Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Один из основоположников Российской школы биоритмологии Б.С.Алякринский писал, что человек-это «Система, насквозь пронизанная ритмами». Основная регулирующая роль среди множества ритмически протекающих процессов (на сегодняшний день доказана ритмозависимость более 500 процессов организма) принадлежит суточному биоритму.
Исходя из основного закона материалистического естествознания - единства организма и среды, жизнедеятельность организма человека зависит от внешней среды, которая, в свою очередь, подчинена разнообразными ритмическим процессам, сформированными тысячелетиями эволюции.
ГЛАВА 1.ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1.Краткая историческая справка об истории развития биоритмологии
Основы биоритмологии сформировались в XVIII в. В 1729 г., французский астроном де Мэран выявил возможность адаптации животных к вращению Земли, а также зафиксировал явление сохранение суточного ритма движения листьев растений в полной и постоянной темноте. Но первые научные работы по биоритмологии были опубликованы только в 1814г во Франции, доктором Виреем, который стал и основоположником хронофармакологии. Изучением биоритмов занимались такие знаменитые на весь мир ученые, как Г.Свобода, В.Фляйсс, А.Тельтшер, К.Линней, Ч.Дарвин, К.Тимирязев, А.Чижевский.
В качестве отдельного научного направления биоритмология сформировалась ко 2й половине 20 века, а в 1960г в США проведен первый Международный симпозиум по биологическим часам. В докладах Ф.Халберга и К.Питердрая впервые была предложена концепция о структурной временной организации биологических систем, которая остается центральным вопросом хронобиологии. Ряд научных исследований, опубликованных по итогам симпозиума, задали несколько направлений для развития этой науки на годы вперед. Развитие биоритмологии, внедрение ее теорий и методов в смежные научные дисциплины определило развитие естествознания. Так, например, появилась хрономедицина, объединяющая хронофизиологию, хронофармакологию, хронопрофилактику и др. В 1989г в монографии «Хронобиология и хрономедицина» под ред.Ф.И. Комарова, в которой раскрывались вопросы применения хронобиологических данных для совершенствования профилактики и лечения заболеваний.
1.2.Параметры и классификация биоритмов
Биологические ритмы представляют собой сформированные эволюцией закономерные колебания интенсивности физиологических процессов, обусловленные воздействием внешних и внутренних факторов.
Для описания биологических ритмов используют следующие характеристики (А.Н.Тимченко 2012).
• период (Т)- промежуток времени между одинаковыми состояниями процесса
• частота-количество циклов, совершенных в единицу времени
Каждый цикл - это простой колебательный сигнал, который описывается понятиями:
1. Мезор (М)– величина среднего значения показателя.
2. Амплитуда (А) -наибольшее отклонение сигнала от мезора.
3. Фаза (Ф)- момент цикла, когда отмечается конкретная величина сигнала.
При несовпадении расчетных отрезков времени говорят о «разности по фазе», выраженной в соответствующих долях периода. Опережение или отставание по фазе свидетельствует, что событие произошло, раньше или позже ожидаемого срока.
Длительность цикла составляет 360o или 2p радиан. Точку максимального подъема называют акрофазой, точку минимального показателя- батифазой. (рис.1).
Рис.3 Иерархия биоритмов
Несмотря на то, что различают множество видов биоритмов, все они составляют единую систему. Это можно обнаружить при наблюдении упорядоченности во время наступления разных фаз одного и того же колебания, в стремлении к синхронизации и временной согласованности при которой достигается равенство и кратность периодов. Наличие биоритмов в живой природе обеспечивает единство организма и среды, их адаптационное взаимодействие.
1.3.Суточные биоритмы
В силу того, что показатели различных физиологических процессов значительно колеблются в течении суток, наибольшее значение для организма среди ритмических процессов имеет циркадианный ритм. (Агаджанян1987, Глыбин 1999). Он является несколько видоизмененным вариантом суточного ритма с периодом 24 часа и протекает в постоянных условиях. Циркадный ритм относится к так называемым свободно текущим ритмам, то есть они с не связаны ни с какими внешними условиями и обусловлены врожденными, генетическими свойствами организма.
Длительность их составляет у растений 23-28 часов, у животных 23-25 часов. Вследствие того, что живые организмы находятся в среде с циклическими изменениями ее условий, то ритмы организмов, адаптируясь к этим изменениям, становятся суточными.
1.4.Хронотипы человека
Хронотип каждого человека достаточно специфический, однако выделен набор частотно амплитудных характеристик, которые обуславливают ритмическую деятельность. При постоянном режиме дня- сна, питания, труда и отдыха все циркадные биоритмы находятся в строго упорядоченном состоянии, ритмы активностей могут иметь индивидуальную специфику.
В соответствии с доминирующей активности в утренние или вечернее время, выделяют три хронотипа:( Э М. Прохорова 2010)
1. «Жаворонки»- составляют 20- 25% людей, отмечают высокую работоспособность в первой половине суток. Им легко вставать рано утром, наибольшая продуктивность любого вида деятельности отмечается в утренние часы. К вечеру, наоборот, чувство усталости и сонливости значительно снижает работоспособность и эмоциональный фон.
2. «Совы»- 30-40% людей предпочитают поздний подъем и позднее засыпание, отмечают высокую активность во 2й половине дня и до поздней ночи, при этом малопродуктивны в утренние часы.
3. «Голуби»-30-35% людей не чувствуют зависимости своей активности от времени суток, предпочитают «стандартный «режим с периодом максимальной активности в 10-13 час и с 14до 18ч.
1.5.Физиологические основы тактильной чувствительности.
Так как данная работа предполагает исследование суточных колебаний тактильной чувствительности, для наилучшего понимания этого процесса рассмотрим его физиологические основы.
Тактильная чувствительность - восприятие человеком прикосновения, давления, растяжения через кожу и\или рецепторы опорно-двигательного аппарата. На сегодняшний день не разработана единая теория кожной чувствительности. Известно специфические рецепторы для 4 основных видов кожной чувствительности: тактильной, тепловой, холодовой и болевой. В физиологии различий характера кожных ощущений лежит разница в пространственном и временном распределении импульсов в центростремительных волокнах, которые возбуждаются при разных видах кожных раздражений.
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
В данной работе поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать учебную, методическую, а также научную литературу по биоритмологии, выяснить природу и особенности ритмических процессов человека.
2. Выделить наиболее важные биоритмы жизнедеятельности человека и возможность их оптимальной «настройки».
3. Провести исследование суточных колебаний тактильной чувствительности с помощью пробы Вебера для выяснения закономерностей протекания этого процесса.
4. Выяснить распределение хронотипов человека в исследуемой группе -10 человек в возрасте 20-22 лет, имея ввиду, что показатели тактильной чувствительности отражают физиологическую активность организма.
2.2. Методы и организация исследования
В исследовании приняли участие 10 человек в возрасте от 20 до 22 лет. В силу того, что выбранный метод исследования не предполагает использования сложного оборудования или специального помещения, с каждым из участников эксперимент проводился индивидуально, в жилом помещении, где на время проведения эксперимента обеспечивалась спокойная обстановка. Все участники эксперимента были положительно эмоционально настроены, достаточно мотивированы и заинтересованы в личных результатах эксперимента. С каждым испытуемым эксперимент проводился в течении 1 суток 3 раза: утром, в период 7-9 часов, в середине дня-14-16 часов и вечером в интервале 19-21 ч.
В нашем исследовании тактильная чувствительность определялась с помощью пробы Э.Вебера.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1.Результаты исследования суточных колебаний тактильной чувствительности
В ходе исследования суточной изменчивости тактильной чувствительности у 10 человек с помощью методики Э.Вебера (приложение А) были получены результаты, представленные в таб.1 Наглядное изображение на рис.7
1.
3.2. Распределение хронотипов в исследуемой группе
Для выяснения хронотипа каждого из участников и распределения их построены графики изменения показателей тактильной чувствительности в течении дня. (рис.8)
Рис.8 Индивидуальные колебания тактильной чувствительности
Исходя из полученных данных (таб.1) и направленностей кривых каждого участника на графике индивидуальных колебаний (рис.8) выявлено, что среди участников эксперимента:
30% участников хронотипа «Жаворонок» - 3участника из 10 человек-тактильная чувствительность снижается к 21ч
30% участников хронотипа «Сова»- 3 из 10 человек тактильная чувствительность повышается к 21 час (рис.9)
40% участников хронотипа «Голубь»- 4 из 10 человек тактильная чувствительность изменяется незначительно в течении дня.
ВЫВОДЫ
В ходе проведенного эксперимента выяснилось, что суточные колебания тактильной чувствительности в целом, по среднегрупповому показателю, совпадают с суточными периодами активности: высокий уровень чувствительности отмечается в период до 12 час, далее, около 14 час мы наблюдаем небольшой спад, и минимальный уровень тактильной чувствительности приходится на 21-00. Статистическая обработка данных показала высокую степень достоверности.(Таб.1)
При распределении участников исследования по хронотипам путем анализа динамики тактильной чувствительности в течении суток выяснилось, что у 3х человек из 10 участников эксперимента наилучшие результаты наблюдались в 21 час. Их отнесли к группе «Сов».
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Мы рекомендуем построить учебно-тренировочные процессы с учетом своего не только своего хронотипа, но и с учетом циклической триады, а именно: чтобы период наиболее интенсивных нагрузок приходился на 1ю половину положительной фазы триодного цикла. (см.рис.6). Это позволит улучшить спортивные результаты и легче будут проходить процессы наработки новых навыков. Тогда как во второй половине положительной фазы, когда происходит постепенное снижение физического потенциала, следует снизить нагрузку и поддерживать «плато». При переходе цикла в отрицательную зону, можно перейти к адаптационным упражнениям и восстановительным процедурам. При этом необходимо учитывать и наличие других циклов. Потому что сочетание положительных фаз не только физического, но и эмоционального цикла даст возможность выработки новых навыков и достижения максимальных результатов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агаджанян, Н. А. Биоритмы, среда обитания, здоровье / Н. А. Агаджанян, И. В. Радыш. – М.: РУДН, 2013. – 362 с.
2. Ежов, С.Н. Основные концепции биоритмологии/ С.Н.Ежов // Вестник ТГЭУ. – 2008. – №2. – С.104-121Гусеинова З., Ильина А. Биологические ритмы2013
3. Джос Ю.С. Влияние фотопериодизма на спектральные характеристики электроэнцефалограммы школьников-северян 13-14 лет // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия 'Медико-биологические науки’. — 2015.— №4
4. Малоземов, О. Ю. Биоритмология: учеб. пособие / О. Ю. Малоземов; Минборнауки России, Урал. гос. лесотехн. ун-т. – Екатеринбург: [УГЛТУ], 2016. − 144 с
5. И.В. Семак, В.А. Кульчицкий Физиологические и биохимические механизмы регуляциициркадных ритмов // Труды Белорусского государственного университета: научный журнал: 2007
6. Тимченко А.Н. Основы биоритмологии: учебно-методическое пособие / А. Н. Тимченко. – Х.: ХНУ имени В. Н. Каразина, 2012. – 148 с
7. Э М. Прохорова «Биологические ритмы и здоровье» научный журнал «Сервис плюс» 2010 №3 11. Иваницкий, М.Ф. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии) / М.Ф. Иваницкий. - М.: Спорт, 2016. - 624 с.
8. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма) / М.Р. Сапин. – М.: ИЦ Академия, 2017. – 356 c.
9. Федюкович, Н.И. Анатомия и физиология человека: учебник / Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. - 510 с.
10. Батуев, А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем/ А.С. Батуев. - СПб. : Питер, 2018. – 320 с.
11. Губа, В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие / В.П. Губа, В.В. Пресняков. - М.: Человек, 2015. - 288 с.
12. Ланцева, Н.А. Особенности проявления тактильной чувствительности свода стопы и вестибулярной устойчивости в различных режимах / Н.А. Ланцева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2009. - № 3 (49). – С. 43-46.
13. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая.Спортивная. Возрастная: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – М.: Сов. спорт, 2012 – 620 c.
14. Коваль, В.И. Гигиена физического воспитания и спорта / В.И. Коваль, Т.А. Родионова. - М.: Академия, 2010. - 320 с.
15. Григорьев, С.А. Физическая культура. Развитие функции равновесия тела / С.А. Григорьев, А.А. Косачев. - СПб.: НИУ ИТМО, 2013
16. Платонов, В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В. Н. Платонов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с.