Фрагмент для ознакомления
2
Сравнительный анализ государственной и муниципальной службы является темой данного исследования.
Актуальность этой темы заключается в том, что эффективное функционирование системы управления – государственной и муниципальной службы, с высококвалифицированными сотрудниками, играет ключевую роль в переходе к рыночной экономике и преодолении кризисных ситуаций в стране. Проблема разграничения полномочий между государственными и муниципальными уровнями системы управления остается актуальной.
Единства мнений в обществе и правовой науке по поводу организации правового пространства, его структуры и взаимоотношений между составляющими частями, а также механизмов обеспечения единства и однородности пока нет. Каждое звено управления должно иметь определенные функции и задачи, причём взаимодействие между ними должно быть четко определено. Необходимость в решении данных проблем исследования является основной причиной выбора данной темы.
Объектом исследования являются правовые отношения, складывающиеся в сфере государственной и муниципальной служб Российской Федерации.
Цель исследoвания заключается в определении сходства и различия в институтах государственной и муниципальной службы.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть, функционирование государственной и муниципальной службы исследуя, следующие вопросы:
изучение понятия соответствующей службы (государственной и муниципальной);
исследование принципов соответствующей службы;
приведение классификации должностей соответствующей службы.
2. На основе проведенного исследования выявить сходства и различия между государственной и муниципальной службами.
В процессе написания курсовой работы использовалась нормативная, учебная литература, а также материалы периодической печати.
Глава 1. Государственная служба
1.1 Понятие государственной службы
Выявление сути государственной службы имеет важное значение для понимания ее социальной природы, которая обусловлена рядом факторов, раскрывающих начало и специфику данного явления общественных отношений. Среди данных факторов следует выделить социальную обусловленность возникновения государственной службы, ее зависимость от политической структуры общества, особенностей типа и характера государства, а также социального состава государственных служащих и их взаимосвязей, отношений, которые играют ключевую роль в их среде. Изменение политической системы общества и других атрибутов государственности приводит к изменению природы государственной службы.
Сущность государственной службы, по словам В. Граждана, проистекает из разделения власти на политическое и административное руководство. Только признание этого разделения позволяет установить основополагающие принципы организации государственного управления. Конкретно, все должностные лица, отвечающие за политику, должны избираться (или назначаться сверху) на ограниченный срок (в России – на 4 года), а все государственные служащие, аппаратные работники должны отбираться по их профессиональным качествам и занимать должности столько времени, насколько они сохраняют свою квалификацию [6, с. 48].
На данный момент в научном истолковании сути, содержания и методики изучения института государственной службы возникли два основных подхода: юридический и социологический. Тем не менее, обе стороны имеют общие элементы: во-первых, оба подхода применяют институциональный подход, во-вторых, как юристы, так и социологи соединяют институциональность с понятием «социальность» («государственная служба как социально-правовой институт»).
По мнению В. Романова, данное разделение свидетельствует о том, что формирование теоретических основ государственной службы переживает давление типичных на стадии становления противоречий конкурирующих специализаций. Выделены теоретические подходы к пониманию сути и структуры государственной службы. Так, В. Граждан отмечает, что в ходе изучения проблем государственной службы выделились две основные концепции: политическая (или деятельностная) и правовая (или институциональная).
А. Н. Миронов дает такое толкование государственной службы: «это – организация постоянной профессиональной деятельности работников по осуществлению полномочий как органов государственной власти, так и иных сформированных ими государственных органов и учреждений общественного характера». Государственная служба направлена на выполнение целей, функций и задач государства. Поэтому научные исследования в области государственно-служебных отношений рассматриваются в тесном единстве с государством, а не отделенно от него.
По мнению Г. В. Атаманчука, государство является публичной и легитимной (определенной нормами и признаваемой людьми) властью общества; организованной силой общества, потому что власть является властью именно потому, что она организована. Однако, драма человеческой истории и современности во многом зависит от того, как устроены отношения между данной властью и обществом, насколько она отделена от общества, противостоит ему или, наоборот, связана с ним и поддерживает его, какие цели и интересы этой властью движут и что она приносит обществу [15, с. 67].
Эти характеристики государства во многом определяются государственной службой, методами и формами правового регулирования, через которые частично или в полной мере решается вопрос о том, как заставить государство служить обществу и заботиться о каждом своем гражданине. Поэтому эпитет «государственная» к термину «служба» имеет широкий и сложный контекст, определяет важное и многогранные явление в обществе и требует учета всех его аспектов при использовании этого понятия.
Государственная служба представляет собой профессиональную деятельность в интересах государства, финансируемую за счет государственных средств. В современной мировой практике можно выделить две основные системы государственной службы. Одна из них – это система открытой государственной службы, где подбор и деятельность государственных служащих осуществляются по таким же принципам, как и в гражданском обществе. Другая – система закрытой государственной службы, где набор и работа государственных служащих основаны на преданности, и они являются постоянными элементами государственной власти. Система открытой государственной службы не разделяет государство и гражданское общество, а скорее объединяет их. Система закрытой государственной службы наиболее соответствует принципу разделения гражданского общества и государства, обеспечивая преимущество общественных интересов в работе государственных служащих [7, с. 88].
Принимая во внимание упомянутые аспекты, можно заключить, что закрытая государственная служба остается консервативной и малоподвижной в своем отношении к реформам в государственном аппарате. Она имеет тенденцию к бюрократизации и преобладанию интересов аппарата, которые, как известно, не всегда соответствуют общественно значимым целям.
Сам термин «служба» может рассматриваться по-разному и использоваться в зависимости от его интерпретации. В словаре В. И. Даля даны несколько определений слова «служба» и его производных: «служба - использование, польза, деятельность, жизнь для других, услуга, полезное дело. Служащий - человек, находящийся на службе».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79–ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 14.02.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 31. – Ст. 3215.
3. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25–ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 23.03.2024) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – № 10. – Ст. 1152.
4. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 23.03.2024) // Российская газета. – 2003. – № 202. – 12 октября.
5. Баталова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Баталова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 389 с.
6. Борщевский, Г. А. Институт государственной службы в политической системе российского общества : монография / Г. А. Борщевский. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 293 с.
7. Борщевский, Г. А. Государственная служба : учебник и практикум для вузов / Г. А. Борщевский. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 305 с.
8. Ванюшин, Я. Л. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации : учебное пособие для вузов / Я. Л. Ванюшин, И. Н. Ванюшина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 267 с.
9. Государственная служба Российской Федерации. Тесты и кейсы : учебное пособие для вузов / В. Н. Грязнова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Фотина. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 104 с.
10. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 400 с.
11. Государственная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 327 с.
12. Деханова, Н. Г. Социология государственной службы : учебное пособие для вузов / Н. Г. Деханова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 124 с.
13. Знаменский, Д. Ю. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Д. Ю. Знаменский ; ответственный редактор Н. А. Омельченко. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 384 с.
14. Кадровая политика на государственной службе : учебник для вузов / Л. В. Фотина [и др.] ; под общей редакцией Л. В. Фотиной. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 362 с.
15. Прокофьев, С. Е. Государственная служба : учебное пособие для вузов / С. Е. Прокофьев, Е. Д. Богатырев, С. Г. Еремин. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 208 с.