Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из важнейших институтов государственного управления яв-ляется государственная служба. В любом современном обществе, имею-щем государственно-организованную форму, неизбежно возникает необ-ходимость создания, поддержания и постоянного развития института гос-ударственной службы.
По своему характеру государственная служба относится к особому виду общественно-полезной деятельности человека - управленческому труду и связана с реализацией таких функций управления как планирова-ние, организация и контроль. Иными словами, государственная служба призвана обеспечить организацию жизнедеятельности общества, его соци-альных и экономических процессов, а также призвана обеспечить решение государственных задач в сфере публичного управления. Это в свою оче-редь ставит задачу совершенствования института государственной служ-бы, поскольку от него, в конечном счете, зависят возможности государ-ства адекватно реагировать на изменяющуюся социально-экономическую ситуацию и обеспечивать эффективность государственного управления в целом.
1. Общая характеристика государственной службы в современной России
1.1 Понятие и виды государственной службы Российской Федерации
Для того чтобы определить и понять содержание государственной службы нужно, прежде всего, отделить её от других видов общественно-полезной деятельности человека. Как отмечает В.М. Манохин, весь спектр общественно-полезной деятельности человека может быть разложен на следующие сферы:
- производство товаров и предоставление услуг;
- создание нематериальных благ;
- социально-культурная деятельность;
- государственная (публичная) служба.
Для каждого направления действуют свои критерии выделения, например, для производства материальных товаров и предоставления услуг критерием их выделения является наличие физически воплощенных результатов труда, материальных объектов, факта производства услуг. То же самое характерно и для сферы нематериального производства. Резуль-татом труда человека здесь является производство духовных ценностей, например, в виде постановки спектакля, написания книги, съемок фильма и т.д.
С этой позиции и государственная служба имеет свои особые кри-терии выделения.
В учебниках по административному праву государственная служба обычно определяется как самостоятельный вид трудовой деятельности че-ловека, которую он осуществляет на постоянной основе в органах госу-дарственной власти в целях выполнения функций государства. Таким об-разом, в основу подхода выделения государственной службы как самосто-ятельного вида профессиональной деятельности человека ложится крите-рий связи его трудовой деятельности с реализацией государственного управления.
Таким образом, государственной службой является не вся работа, выполняемая в органах государственной власти. Эта деятельность имеет свои отличия по содержанию и по форме. Во-первых, она не связана с со-зданием материальных благ и лежит преимущественно в сфере руковод-ства, управления, контроля, надзора, учета. В этом случае люди, занятые на государственной службе создают особый тип духовных ценностей и услуг, реализуя их через функцию государственных органов. Во-вторых, эта деятельность определяется сферой компетенции органа власти и непо-средственно связана с реализацией его функций.
Подобный подход к определению государственной службы, а также выделению её отдельных видов содержится и в современном законодатель-стве.
Так, в Федеральном законе № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в статье 1 дается «базовое» общее опре-деление государственной службы как профессиональной служебной дея-тельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти и должностных лиц (статья 1).
В этом определении как раз отражена неразрывная связь професси-ональной деятельности государственных служащих с исполнением власт-ных полномочий органов государственного управления, являющимся ос-новным критерием отнесения должностей к категории «государственных». Иными словами, другие работники органов власти: водители, техперсонал, охрана и т.п. хотя и работают в органе власти, получая заработную плату из бюджета, государственными служащими не могут считаться, поскольку их работа (обслуживающая деятельность) не связана с реализацией власт-ных полномочий органа власти.
Рассматривая виды государственной службы, современное законо-дательство исходит из двух аспектов организации государственной служ-бы:
- конституционно-федеративные особенности организации наше-го государства;
- функциональные особенности государственных органов власти.
Так, статья 71 Конституции Российской Федерации, провозглашая принцип федерализма, делит всю государственной службу Российской Фе-дерации на два уровня: федеральный и региональный. Статьей 71 Консти-туции России определяется разделение государственной службы на феде-ральную государственную службу (п. «т» ст. 71 Конституции Российской Федерации) и государственную службу субъектов Российской Федерации (п. «к» ст. 71 Конституции Российской Федерации).
Функционально-видовые особенности государственной службы раскрываются и в Федеральном законе № 58-ФЗ «О системе государствен-ной службы Российской Федерации». Закон в п. 1 статьи 2 дает видовое разделение государственной службы:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- государственная служба иных видов.
Раскрывая конституционно установленное требование по отраже-нию конституционно-федеративных особенностей государственной службы - пункты «т» и «к» ст. 71 Конституции Российской Федерации, Федераль-ный закон № 58-ФЗ в п. 2 статьи 2 повторяет конституционное требование, разделяя государственную гражданскую службу на федеральную и госу-дарственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Так, федеральная государственная служба определяется как - профессиональ-ная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полно-мочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государ-ственных органов и лиц, замещающих государственные должности Рос-сийской Федерации.
1.2 Принципы государственной службы Российской Федерации
Вопрос о принципах государственной службы является важнейшим вопросом построения всего института государственной службы. Само по-нятие «принцип» указывает на основополагающие, сущностные черты и характеристики, определяющие содержание государственной службы и имеющие юридическое закрепление в структуре самого института госу-дарственной службы. Принципы государственной службы, это своего рода внутренние правила по которым организуется работа этого института.
Действующее законодательство по-разному подходит к определе-нию принципов построения государственной службы. Так, основные принципы, базовые, распространяющиеся на все виды государственной службы содержаться в пункте 1 статьи 3 58-ФЗ. В частности, к этим «ос-новным» принципам государственной службы относятся:
- федерализм, обеспечивающий единство системы государствен-ной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ве-дения и полномочий между федеральными органами государственной вла-сти и органами государственной власти субъектов;
- законность;
- приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосред-ственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
- равный доступ граждан к государственной службе;
- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
- взаимосвязь государственной службы и муниципальной служ-бы;
- открытость государственной службы и ее доступность обще-ственному контролю, объективное информирование общества о деятельно-сти государственных служащих;
- профессионализм и компетентность государственных служа-щих;
- защита государственных служащих от неправомерного вме-шательства в их профессиональную служебную деятельность как госу-дарственных органов и должностных лиц, так и физических и юридиче-ских лиц.
Например, статья 4 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ устанавливает сле-дующие принципы государственной гражданской службы в Российской Федерации:
1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Феде-рации;
3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее про-хождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и де-ловыми качествами гражданского служащего;
4) профессионализм и компетентность гражданских служащих;
5) стабильность гражданской службы;
6) доступность информации о гражданской службе;
7) взаимодействие с общественными объединениями и граждана-ми;
8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Рассмотрим основополагающие принципы построения государ-ственной службы в Российской Федерации.
Принцип федерализма. Данные принцип исходит из задач разгра-ничения компетенции и предметов ведения между двумя уровнями управ-ления: федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ и корреспондирует с требованиями статьи 71 Конституции РФ по разграни-чению уровней управления между федерацией и субъектами РФ. Однако применительно к проблеме государственной службы принцип федерализ-ма имеет несколько своих аспектов.
Прежде всего, это правовой аспект, выражающийся в разграниче-нии законодательства в части регулирования федеральной государствен-ной службы и службы субъектов РФ. Сегодня этот вопрос урегулирован через развитие федерального законодательства в части регулирования государственной службы и регионального, основанного на местном нор-мотворчестве.
2. Подготовка и развитие кадров государственного управления
инновационным развитием российской экономики как перспективное направление государственного управления
2.1. Сущность, принципы и элементы системы подготовки кадров
государственного управления инновационным развитием российской экономики
Проблемы организации института государственной службы доста-точно многочисленны и разнообразны. Условно весь комплекс проблем государственной службы можно разделить на пять блоков:
1) проблемы системы государственной службы;
2) проблемы правового обеспечения государственной службы;
3) проблемы качественного состава государственных служащих;
4) низкая эффективность кадровой работы в органах государ-ственной власти;
5) проблема коррупции в органах государственной власти и на государственной службе.
Первой группой проблем являются проблемы организации единой системы государственной службы в Российской Федерации. Как отмечает в своей статье «Система государственной службы: проблемы развития и со-вершенствования» С.П. Матвеев, система государственной службы, преду-смотренная Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ в последние годы претерпела ряд изме-нений и нуждается в развитии. В частности, в рамках первоначальной ре-дакции ФЗ-58 было предусмотрено выделение трех видов государственной службы: государственной гражданской (федеральной и региональной), во-енной и правоохранительной. При этом в отношении всех трех видов службы было предусмотрена необходимость развития соответствующего отраслевого законодательства.
Так, для государственной гражданской службы был принят Феде-ральный закон от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ.
Для военной службы системообразующими законами стали:
- Федеральный закон «О воинской обязанности и воинской службе» № 53-ФЗ ;
- Федеральный закон «О статусе военнослужащего» № 76-ФЗ.
Кроме этого вопросы организации этих двух видов службы были урегулированы рядом президентских указов, постановлений Президента РФ ведомственными НПА и законами субъектов.
Исходя из этой логики, принятие специального отраслевого закона о правоохранительной деятельности стало вполне ожидаемо. В 2013 году в
Государственной Думе Российской Федерации даже была создана специ-альная рабочая группа по разработке проекта закона, урегулирующего прохождение государственной службы в правоохранительной сфере. Од-нако вплоть до 2014 года работа не была закончена, хотя некоторые про-екты этого закона до сих пор можно найти в сети Интернет.
Напротив, в июле 2015 года вместо завершения видового разделе-ния государственной службы и его нормативного закрепления законода-тель пошел по пути выведения правоохранительной службы из системы государственной службы, предусмотренной ФЗ-58.
Предпосылки этого решения связаны с введением в действие Феде-рального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные ак-ты РФ в части уточнения видов государственной службы» № 262-ФЗ. В результате этого в статью 2 Федерального закона «О системе государ-ственной службы РФ» № 58-ФЗ были внесены изменения, суть которых за-ключается в ликвидации понятия правоохранительная служба и её заменой на новое понятие «государственная служба иных видов».
2.2. Технологическое обеспечение развития кадров государственного управления инновационным развитием российской экономики
Анализируя опыт использования современных инновационных тех-нологий, применяемых в процессе развития кадрового обеспечения госу-дарственной службы в нашей стране, можно говорить о том, что такие технологические подходы применяются строго на основе закреплённых в российском законодательстве принципов, поскольку это и проблема без-опасности государства, и вопрос персональных данных государственного служащего. В этом свете становится более понятной общая стратегия госу-дарства в отношении создания и управления кадровыми блоками на госу-дарственной службе:
- достижение эффективной и справедливой ротации кадров,
включающей в себя подготовку, переподготовку, повышение ква-лификации и профессиональное развитие как таковое вне первостепенного учёта конкретных профессионально-личностных заслуг и достижений того или иного государственного служащего;
- обеспечение системности мероприятий по профессионально-личностной эволюции государственных менеджеров в системе постоянного формирования и развития профессиональных компетенций, связанных в том числе с персональным владением современными информационно-коммуникационными технологиями;
- внедрение и апробация резервистских технологий, ориентиро-ванных на создание и развитие региональных и федеральных резервов управленческих кадров, в том числе в формате региональных и федераль-ных управленческих конкурсов, по результатам которых возможно про-движение по карьерной лестнице и получение дополнительных преиму-ществ и льгот, в том числе в контексте пенсионного обеспечения и соци-альной поддержки;
- глубокая системная модернизация методического обеспечения и обновления образовательных программ (программы среднего профес-сионального образования, бакалавриата, специалитета и магистратуры) с применением передовых инновационных подходов, в том числе дистанци-онного обучения и активных методов преподавания, а также лучших об-разцов зарубежной практики (проектное обучение, обеспечение прямой взаимосвязи с потенциальными работодателями, инклюзивное обучение и т.д.) с учетом специфики российской экономики и необходимости обеспе-чения защиты национальных интересов и соблюдения требований эконо-мической и военно-политической безопасности;
Заключение
Важнейшим элементом современной системы государственного управления является государственная служба. Представляя собой целост-ный правовой и организационный институт, государственная служба непо-средственно обеспечивает реализацию государства и его органов. В свою очередь уровень развития государственной службы определяет эффектив-ность всей системы государственного управления.
Современное положение государственной службы основано на дей-ствии ряда федеральных и региональных законов. Ведущими норматив-ными актами, определяющими структуру и содержание государственной службы, являются Конституция России и Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ. Эти НПА устанавливают следующие виды государственной службы:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изменениями и дополнениями) от 5 апреля .2013 г. № 44-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70353464/
2. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа. - URL: https://base.garant.ru/71551998//
3. Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71670570/
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. № 256 «О федеральной государственной информационной системе «Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71624752//
5. Правила оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также применения результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей. [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/70282224/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
6. Аронов А.М., Блехцин И.Я., Петров А.Н. Теория стратегического менеджмента: процессный подход /А. М. Аронов, И.Я. Блехцин, А. Н. Петров. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2017. - 207 c.
7. Апканиева К.И. Оценки эффективности деятельности органов государственной власти в Российской Федерации: состояние, проблемы и пути решения // Молодой ученый. — 2018. — №45. — С. 123-127.
8. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. - М.: ОМЕГА-Л, 2019.
9. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., 2017. С. 98.
10. Барабашев А.Г., Киндрась А.А. Об эффективности программно - целевого метода реформирования государственной службы: опыт России // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2019. - №2. - С. 7-27.
11. Барциц И.Н. Подготовка кадров для государственного управления: от бакалавра до доктора // Государственная служба. - № 1 (93). - М., 2019 - С. 40-47.
12. Барциц И.Н., Борщевский Г.А., Магомедов К. О. Современное состояние и тенденции развития государственной гражданской службы в России. Аналитический доклад. М.: Издательский дом Дело, 2018. - 136 с.
13. Безденежных Т.И., Шарафанова Е.Е. Направления развития высшего и профессионального образования в эпоху цифровой экономики//В сборнике: Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства. Сборник трудов III Национальной научно-методической конференции с международным участием. Под ред. И.А. Максимцева, В.Г. Шубаевой, Л.А. Миэринь. 2019. С. 63-69.
14. Безденежных Т.И., Хейфиц Б.И. Инновационный потенциал социально-экономической системы: категориальный аппарат/ Экономические науки. 2019. № 181. С. 146-151.
15. Бездудная А.Г., Федосеев И.В., Юдин Д.С. Современный менеджмент как драйвер роста в условиях цифровой трансформации экономики/ Проблемы современной экономики. 2019. № 2 (70). С. 251-252.
16. Василенко В.А. Современное состояние и перспективы развития системы подготовки государственных и муниципальных служащих // Теория и практика общественного развития. - № 3. - 2016. С. 295-297.
17. Васильева Е.В., Мирзоян М.В. Проблемы формирования кадрового потенциала государственной службы в контексте реализации нового государственного менеджмента // Управленческие науки. 2017, №4, т.7. С. 88.
18. Вебер М. Избранные произведения. М., 2017
19. Голубецкая Н.П. Инновационные методы управления интеллектуальным капиталом социально - экономических систем России// В сборнике: Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества XXI века. Международная научно-практическая конференция. 2019. С. 168-170.
20. Горбашко Е.А., Бонюшко Н.А., Семченко А. А. Развитие системы менеджмента качества организации в условиях кластерной экономики: монография / Е.А. Горбашко, Н.А. Бонюшко., А. А. Семченко. -СПб.: Издательство: СПбГЭУ, 2017. - 159 с.
21. Горбашко, Е.А., Азимина, Е.В., Плешакова, Е.Ю., Цветков, А.Н. Методика оценки качества управления организацией// Стандарты и качество. 2018. № 2. С. 50-54.
22. Жанчипова Ц.Б. Кадровые технологии на государственной службе: проблемы адаптации и применения // Вестник БГЭ. Экономика и менеджмент. 2017, №1. С.16.
23. Житова Л.Д. Принципы управления в социальной системе для достижения целей субъекта управления//В сборнике: Точки роста в Евразийском экономическом союзе: бизнес, инвестиции, инновации. Сборник материалов международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Научный редактор: А.Н. Ежов. 2019. С. 161-165.
24. Журавский А.Ф. Научная организация труда. Л.: Гос. Изд-во, 2019. - 220 с.
25. Ивлева Е.С., Шашина Н.С., Шашина Э.С. Роль интеллектуального капитала в развитии конкурентоспособной экономической модели// В сборнике: Роль интеллектуального капитала в экономической, социальной и правовой культуре общества XXI века. Международная научно-практическая конференция. 2019. С. 259-261.
26. Ивлева Е.С., Кейта М.Д. Феномен цифровой экономики в экономической науке// В сборнике: Развитие финансовых отношений в период становления цифровой экономики. Материалы II Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией А.Ю. Румянцевой. 2019. С. 65-67.
27. Ильина И.В. Подготовка конкурентоспособных кадров в условиях полисубъектного управления развитием образовательного процесса в вузе/Педагогическое образование и наука. 2017. № 1. С. 12-14.
28. Копылова Е.Н. Этапы формирования управленческих команд на государственной гражданской службе России // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №15. - С. 16-19.
29. Кравченко А.И., Тюрина И.Ю. Социология управления. - М.: Академический проект, 2016. С. 45-46.
30. Кроливецкий Э.Н., Мельниченко А.М. Управление развитием инновационной среды // Журнал правовых и экономических исследований. 2018. № 1. С. 133-136.