Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Специалисты признают, что туризм сегодня является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики.
Туризм играет важную роль в экономике, поскольку он участвует в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и создании рабочих мест для населения, а также в активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на ключевые секторы экономики, такие как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие; Х. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. На развитие туризма, в свою очередь, влияют различные факторы: демографические, природные и географические, социально-экономические, исторические, религиозные, а также политические и правовые. Значение туризма как источника дохода для иностранной валюты, для развития международных контактов и создания рабочих мест для населения неуклонно растет.
По оценкам ВТО, потенциал России позволяет принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год при должном развитии туристической инфраструктуры. Однако сегодня 22,5 миллиона иностранных гостей приезжают в Россию по деловым, туристическим и частным причинам, что не соответствует туристическому потенциалу.[3]
На развитие того или иного вида туризма в регионах влияют различные факторы. К ограничивающим факторам, негативно влияющим на развитие регионального туризма, относятся: кризисы, рост внешнего долга, политическая нестабильность, рост цен на потребительские товары, безработица, забастовки, криминогенная ситуация, финансовая нестабильность, снижение личного потребления, экологические проблемы, банкротство туроператоров, ужесточение туристических формальностей, невыполнение обязательств туристическими агентствами и т. д.
Среди факторов, влияющих на развитие туризма, особое место занимает сезонность. В зависимости от сезона объем туристической активности может сильно варьироваться.
Степень развития регионального туризма во многом определяется оснащением территории материальными ресурсами для туристов, торговой и общепитовой сетью и т.д., То есть всем, что обычно входит в понятие туристической инфраструктуры и уровня сервиса. , способность территории принимать туристов, экологическое состояние территории., уровень общего экономического развития, наличие рабочей силы, материальных ресурсов и финансовых возможностей региона, принимающего туристов.[1]
Первой основой для развития регионального туризма являются природно-географические условия. Краснодарский край отличается значительной продолжительностью солнечных дней, количество которых достигает 280. Теплый климат и близость к морю определили развитие в регионе климатологических санаториев и домов отдыха, которых в настоящее время насчитывается более тысячи. Краснодарский край долгие годы был «всероссийским курортным городом». Развитию курорта также способствовало наличие гидроминеральных ресурсов, представленных различными видами минеральной воды и лечебных грязей. Именно этот вид туризма сегодня оставляет свой след на площади.
Целью данной работы является рассмотреть проблемы и перспективные направления развития спортивного туризма в Южном Федеральном Округе.
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА
1.1 Понятия и виды спортивного туризма
Спортивный туризм - вид спорта по преодолению определенного отрезка земной поверхности, который называют маршрутом. При этом под "земной поверхностью" подразумевается не только грунтовая поверхность Земли, но также и каменная, и водная т.п. Во время прохождения маршрута преодолеваются разные специфические естественные препятствия. Например, горные вершины и перевалы (в горном туризме) или речные пороги (в сплавах по рекам).
Спортивный туризм является активным, а зачастую и экстремальным видом путешествий. Он подразумевает автономное преодоление больших расстояний и разнообразных локальных препятствий, что требует от туриста физической силы, хорошего здоровья и обладания различными навыками. В отличие от обычных маршрутов, трассы для спортивного туризма классифицируются по уровням сложности.
Они определяются наличием на пути всевозможных препятствий: пиков, перевалов, каньонов, скал, ледников, речных порогов и т. Преодоление маршрутов определенной протяженности и сложности дает туристу право получить спортивное звание - от юношеского разряда до мастера спорта международного класса. [2]
Спортивный туризм - это, как правило, групповой туризм, как правило, команда состоит из 5-10 человек. Спортивный туризм является составной частью национальной системы физкультурно-спортивной культуры и направлен на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей человека путем вовлечения его в спортивные поездки различной сложности и соревнования по спортивному туризму.
Спортивный туризм - важное средство содействия общественной и профессиональной деятельности людей, удовлетворения их нравственных, эстетических и творческих потребностей, жизненной потребности во взаимном общении, развития дружеских отношений между народами и укрепления мира. Спортивный туризм направлен на совершенствование спорта за счет преодоления естественных препятствий. Это означает улучшение всего комплекса знаний, навыков и умений, а также физической подготовленности, необходимых для безопасного передвижения человека по территории, насыщенной естественными препятствиями во время похода.
В спортивном туризме основным мотивом занятий является развитие и повышение уровня знаний, навыков, умений преодолевать естественные препятствия различной формы природного рельефа. В спортивном туризме основным результатом занятий является спортивное оздоровление, в том числе физическое и духовное оздоровление человека в естественных условиях, оздоровление; физическое и духовное развитие человека; эстетическое и морально-волевое воспитание знаний истории и современности, культуры и обычаев местного населения; уважение к природе и уважение к национальным традициям.[4]
Спортивный туризм - один из самых популярных видов спорта.
Он имеет многовековую историю и традиции, в которых есть не только спортивная составляющая, но и особое мировоззрение для любителей приключений, а также необычный образ жизни.
Спортивный туризм включает в себя множество разных направлений.
Альпинизм - покорение горных вершин и прохождение определенных маршрутов;
Горный туризм - походы на высоту более 3000 м с преодолением местных препятствий;
Походы - передвижение по равнинной и гористой местности, на высоте менее 3000 м;
Водный туризм - сплавы на плотах, байдарках, байдарках, плотах, парусный туризм;
Автотуризм - митинги и другие гонки по маршрутам с категорированными препятствиями;
Горнолыжный туризм - горные лыжи, сноуборд, беговые лыжи;
Велотуризм - велогонки разной сложности, командные соревнования по велогонкам.
Часто практикуется комбинированный спортивный туризм, когда на одном маршруте путешественникам приходится преодолевать препятствия разного типа. Эта форма соревнований называется универсальным туризмом. В зависимости от места отправления туризм делится на международный и внутренний, в зависимости от расстояния он может быть дальним или близким. В свою очередь международный туризм делится на прибытие (иностранцы в Украину) и выезд (граждане Украины - за границу). Внутренний туризм охватывает путешествия граждан в пределах своего государства. Как международные, так и внутренние поездки могут осуществляться с культурными, образовательными, оздоровительными, религиозными и спортивными целями, организованными для детей, молодежи, семей и т.д.
Спортивный туризм предъявляет определенные требования к получению спортивных званий и разрядов.
Спортивный туризм по уровню относится к социальному, по форме организации - любительский, по физической активности - активный, по составу участников - групповой.
Некоторые виды туризма включены в спортивную классификацию как часть спортивного туризма. Понятно, что эти виды туризма могут развиваться в рамках любого вида туризма, но в спортивном туризме они нормируются определенными требованиями к продолжительности, протяженности маршрута и естественным препятствиям в походах и путешествиях. Видов туризма, не вошедших в спортивную классификацию, много. Самые известные из них: горные лыжи, водные лыжи, верховая езда и другие виды туризма.[5]
1.2 Историческая периодизация развития спортивного туризма
Туризм как массовое социальное явление начал формироваться только после Второй мировой войны, хотя корни туризма уходят глубоко в прошлое. В истории развития туризма можно выделить четыре этапа.
Первый этап - от античности до начала 19 века.
Второй этап - с начала 19 века до начала 20 века.
Третий этап - с начала 20 века до Второй мировой войны.
Четвертый этап - от Великой Отечественной войны до наших дней.
Эта периодизация основана на технических, экономических и социальных предпосылках, а также на целевых функциях туризма на разных этапах развития.[6]
Первый этап развития туризма называют предысторией туризма. Начало этого этапа восходит к античному периоду (Древняя Греция и Рим), когда основными причинами путешествий были торговля, паломничество, лечение, образование. В этот период зародились спортивные поездки. Например, участники и зрители Олимпийских игр приехали на место соревнований из самых отдаленных уголков Греции.
Позже, в средние века, религиозный фактор - культ святынь христианства и ислама - стал стимулом для путешествий. Возрождение стирает религиозные мотивы и улучшает индивидуальный характер путешествия.
В эпоху Просвещения путешествия были образовательными. Например, молодые дворяне совершили своего рода «грандиозное турне» по Европе, чтобы получить престижное образование, дающее им право заниматься политической или общественной деятельностью. В Великобритании такое путешествие началось в Лондоне, затем студенты отправились в Париж, после чего продолжили обучение в Генуе, Милане, Флоренции и Риме, обратный путь пролегал через Швейцарию, Германию и Нидерланды.[7]
До середины XIX века путешествия имели ряд отличительных черт: во-первых, средства передвижения были примитивными; во-вторых, путешествие было не самоцелью, а необходимым условием и средством для достижения какой-то другой цели (например, торговля, медицина, образование и т. д.). Развитие обрабатывающего производства и промышленные революции 18-19 веков в крупнейших странах Европы изменили экономическую жизнь общества. В результате развития производительных сил общества существует различие между рабочим временем и свободным временем рабочего. Это создало условия для второй фазы развития туризма.
Изменились способы доставки и транспортировки. В 1807 году изобретателем Фултоном был спроектирован и построен первый пароход. Первый паровоз был создан Стефенсоном в 1814 году. Были улучшены системы доставки почты и расширена дорожная сеть. Все это привело к большей надежности и скорости передвижения. В то же время дорожные расходы сократились за счет более дешевых транспортных средств.
В середине 19 века появились первые судоходные компании, осуществлявшие доставку иммигрантов из Старого Света к побережьям Северной и Южной Америки.
Научно-технический прогресс и социальная борьба рабочих за свои права, а также растущее благосостояние общества создали возможность путешествовать для большинства простых людей. Повышение качества и надежности транспорта вместе со снижением его стоимости привело к значительному увеличению потока путешественников. Первые предприятия были созданы для обслуживания временных посетителей. На смену скромным гестхаусам приходят первые отели.
В 1801 году в Германии (Баден-Баден) открылась гостиница Badische-Hof. В 1812 году отель "Риги - Клестерли" начал действовать в Швейцарии, в 1832 году был построен отель в городке Фаулхорн. В городе Интерлакен (Швейцария) в 1859 году был построен «Гранд Отель Швайцерхоф». В Германии на рубеже XVIII - XIX вв. появляются первые курорты с минеральной водой - в Хайлигендаме, Нордерней и Травемюнде.
В этот период становления туризма в первую очередь строились роскошные отели, которые обслуживали представителей аристократических кругов. Но во второй половине XIX века индустрия досуга расширила сферу производства. К гостиничной индустрии добавились первые туристические агентства, задача которых заключалась в организации туристических поездок и их продаже потребителю.
Примером первого пакетного тура (пакет туристических услуг, продаваемых по единой цене) был групповой отпуск, организованный Томасом Куком в 1841 году. Пакет включал поездку на поезде протяженностью 20 миль, чай, булочки и духовой оркестр. Вся поездка обошлась каждому пассажиру всего в один шиллинг. Естественно, Т. Кук преследовал не коммерческие, а социальные цели. Таким действием он пытался привлечь внимание к возможностям целесообразного использования рабочего времени.
С тех пор в течение 20 лет в Англии появилось много новых туристических агентств. Начиная с 1862 года, появились первые туристические каталоги путешествий, отражающие рост туристического спроса. В Германии первое туристическое агентство было основано в 1863 году во Вроцлаве. Он имел тесные контакты с судоходными компаниями и в начале 20 века активно рекламировал и продавал развлекательные поездки на морских круизах. Однако между концом 19 и началом 20 века. Немногие могли позволить себе дальние туристические поездки.[10]
Третий этап положил начало становлению социального туризма. Первая мировая война, экономическая депрессия 1930-х годов и Вторая мировая война отрицательно сказались на развитии туризма. В то же время именно в этот период появились элементы массового туризма, достигшего своего пика в послевоенные десятилетия.[8]
Например, в Швейцарии есть компания «Hotelplan», которая на данный момент является одним из крупнейших производителей туристических услуг в этой стране. Основание компании в 1935 году было основано на идеях ее основателя Г. Дутвейлера о том, что участие «маленького человека» в туризме окажет неоценимую помощь гостиничной индустрии. Массовые дешевые туристические поездки становятся основным продуктом фирмы. Уже в первом финансовом году компания продала более 50 тысяч туристических путевок.
Четвертый этап называется этапом массового туризма. Именно в этот период туризм получает широкое распространение. Из предмета роскоши он становится потребностью большинства населения промышленно развитых стран. Формируется индустрия досуга и развлечений с собственными институтами, продуктом, производственным циклом, методами организации и управления производством.
В странах Западной Европы в этот период активно создаются туристические предприятия, отели, развлекательные и развлекательные предприятия. Европейский туризм в 1950-х годах был в первую очередь ориентирован на американских туристов и был источником долларового дохода. В 1960-х и до середины 1970-х годов наблюдался быстрый рост выездного и въездного туризма, а также увеличение количества туристических предприятий и объемов их производства.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова, А.Ю. География мировой индустрии туризма / А.Ю. Александрова. — М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1998. – 464 с.
2. Анализ основных показателей рыночной активности гостиниц России // Отель. – 2001 - № 4 – С. 26-29
3. Арвах Ю.И. Перспективы устойчивого развитии туризма на курорте Геленджик: Сочинский гос. ун-т. туризма и курортного дела – Краснодар: Б.И. – 2002. – 163 с.
4. Биржаков М.Б. Введение в туризм – М.: 2001. – 135 с.
5. Бриггс, С. Маркетинг в туризме / С. Бриггс. — М.: Финансы и статистика, 2005. – 371 с.
6. Булашев А. Я. Прикладной и познавательный аспект спортивного туризма // Слобожанский НСВ. 2015. №1(45). С. 34-37.
7. Бунина Е. В. Спортивный туризм // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2014. №28. С. 106-109.
8. Гуляев, В.Г. Туризм: экономическое и социальное развитие: научно-популярная лит-ра / В.Г. Гуляев. — М.: Финансы и статистика, 2003. – 303 с.
9. Ефремова, М.В. Основы технологии туристского бизнеса / М.В. Ефремова. — М., 2002. – 115 с.
10. Запесоцкий, А.С. Стратегический маркетинг в туризме: Учебное пособие / А.С. Запесоцкий. — Спб.: Изд-во СПбГУП, 2005. – 400 с.
11. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник для студентов вузов туристского профиля / Е.Н. Ильина. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 251 с.
12. Кожевникова, Н.М. Анализ схемы развития и размещения объектов туризма в Красноярском крае. – Красноярск, 2007. – 109 с.
13. Комплексный атлас «Курорта Сочи» - Сочи: Соч. гос. ун-т туризма и курортного дела. – 2003. – 174 с.: ил.
14. Курортно-туристский комплекс Краснодарского края (2001-2002 гг.)/ Госкомстат России, Краснодар. – 2003. – 24с.
15. Культура, отдых и туризм // Россия в цифрах – М.: Гос. ком. стат. РФ - 2003. – С. 129-136
16. Папирян, Г.А. Экономика туризма / Г.А. Папирян. — М.: Финансы и статистика, 2003. – 219 с.
17. Развитие Краснодарского края. http://www.Krasnodar net/tourizm/ maybok.htm/ Kuban.info
18. Развития туризма в Краснодарском крае. http://region.kuban.info/turizm/ route / Oks
19. Святоха Н.Ю., Филимонова И.Ю. Спортивный туризм в Оренбургской области: современное состояние и перспективы // Вестник Оренбургского государственного университета – 2015 –№ 6 (181) – С. 202-209.
20. Туристический бизнес // Петербургский аналитик. Инф.-аналит. Бюллетень. — СПб., 2004.
21. Туризм в России: статистический сборник/ гос. ком. РФ по статистике. – М.: Б.И., 2000. – 164 с.
22. Черникова, Ю.В. Формирование туристского продукта в условиях применения новых информационных технологий / Ю.В. Черникова. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2003.- 664 с.
23. Чудновский А. Д., Жукова М. А.Управление потребительскими предпочтениями в сфере отечественного туризма и гостеприимства и основные направления реализации туристского продукта. – М.: Федеральное агентство по туризму. – 2014. – 304.
24. Экономическая география России: Учебник / Под ред. Т.Г.Морозова, М.П.Победина, С.С.Шишков.- М.: ЮНИТИ, 2000
25. Экономическая география России: Учебник/ Под ред. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. – М.: Гардарика, 1999
26. Щеглова, С.Е. Динамика и тенденции развития туризма в России // Социальная политика и социология. – 2008. – №2. – С.175-179.