Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Современная мировая экономика представляет собой единый глобальный финансовый рынок с огромным количеством инвесторов. Процессы активной интеграции ряда азиатских стран, прежде всего Китая, в систему международных связей привели к тому, что мировое производство стало смещаться в страны с низкими издержками, это в свою очередь обусловило рост доходов в странах-экспортерах. В результате избыточные сбережения стали дисбалансом на мировом денежном рынке.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является экономическая система в целом, взаимодействие ее финансового и реального секторов, изучаемое с точки зрения обеспечения устойчивого экономического развития и защиты национальных интересов.
1. Монетарная политика в национальной экономике
1.1. Понятие и структура денежной массы
Под денежной массой понимается денежное отставание экономики определенного периода действия обязательств , которое находится в руках небанковских организаций. Суммы денег может быть увеличена за счет создания денег в контексте кредитования на коммерческих банков и снизился на погашение кредитов. Наличные деньги или жиро-деньги всегда являются обязательствами банка или центрального банка перед небанком. По мере увеличения продолжительности обязательства исчезает характер обязательства как жидкого.Платежное средство для пользователя. Следовательно, сумма денег зависит от ее определения. Эти определения различаются между валютными зонами.
Иерархия банков, балансовых счетов, денежных счетов центрального банка и создания балансовых денег и создания денег центрального банка.
Денежная масса небанковских организаций используется для измерения денежной массы, то есть в руках частных домохозяйств , компаний (без кредитных организаций ), государства и за рубежом (без иностранных банков ). Экономика и центральные банки измеряют количество денег через денежные агрегаты , которые обозначаются буквой M (для английских денег ) и числом. Денежный агрегат M1 представляет собой подмножествоиз M2, а последнее - подмножество M3. Меньшее число означает, что рассматриваемая денежная масса ближе к непосредственным реальным экономическим сделкам , т. е. чем меньше число, тем важнее функция денег как средства платежа .
Разграничение отдельных агрегатов является обычным и неоднородным в международном масштабе. Денежная база M0 (также называемый центральный банк деньги или резервы) имеет особое положение. Она равна сумме наличных денег в обращении и центральным банком денежных авуаров в кредитных учреждениях ( избыточные резервы плюс минимальные резервы ) , и поэтому в значительной степени не принадлежит , не являющихся банками. M0 не является подмножеством M1 – M3, за исключением денежного компонента небанковских организаций, поскольку резервы центрального банка используются только как средство платежа между коммерческими банками.
Количественная теория денег и теория денежной массы , часто лишь кратко Количественная теория является экономическая теория , что при определенных условиях причинно - следственная зависимость уровня цен от денежной массы происходит.
1.2. Монетарная политика, ее цели и инструменты
Монетаризм имеет свое происхождение в основном в количественной теории в Ирвинг Фишер . Фишер увидел тесную связь между денежными и реальными областями в экономике . Ранние работы Фридмана по теории потребления в конечном итоге привели к фундаментальной критике кейнсианской функции потребителя . Фридман раскритиковал якобы неоправданную фиксацию на текущем доходе как на центральном факторе потребительских расходов и выдвинул тезис о том, что потребление зависит от ожидаемого дохода на протяжении всей жизни .
В конце 1940-х годов конфронтация с кейнсианством также породила денежно-теоретическую противоположность Кейнсу, которая привела к реабилитации количественной теории. В 1950-х годах Фридман использовал эмпирические измерения для изучения спроса и предложения денег в американской истории и обнаружил, что кризис 1930-х годов был вызван ужесточением денежно-кредитной политики.
Монетаристская позиция набирает силу, особенно с начала 1970-х годов, в результате скачков цен на нефть.безработица и инфляция произошли одновременно. Помимо Милтона Фридмана как их самого известного представителя, наиболее важными монетаристами являются Карл Бруннер , Аллан Х. Мельцер, Филипп Кейган и Беннетт Т. Маккаллум.
В 1974 году Deutsche Bundesbank стал первым центральным банком в мире, перешедшим на контроль денежной массы. Этот поворот в денежно-кредитной политике имел выдающееся значение для экономической истории Федеративной Республики Германии . Концепция Deutsche Bundesbank для обеспечения внутренней стоимости валюты заключалась в среднесрочном контроле денежной массы с целью сдерживания роста цен путем контроля денежной массы. Это должно происходить косвенно, влияя на состояние денежного рынка. Идея, лежащая в основе этой концепции контроля, состоит в том, чтобы обеспечить такие финансовые процессы с денежной стороны, которые приводят к росту производственного потенциала в среднесрочной перспективе.вести. Деньги, предоставляемые экономике через центральный банк и крупные коммерческие банки с инвестиционными ссудами, предназначены для увеличения производственного потенциала и экономического роста. Предполагается, что денежная масса будет расти так же быстро, как и производственный потенциал, поскольку более низкий рост может привести к слабому экономическому росту. Бундесбанк использовал производственный потенциал, уровень цен и скорость обращения денег как ориентиры для денежно-кредитной политики, соответствующей стабильности. Оптимальные темпы роста денежной массы должны определяться на основе этих основных элементов денежно-кредитной политики.
1.3. Виды монетарной политики
Различают два вида монетарной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.
Стимулирующая монетарная политикая проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.
Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег.
Ее инструментами являются:
1) снижение нормы резервных требований
2) снижение учетной ставки процента
3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг.
Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся: 1) повышение нормы резервных требований, 2) повышение учетной ставки процента и 3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
Воздействие изменения предложения денег на экономику
Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику носит название «механизма денежной трансмиссии» или «денежного передаточного механизма» («money transmission mechanism»). Механизм денежной трансмиссии показывает, каким образом изменение предложения денег (изменение ситуации на денежном рынке) влияет на изменение реального объема выпуска (ситуацию на реальном рынке, т.е. рынке товаров и услуг).
Этот механизм может быть представлен следующей логической цепочкой событий. Если в экономике спад, то центральный банк покупает государственные ценные бумаги → кредитные возможности коммерческих банков увеличиваются → банки выдают больше кредитов → предложение денег мультипликативно увеличивается → ставка процента (цена кредита) падает → фирмы с удовольствием берут более дешевые кредиты → инвестиционные расходы растут → совокупный спрос увеличивается → объем производства мультипликативно растет. (Следует иметь в виду, что на изменение ставки процента реагируют не только фирмы, изменяя величину инвестиционных расходов, но и домохозяйства, которые пользуются потребительским кредитом и при его удешевлении увеличивают потребительские расходы, а также иностранный сектор, увеличивающий расходы на чистый экспорт при снижении ставки процента, поскольку это ведет к снижению курса национальной валюты данной страны и делает ее товары относительно более дешевыми и привлекательными для иностранцев).
2. Монетарная политика в современных экономических условиях
2.1. Проблемы реализации монетарной политики в России
Российский центральный банк неожиданно повысил ключевую процентную ставку в борьбе с устойчиво высокой инфляцией . Как было объявлено в пятницу в Москве, процентная ставка будет повышена с рекордно низкого уровня в 4,25% до 4,5%. «Быстрое восстановление спроса и усиление инфляционного давления требуют возврата к нейтральной денежно-кредитной политике», - оправдал свой шаг центральный банк. В то же время, он прямо оставляет за собой право на дальнейшее повышение ставок в ближайшие месяцы.
В феврале уровень инфляции вырос до 5,7 процента после 5,2 процента в начале года. Центральный банк стремится к стоимости около четырех процентов. По нашим собственным прогнозам, он снова выйдет на этот уровень только в первой половине 2022 года. Дешевые деньги могут стимулировать потребление и инвестиции, но они также могут стимулировать инфляцию за счет увеличения спроса .
После этого решения рубль укрепился. Более высокие процентные ставки делают валюту более привлекательной для инвесторов. Более сильный рубль может в то же время удешевить импорт и тем самым помочь снизить инфляцию.
Бразилия и Турция также повысили ставки на этой неделе, чтобы противостоять инфляционным рискам. С другой стороны, Европейский центральный банк и Федеральная резервная система США придерживаются своей политики сверхнизких процентных ставок.
Большинство экономистов, и мы разделяем это мнение, считают, что на инфляционные процессы в нашей стране влияют преимущественно немонетарные факторы. Определяющими являются сама структура экономики, внешние факторы, в том числе импорт инфляции, высокая степень монополизации экономики, особенно в части энергоносителей, и т. д. Банк России посредством проведения денежно-кредитной политики напрямую не имеет возможности существенно влиять на перечисленные факторы. Это может привести к трудностям денежных властей в части достижения установленных параметров инфляции при переходе к инфляционному таргетированию.
2.2. Проблемы реализации монетарной политики в других странах
Возможность инфляции. Стимулирующая монетарная политика (рост предложения денег) ведет к инфляции даже в краткосрочном, а тем более в долгосрочном периоде. Поэтому представители кейнсианского направления утверждают, что монетарная политика может использоваться лишь при «перегреве», и рассматривают возможность проведения только сдерживающей монетарной политики, в то время как рецессии, по их мнению, должна использоваться стимулирующая фискальная, а не монетарная политика.
· Наличие внешнего лага в связи с многоступенчатостью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг – это период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику (который выражается в изменении величины выпуска). Покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро. Однако механизм денежной трансмиссии длительный и состоит из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой:
- политика «дешевых денег», может обеспечить коммерческие банки дополниельными резервами, что расширяет кредитные возможности банков, однако рост резервов может не привести к соответствующему увеличению объема кредитов, выдаваемых коммерческими банками, кроме того, население может решить не брать кредиты, в результате чего денежная масса не увеличится.
Для достижения своей основной цели по поддержанию стабильности цен Евросистема устанавливает краткосрочные ставки денежного рынка, принимая решения денежно-кредитной политики в отношении ключевых процентных ставок и управляя ситуацией с ликвидностью на денежном рынке.
В некотором смысле Евросистема - это «банк банков» еврозоны. Кредитные учреждения зоны евро должны привлекать ликвидные средства из Евросистемы, чтобы удовлетворить спрос на банкноты и создать (необходимые) резервы в национальных центральных банках.
Управляющий совет контролирует денежно-кредитную политику Евросистемы, в основном, путем установления процентных ставок для предоставляемой ликвидности (политические процентные ставки) (см. Операционные аспекты денежно-кредитной политики).
Решения Управляющего совета принимаются с целью поддержания стабильности цен в зоне евро в целом (см. Стратегические аспекты денежно-кредитной политики). Если существует риск инфляции, Совет проводит более ограничительную политику, повышая процентные ставки. Напротив, если существует риск дефляции, процентные ставки снижаются.
Процентные ставки по кредитам, предоставленным Евросистемой, оказывают значительное влияние на ставки денежного рынка. Они также влияют на другие процентные ставки, в том числе те, которые коммерческие банки предоставляют своим клиентам, и, косвенно, на обменные курсы. С другой стороны, эти финансовые переменные влияют на спрос на товары и услуги в экономике, а также на формирование цен и доходов.
Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) включает ЕЦБ и национальные центральные банки всех стран-членов ЕС. Основная цель ESCB - обеспечение стабильности цен. Для достижения этой основной цели Управляющий совет принимает свои решения на основе двухкомпонентной стратегии денежно-кредитной политики и реализует их с помощью традиционных мер денежно-кредитной политики и специальных мер денежно-кредитной политики. Основными инструментами традиционной денежно-кредитной политики ЕЦБ являются операции на открытом рынке, постоянные механизмы и поддержание минимальных резервов. В ответ на финансовый кризис ЕЦБ также изменил свою коммуникационную стратегию и теперь предоставляет прогнозы относительно дальнейшего курса своей процентной политики в зависимости от перспектив ценовой стабильности. Он также принял несколько исключительных мер денежно-кредитной политики. Это включает покупку активов и государственных облигаций на вторичном рынке с целью обеспечения стабильности цен и эффективности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
Согласно Статье 127 (1) TFEU, основной задачей ЕСЦБ является обеспечение стабильности цен. Без ущерба для этой цели ЕСЦБ поддерживает общую экономическую политику Союза, чтобы способствовать достижению целей Союза. ЕСЦБ действует в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, который способствует эффективному использованию ресурсов.
Заключение
Монетаристское представление о том, что кривая Филлипса основана на реальных значениях и, следовательно, существует лишь очень ограниченная взаимозависимость между инфляцией и неполной занятостью, оказывает влияние на экономическую политику . Аргументы основаны на трех уже обсуждавшихся монетаристских идеях: количественной теории, стабильности частного сектора и постоянных темпах роста денежной массы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. От 02.12.2019) “О некоммерческих организациях” Статья 7.1. Государственная корпорация (введена Федеральным законом от 08.07.1999 N 140-ФЗ) // СПС «Консультант плюс».
2. Общероссийский классификатор организационно-правовых форм (утв. Приказом Росстандарта от 16.10.12 N 505-ст) // СПС «Консультант плюс».
Научная литература
3. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Риски в предпринимательской деятельности // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 578–580.
4. Азимов Т. А., Безнощук Л. Ю. Инвестиционная политика Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — № 27. — С. 325–327.
5. Борецкий, Е. А. Эволюция взглядов на сущность денег и их виды / Е. А. Борецкий, М. С. Егорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 546-548.
6. Ганоцкий, Д. В. Эволюция денег: товарные деньги / Д. В. Ганоцкий, Е. В. Нечёса. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 6 (9). — С. 30-32.
7. Губин, Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы: Монография / Е.П. Губин.-М.: ИНФРА-М, 2017.- С. 316.
8. Сырых, В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов / В.М. Сырых– М.: ЗАО Юстицинформ, 2012.- С. 278.
9. Кожевина, О.В. Институционально-экономические основы оценки качества управления в организациях государственного сектора: Монография / О.В. Кожевина, Н.В. Балунова, А.Н. Бойко.-М.: НИЦ ИНФА-М, 2015.- С. 131.
10. Данилина, Е.И. Экономика государственного и муниципального сектора: Учебник / Е.И. Данилина, Д.В. Горелов, Я.И. Маликова.-М.: Дашков и К, 2015.- С. 218.
11. Николайчук, О.А. Государственное регулирование аграрного сектора экономики России: Учебное пособие / О.А. Николайчук, Л.Н. Даниленко. – П.: ООО фирма «Псковское возрождение», 2007.- С.178.
12. Ясин, Е.Г. Российская экономика: настоящее и перспективы после реформ: Учебник / Е.Г.Ясин.-М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019.- С. 528.