Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования связана с тем, что сегодня современная наука не имеет точных знаний о механизмах наилучшего запоминания спортсменом, как самих движений упражнения, так и сопутствующих ему промежуточных движений. Здесь следует сказать, что особенно актуальна эта проблема для тех видов спорта, в которых спортсменам приходится выполнять различного рода прыжки, вращения, перекаты и т.д.
Нужно отметить, что как педагогика, так и тренерское искусство отмечали, что, исходя из ведущего канала восприятия спортсмена с ним необходимо строить тренировочный процесс исходя из данной особенности. Например, визуалу все необходимо наглядно показывать. Наглядные графические изображения, видеозаписи и т.д. Все эти инструменты буду восприниматься визуалом очень хорошо.
Аудиалу наоборот все необходимо рассказывать. Поскольку он лучше слышит, соответственно ему необходимо все рассказывать и так же в разговорном режиме все объяснять. Кроме этого аудиалу все необходимо рассказывать исходя из эмоционального окраса. Если весь текст будет воспроизведен монотонно без эмоциональных вставок – это превратит весь материал в глазах аудиала в нечто монотонное, однообразное и унылое.
Вообще нужно сказать, что сегодня память остается одним из слабо исследованных психических процессов. Можно сказать, что психологи до сих пор не могут сформулировать теорию работы памяти. Важно сказать, что ученые до сих пор не знают, почему человек одну информацию запоминает и способен ее четко воспроизвести, а другую он практически сразу забывает.
1. Теоретические аспекты использования зрительной памяти в спорте
1.1. Понятие о зрительной памяти и ее особенностях
Человеческая память является, по сути, взаимосвязанным процессом, состоящим из трёх компонентов: ввод информации (запоминание), её удержание (сохранение) и, наконец, воспроизведение. Их взаимосвязь выражена в том, что от того, как организовано запоминание, зависит сохранение информации, а от него – и качество воспроизведения.
По характеру психической активности различают образную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную память (Апарин В.А., 2010).
Образная память – это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Наглядно-образная память сохраняет материал в форме зрительных, слуховых и других образов. Поэтому выделяют несколько отдельных видов образной памяти, таких как слуховая (мурчание котёнка или потрескивание хвороста в костре), зрительная образная память (лицо близкого человека или любимая ваза), обонятельная (запах знакомого парфюма или свежесрезанной травы), тактильная (прикосновение тёплой руки или боль от укола), вкусовая (кислота ломтика лимона или сладость банана). Наглядно-образная память особенно важна в творческой деятельности.
Наш мозг предпочитает воспринимать мир, обрабатывая информацию обоими полушариями: правое воспринимает образ, а левое подбирает для него слова. Развивая образную память, мы восполняем пробел, вызванный дефицитом образов: в современном мире много информации, но основной её массив не задействует в работу правое полушарие, возникает дисбаланс, в результате которого человеку все труднее запоминать, удерживать внимание, концентрироваться. Развитие образной памяти помогает включить в работу правое полушарие, подключая воображение. Воображая, мы легко запоминаем. Поняв материал, человек создаёт образ, закрепляющий понимание, и получает знание (Фискалов В.Д., 2016).
Чинкин А.С. отмечает, что сегодня ученые различают зрительную, слуховую, моторно-слуховую память, зрительно-моторно-слуховую память. Это виды так называемой сенсорной памяти, которая играет наиболее важную роль в обучении. Зная, какой тип памяти преобладает у ученика, можно дифференцированно подходить к процессу его обучения, достигая лучших результатов запоминания. Преподаватель должен позаботиться о том, чтобы в процессе усвоения материала принимало участие как можно больше органов чувств. В своё время на это обращал внимание известный педагог КД. Ушинский (Чинкин А.С., Назаренко А.С. 2016).
Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. Зрительная образная память предполагает использование зрительного анализатора для обработки информации. У многих людей зрительная образная память представляет основной тип запоминания.
Особенно актуально развитие зрительной памяти для художников, но широко использует все человечество. Развивая воображение, человек также помогает развитию зрительной памяти, ведь то, что человек представляет, ему легче запомнить и воспроизвести.
Человек воспринимает мир с помощью своих органов чувств. Глаза откладывают в сознание образные, визуальные воспоминания. В резервуаре этого вида памяти сохраняются визуальные образы – лицо мамы, ребенка и т.д.
В свою очередь этот вид памяти может быть произвольным и непроизвольным, если судить по форме физической активности. Когда человек гуляет по цветущему саду или собирает грибы в лесу, он невольно запоминает все, что попадает в поле зрения. Потом он долго может представлять увиденное (Донской Д.Д., 2015).
Например, когда человек срезает гриб и оценивает его на предмет ядовитости или безопасности, человек включает сознательную, произвольную память, сравнивает его с теми образами, которые соответствуют съедобным грибам и кладет в корзину. Внешний облик мухоморов все помнят с детства, по картинкам в букваре и не трогают их.
В момент, когда человек сравнивает найденный гриб со своими воспоминаниями, включается долговременная зрительная память. Когда человек возвращается взглядом на полянку, помня, что рядом был еще один гриб, включает визуальную краткосрочную память (Михно Л.В., Поликарпочкин А.Н., Левшин И.В., Ашкинази С.М., 2016).
Так в процессе сбора грибов у человека работает много видов памяти, присоединившихся к зрительной, дополняя ее, делая более образной и яркой.
Все типы воспоминаний дополняются и переплетаются друг с другом. Поэтому деление их чисто символическое. Специалисты классифицируют их для себя, чтобы лучше изучать и применять знания на практике.
Итак, под зрительной памятью можно понимать особый вид памяти, который отвечает за фиксирование и отражение зрительных образов, а также за их использование в процессе общения.
Зрительная память ответственна за сохранение и воспроизведение полученных зрительных образов. С её помощью человек запоминает лица людей, ориентируется на местности и распознает предметы. Когда человек видит лицо другого человека, в сознании происходит сложный процесс сравнения этого зрительного образа с теми, которые уже хранятся в долговременной памяти. Если образы совпали, то происходит определение данного человека как знакомого.
Бывает и так: встретив человека во второй раз, человек не сразу может вспомнить, где, когда и при каких обстоятельствах его видели. Также встречаются люди, которые затрудняются узнать лицо человека, с которым провели целый день. Это не аномалия, но важная особенность работы зрительного блока кратковременной памяти.
Апарин В.А. отмечает, что зрительная память связана с воображением. Поэтому, развивая воображение, сам человек способствует развитию зрительной памяти, и наоборот (Апарин В.А., 2010).
Развитие зрительной памяти у детей (Апарин В.А., 2010).
Ещё в дошкольном возрасте малыши активно непроизвольно запоминают слова, предметы, понятия, изображения, поэтому в период «ребенок-почемучка» особенно благоприятно использовать специальные игры, предназначенные для тренировки зрительной памяти у детей. Это станет хорошей подготовкой ребёнка к школе, поможет воспринимать сложную и объёмную информацию. Произвольная память требует усилий и проявления внимания и воли для запоминания, это касается и произвольной зрительной памяти. Общие рекомендации для хорошего запоминания таковы:
Что интересно, ярко, эмоционально подано – то и запоминается лучше.
Начало и конец – самые запоминающиеся моменты.
Что просто и понятно объясняют, то и запомнится лучше.
Если, помимо зрительной памяти, задействуются другие пути запоминания информации (тактильная, слуховая, моторная и т.д.), то запоминание будет эффективнее. Наиболее распространены как раз смешанные типы памяти.
Объем зрительной памяти (Тугунова Я.П., 2014).
Объем зрительной памяти – важный показатель, от которого зависит возможность сохранения того или иного количества запечатленной информации. Для определения объёма кратковременной и оперативной памяти существует и такая методика: ребенку поочередно предлагают изучить два рисунка, которые представляют собой произвольно расположенные ломаные линии, состоящие из 9 отрезков.
После запоминания каждого из этих двух рисунков ребенку предлагается трафаретная рамка, на которой он должен максимально точно отобразить по памяти линии, изображённые на каждом из рисунков. На основании двух опытов определяется среднее количество правильно воспроизведенных по памяти линий, т.е. объем зрительной памяти.
Тузова Е.Н. обратила внимание на варианты нарушения зрительной памяти у юных спортсменов (Тузова Е.Н., 2015).
Как правило, нарушения памяти связаны со стрессами, переутомлением, также они могут быть следствием соматических заболеваний. К нарушению памяти приводят также нарушения кровообращения головного мозга, спазмы сосудов мозга, возрастные изменения.
Нарушения зрительной памяти связаны, прежде всего, с перенесенными травмами или опухолевыми процессами, при которых затрагиваются, прежде всего, затылочные зоны коры головного мозга. Это выражается в расстройстве зрительного восприятия и сложности узнавания предметов и объектов, воспринимаемых прежде или если при узнавании и понимании предназначения предмета есть трудности при его назывании.
В некоторых случаях недостаточность развития зрительной памяти может быть связана с недостаточной зрелостью определённых нервных структур головного мозга или зрительных анализаторов в детском и подростковом возрасте или заболевания и расстройства этих структур. В этом случае для исследования зрительной памяти с учетом специфических нюансов нужна консультация врача-специалиста (невролога, офтальмолога, нейропсихолога).
Особенности зрительной памяти (Тузова Е.Н. 2017).
Особенность зрительной памяти заключается в том, что в процессе удержания зрительного образа в памяти он претерпевает определённые изменения, трансформируется. Это может быть, например, упрощение, игнорирование некоторых деталей, или преувеличение отдельных нюансов, или изменение в пользу большей симметричности, или изменение формы (округление, сужение, или изменение положения в пространстве), или изменение цвета. Эти неточности, присущие зрительной образной памяти, могут быть как недостатком, так и достоинством, ведь таким путем можно упростить образ, сделать его символичным, ярким, неожиданным.
Хорошая зрительная память предполагает хорошо развитое воображение.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Апарин В.А. Основы начального обучения фигурному катанию на коньках: учебно-методическое пособие. – СПб.: Федеральное агентство по физ. культуре и спорту; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2010. – 39 с.
2. Апарин В.А. С чего начинать обучение фигурному катанию на коньках? – М.: Терра-Спорт, 2010. – 24 с.
3. Апарин В.А. Фигурное катание на коньках. Одиночное катание. Техника и методика обучения: учеб, пособие. – СПб.: Федеральное агентство по физ. культуре и спорту; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2010. – 184 с.
4. Бочкарёв В.А., Рачева Е.В., Лященко Я.В. Методика технической подготовки фигуристок 5–7 лет // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. №XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-tehnicheskoy-podgotovki-figuristok-5-7-let (дата обращения: 20.05.2021).
5. Губа, В.П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие. / В.П. Губа, В.В. Пресняков.— М. : Человек, 2015. — 288 с
6. Донской, Д.Д. Законы движений в спорте. Очерки по теории структурности движений.— М. : Советский спорт, 2015. — 178 с.
7. Кафка, Б. Функциональная тренировка. Спорт. / Б. Кафка, О. Йеневайн — М. : Спорт, 2016. — 176 с.
8. Королевич А.Н. Теория и методика обучения фигурному катанию: учеб. -метод. пособие. – Пинск: Полес ГУ, 2015. – 39 с.
9. Марина, И.В. Самоподготовка по физической культуре: учебное пособие.— Вологда : ВоГУ, 2014. — 111 с.
10. Мартенс, Р. Успешный тренер.— М. : Человек, 2014. — 440 с.
11. Михно, Л.В. Физиология спорта: Медико-биологические основы подготовки юных фигуристок: Учебное пособие. / Л.В. Михно, А.Н. Поликарпочкин, И.В. Левшин, С.М. Ашкинази.— М.: Спорт, 2016. — 168 с.
12. Передельский, А.А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук. Социология спорта: Учебник.. — М.: Спорт, 2016. — 416 с.
13. Порядок организации оказания медицинской помощи занимающимся физической культурой и спортом.— М. : Спорт, 2017. — 108 с.45
14. Психология физической культуры: учебник.— М. : Спорт, 2016. — 624 с.
15. Столяров, В.И. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта: учебник. / В.И. Столяров, А.А. Передельский, М.М. Башаева.— М. : Советский спорт, 2015. — 464 с.
16. Тугунова Я.П. Повышение эффективности процесса обучения юных фигупидористов с использованием специально подобранных средств // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2014. – № 4. – С. 17-20.
17. Тузова Е.Н. Обучение базовым элементам фигурного катания: учебно-методическое пособие. – М.: Спорт, Человек, 2015. – 96 с.
18. Тузова, Е.Н. Обучение базовым элементам фигурного катания.. — М.: Спорт, 2015. — 96 с.
19. Фискалов, В.Д. Теоретико-методические аспекты практики спорта: учебное пособие. / В.Д. Фискалов, В.П. Черкашин.— М. : Спорт, 2016. — 352 с.
20. Чинкин, А.С. Физиология спорта. / А.С. Чинкин, А.С. Назаренко. —— М.: Спорт, 2016. — 120 с.