным органом Правительства Российской Федерации. Газета была учреждена Верховным Советом Российской Федерации, в 1993 году все полномочия учредителя были переданы Правительству России. C 1997 года газетой Федерального Собрания РФ является Парламентская газета. [15, с. 75]
После публикации в этом издании вступают в силу государственные документы: федеральные конституционные законы, федеральные законы, Кодексы, Указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные документы различных министерств и ведомств. В «Российской газете» публикуется весь информационный (официальный) материал о произошедших событиях в стране и в мире, интервью политических лидеров и государственных деятелей, комментарии к официальным документам. Статус официального публикатора документов определен Законом Российской Федерации № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» и рядом других документов. [17, с. 250]
Сетевое издание интернет-портал «Российской газеты» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21
июня 2012 года. Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 50379.
«Российская газета» печатается во многих городах, включая Барнаул и Новосибирск. Библиотечка «Российской газеты» имеет тематические издания, разъяснения изменений в законодательстве для бухгалтеров, юристов, государственных служащих, например, «Новые законы и нормативные акты», «Кодексы РФ», «Юрист спешит на помощь», «Неденежные формы расчетов». Специальные выпуски «Российской газеты» различаются по отраслям хозяйства, общественной жизни, регионам, например, «Регионы: Инвестиционные проекты. Время быстрых решений», «Регионы: Национальные проекты. Дорогой портфель»; «Экономика: Экология. Бизнес под колпаком», «Транспорт. Стратегии, инвестиции, инновации», «Экономика: Образование и карьера» [Особенности 2017, с. 6].
При публикации официальных документов в «Российской газете» дается квалифицированный комментарий к наиболее значимым из них. Такое информационное сопровождение документа привлекает к нему внимание и часто воспринимается как важная политическая, экономическая или правовая новость. В ходе нашей работы были использованы три номера «Российской газеты»: № 86 (7549) от 23.04.2018 года, № 87 (7550) от 24.04.2018 года, № 88 (7551) от 25.04.2018 года. Первая полоса анализируемых газет выглядит традиционно: большими буквами название издания - «Российская газета», слева от надписи находится изображение двуглавого орла, государственная гербовая символика России. [16, с. 95]
В Российской газете» преобладают традиционные разделы: «Государство», в который включены следующие рубрики: «Власть», «Политика», «Казна», «Право, суды и судьи», «Безопасность», «Граждане», «Социальная сфера», «Работа». Раздел «Экономика» состоит из рубрик: «Экономическое законодательство», «Макроэкономика», «Финансы», «Отрасли», «Бизнес», «Экономика регионов». Раздел «Общество» включает в себя рубрики: «Гуманитарный блок», «Социальный блок», «О жизни», «Коммуникации», «Автомобилистам», «Ежедневник», «Утраты». Раздел
«Культура» включает подрубрики: «Премьеры», «События», «Персоны»,
«Обзоры», «Афиша». Раздел «Происшествия» включает рубрики: «Трагедии», «Преступления», «Криминал», «Охрана порядка», «Терроризм. Раздел «Спорт» включает рубрики: «Футбол», «Хоккей», «Теннис», «Фигурное», «Катание», «Бокс», «Баскетбол», «Волейбол», «Большая игра», «Спортивная жизнь». Раздел «События и комментарии» включает рубрики: «Ситуация», «Приговор», «Транспорт», «Правительство», «Президент», «Реплика», «Право». «Кремль». Система рубрик одинакова в каждом выпуске. Собственно материалы в выпусках начинаются с первой страницы и продолжаются по 17. С 17 полосы в каждом выпуске публикуются государственные документы, вкладка так и называется «Документы».
2.2 Анализ жанров журнала «Эксперт»
Из качественных журналов был выбран деловой журнал «Экс-перт». Журнал «Эксперт» относится к виду «экономических» деловых журналов, так как все публикации отражают макро и микроэкономический или отраслевой анализ. Отраслевая тематика представлена и в специали-зированных ежемесячных приложениях к журналу: «Авто», «Недвижи-мость», «Панорама страхования», «Цифровой мир», в приложениях, где глубоко отражены банковский сектор, электроэнергетика, лесопромыш-ленный комплекс.
Заключение
Итак, рассмотрев и попытавшись кратко охарактеризовать основные жанры журналистики, а также вначале дать определение самому понятию "жанр", мы можем придти к определенным выводам.
Несмотря на то, что многие исследователи вообще отрицают понятие жанра, не видят в нем надобности, и создают свои классификации видов журналистского творчества, устоявшаяся классическая дифференция жанров имеет право жить. Она не мешает, а лишь помогает автору определиться со стилями, упорядочивает его работу, тем самым ее облегчая.
Конечно, времена меняются, меняются люди, а следовательно и стили письма. Многие, популярные несколько лет назад, жанры утратили свой блеск или совсем исчезли со страниц современных газет. Но это не значит, что они вовсе канули в лету. Просто на них прошла мода.